Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Ускова О.Ю.
судей Безуха А.Н., Самыгиной С.Л.
при секретаре Тягнирядно Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 ноября 2013 года
апелляционное представление Алексеевского межрайонного прокурора на решение Алексеевского районного суда от 22.08.2013 г. по делу по иску Алексеевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Глуховского сельского поселения муниципального района "Алексеевский район и г.Алексеевка" об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму,
заслушав доклад судьи Безуха А.Н.; объяснения прокурора Зубаревой Е.Г., поддержавшей доводы представления; объяснения представителя ответчика администрации Глуховского сельского поселения муниципального района "Алексеевский район и г. Алексеевка" Плешкова Д.А., представителей администрации муниципального района "Алексеевский район и г. Алексеевка" Стихненко А.А. и Хаметовой Е.А., полагавших апелляционное представление не обоснованным, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Алексеевской межрайонной прокурор Белгородской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации Глуховского сельского поселения муниципального района "Алексеевский район и г. Алексеевка", который с учетом уточненных требований просил обязать ответчика создать местную систему оповещения населения, обеспечивающую доведение сигналов об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, до населения "адрес" в срок до 30.04. 2014 года. В обоснование иска указал на то, что администрацией Глуховского сельского поселения не реализуется обязанность самостоятельно поддерживать в постоянной готовности к использованию системы оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, преступных действиях, что не способствует улучшению качества жизни населения, обеспечения здоровья и защиты жизни людей, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В обоснование требований сослался на проведение проверки исполнения законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которой установлено, что на территории администрации Глуховского сельского поселения система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, которыми являются и террористические акты, находится в нерабочем состоянии (отсутствует кабель ввода).
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит решение отменить и принять новое об удовлетворении требований. В обоснование приводит доводы о нарушении судом норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а именно тому, что нахождение в нерабочем состоянии системы оповещения может привести к значительному количеству жертв при совершении террористического акта, либо возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
От администрации муниципального района "Алексеевский район и город Алексеевка" поступили возражения на апелляционное представление.
Выслушав стороны, проверив материалы дела по доводам жалобы, судебная коллегия признает их неубедительными.
Исходя из заявленных требований, доводов апелляционной жалобы, прокурор указывает на то, что система оповещения граждан в Глуховском сельском поселении находится в нерабочем состоянии из-за отсутствия кабеля.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из тех обстоятельств, что на органы местного самоуправления не возложена обязанность устанавливать и применять конкретные способы оповещения населения о возникающих чрезвычайных ситуациях.
В силу положений ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ на органы местного самоуправления возложены полномочия самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе, создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечивать своевременное оповещение населения об указанных опасностях и угрозах чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10. 2003 годаN131-ФЗ к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Исходя из положений ст. 6, ч. 2 ст. 11 Закона N 68-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Само по себе оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях, исходя из содержания вышеупомянутых норм, включает в себя комплекс мероприятий по оперативному доведению до населения информации о возникших или прогнозируемых ситуациях доступным для населения способом.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что на органы местного самоуправления федеральным законодательством не возложена обязанность по установлению и применению конкретных способов оповещения населения.
Кроме того, из представленных доказательств не усматривается, что система оповещения, на которую сослался прокурор (сирена), к которой не подключен кабель ввода, находится в рабочем состоянии и не функционирует исключительно по причине отсутствия источника питания, а также находится на балансе администрации Глуховского сельского поселения.
Названная система, как пояснил в судебном заседании представитель администрации Алексеевского района, находится на балансе Главного управления МЧС России, по Белгородской области. В опровержение данного довода, доказательств прокурором не представлено.
Доводы прокурора о том, что обеспечение защиты населения по финансированию является обязательством муниципального образования, не опровергают выводов суда.
Действительно, в силу положений ч. 3 ст. 18 Закона N 28-ФЗ установлено, что обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
Положением о системах оповещения, утвержденного Приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации N90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации N376 от 25.07. 2006 года, предусмотрено создание систем оповещения на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться (п. 4).
Основной задачей муниципальной системы оповещения, является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС (государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования (п. 10). Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания (п. 12).
Законом Белгородской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 23 сентября 1998 года N41 (в редакции от 13.05.2013 года) к полномочиям правительства Белгородской области отнесены вопросы содействия федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в предоставлении участков для установки и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделения эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечение ее эксплуатации и развития (ст. 5).
Положением о порядке оповещения и информирования населения Белгородской области в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, утвержденного постановлением правительства Белгородской области от 26.01.2007 года N11-пп право на использование специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также радиотрансляционных сетей и