Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.
судей Аняновой О.П., Безуха А.Н.
при секретаре Тягнирядно Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 октября 2013 года
апелляционное представление прокурора Новооскольского района и апелляционную жалобу Науменко А.Л.
на решение Новооскольского районного суда Белгородской области от 19 августа 2013 года по делу по иску прокурора Новооскольского района, действующего в интересах Науменко А.Л. к администрации муниципального района "Новооскольский район" о признании решения жилищной комиссии незаконным, признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., объяснения представителя истца Бригадиной В.Ю., поддержавшей доводы, изложенные в апелляционном представлении, представителя ответчика Бондарева С.А., считавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Науменко А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проходил службу в действующей армии с июня 1951 года по февраль 1953 г., принимал участие в боевых действиях в Северной Корее, имеет удостоверение участника Великой Отечественной войны, пользуется правами и льготами, установленными ФЗ "О ветеранах", непосредственного участия в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов не принимал.
Науменко А.Л. фактически проживает: "адрес", зарегистрирован в жилом доме, расположенном в "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., принадлежащем ему на праве собственности, который распоряжением главы администрации муниципального района "Новооскольский район" N726-p от 12.10.2012 года на основании акта обследования от 08.10.2012 г. N 52, заключения межведомственной комиссии от 08.10.2012 года N52, признан не пригодным для проживания.
29.10.2012 года Науменко А.Л. подал заявление в жилищную комиссию при администрации МР "Новооскольский район" о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, как участника Великой Отечественной войны, проживающего в доме, непригодном для проживания.
09.11.2012 года жилищной комиссией при администрации МР "Новооскольский район" Науменко А.Л. по результатам рассмотрения вопросов о признании ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий, отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ввиду не предоставления документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Прокурор Новооскольского района, действующий в интересах Науменко А.Л., обратился в суд с настоящим иском и с учетом уточнения требований просил признать решение жилищной комиссии администрации МР "Новооскольский район" незаконным и признать за Науменко А.Л. право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N714 (в ред. от 09.01.2010 г.) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" для получения жилья за счет средств федерального бюджета, для категории лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа с 09.11.2012 года.
В судебном заседании и.о. заместителя прокурора Новооскольского района Должиков М.С., исковые требования поддержал в полном объеме, при этом, сославшись на Федеральный Закон РФ "О ветеранах", пояснил, что Науменко А.Л., участвовавший в боевых действиях в Северной Корее относится к ветеранам Великой Отечественной войны и пользуется теми же льготами.
Представитель администрации МР "Новооскольский район" Бондарев С.А. иск не признал, указав, что поскольку заявитель не представил документы, подтверждающие то, что он является именно участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ему на этом основании было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном представлении прокурор Новооскольского района просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В апелляционной жалобе Науменко А.Л. просит об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении требований.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 данного Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 23.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Постановлением Правительства Белгородской области от 28.03.2006 N 52-пп утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Согласно п. 7 Порядка органам местного самоуправления рекомендовано в соответствии с законом области вести учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формировать по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (ст. 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21) списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и представляют их в управление социальной защиты населения области.
Таким образом, исходя из названных положений законодательства участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет в качестве таковых.
Науменко А.Л. обратился с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по двум основаниям, в том числе и ввиду проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 закона Белгородской области от 10 мая 2006 года N 39 "О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет считаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке. Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как прокурор, выступающий в интересах гражданина, оспаривает решение органа местного самоуправления. Исходя из изложенного, вне зависимости от формы обращения в суд, решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Учитывая, что дом, принадлежащий Науменко А.Л., признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение жилищной комиссии является законным, не соответствует установленным по делу обстоятельствам и положениям п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Однако судебная коллегия, рассматривая данные требования, учитывает положения части 1 ст. 256 ГПК РФ, которыми установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из части 2 статьи 45 ГПК РФ следует, что прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Таким образом, на прокурора, как и на Науменко А.Л. в случае его самостоятельного обращения за защитой своих прав и законных интересов, распространяется обязанность по обращению в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления в трехмесячный срок, равно как и последствия пропуска срока обращения в суд.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица, суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Судом установлено, что обжалованное прокурором в интересах Науменко А.Л. решение об отказе в принятии его на учет, нуждающихся в жилых помещениях от 09.11.2012 г. получено 19.11.2012 г. Следовательно, срок на подачу заявления о признании незаконным оспариваемого решения начал течь для Науменко А.Л. и соответственно прокурора с 20.11.2012 г.
Как следует из материалов дела, с жалобами по данному вопросу Науменко А.Л. обращался к Генеральному прокурору РФ.
В суд с настоящим заявлением прокурор в интересах Науменко А.Л. обратился лишь 17.07.2013 г. почти через восемь месяцев с момента, когда заявителю стало известно об оспариваемом решении, т.е. с пропуском срока, установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ.
Прокурор Новооскольского района, обращаясь в суд с требованием об оспаривании решения жилищной комиссии, доказательств уважительности причин пропуска установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока не представил и на таковые не ссылался.
Пропуск срока, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ судебной коллегией признается самостоятельным основанием для отказа Прокурору Новооскольского района в удовлетворении требований в части оспаривания решения жилищной комиссии.
Поскольку по смыслу закона пропуск срока обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, во всяком случае, является основанием для отказа в защите даже действительно нарушенного права, отклоняются доводы апелляционного представления о том, что Науменко А.Л. подлежит признанию нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятии на учет на основании положения п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Применяя в качестве основания к отказу в удовлетворении требований прокурора пропуск срока, судебная коллегия, принимая во внимание положения ч.1 ст. 52, 57 ЖК РФ, учитывает, что для Науменко А.Л. возможность защиты нарушенного права на получение жилого помещения по договору социального найма по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ не утрачена и в зависимость от способа восстановления нарушенного права путем постановки на учет с даты обращения, не поставлена, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Науменко А.Л. не лишен права повторно обратиться в жилищный орган с заявлением о постановке его на учет по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ с целью предоставления жилого помещения по договору социального найма по указанным основаниям во внеочередном порядке.
Относительно выводов суда первой инстанции об отказе в признании за Науменко А.Л. права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" для получения жилья за счет средств федерального бюджета, для категории лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа с 09.11.2012 года, то судебная коллегия с ними соглашается.
При правильном толковании положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественно войны 1941-1945 годов", Федерального закона N 5 от 12.01.1995 г. "О ветеранах" в их взаимосвязи суд пришел к выводу, что положения Указа предусматривают обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий непосредственно ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, к которым не относятся участники боевых действиях в Северной Корее в период 1951 -1953 г.г.
Отказывая в удовлетворении заявленных Науменко А.Л. требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для предоставления истцу вне очереди жилого помещения на основании Указа Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не имеется.
Науменко А.Л., как участник боевых действий в Северной Корее в период 1951 -1953 г.г. является получателем мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "О ветеранах", однако, поскольку Науменко А.Л. не принимал участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., он не может быть отнесен к числу лиц, подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы о том, что ветераны боевых действий в Северной Корее в период 1951-1953 г.г. приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны, а, следовательно, имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", основаны на неверном толковании закона.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Анализ вышеуказанных правовых норм дает основание сделать вывод о том, что законодатель, наделяя ту или иную указанную в Законе "О ветеранах" категорию лиц льготами, что и участников Великой Отечественной войны, вместе с тем не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме.
В приложении к Федеральному закону "О ветеранах" указано, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах 1 и 2 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах". В разделе 1 данного Перечня указаны и боевые действия в Северной Корее в период с июня 1950 года по июль 1953 года (для личного состава воинских подразделений, принимавших участие в боевых действиях в Северной Корее с территории Китая).
Вместе с тем, Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории. При этом меры социальной поддержки названных лиц в вопросе обеспечения жильем разняться.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении N 89-О от 4 апреля 2006 года, Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 ст. 2.
Статья 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" содержит понятие ветерана Великой Отечественной войны, и в этой статье дан перечень лиц, кто относится к ветеранам Великой Отечественной войны. В данный перечень не включены участники боевых действий в Северной Корее в период с июня 1950 года по июль 1953 года.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем.
При этом в данный перечень такая категория лиц, как участники боевых действий в Северной Корее в период с июня 1950 года по июль 1953 года, не включена и действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 на эту категорию лиц не распространяется.
Доводы, приведенные в апелляционном представлении и апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда, основаны на ином понимании и толковании норм права и не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Руководствуясь 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новооскольского районного суда Белгородской области от 19 августа 2013 года по делу по иску прокурора Новооскольского района, действующего в интересах Науменко А.Л. к администрации муниципального района "Новооскольский район" о признании решения жилищной комиссии незаконным, признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Новооскольского района и апелляционную жалобу Науменко А.Л. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.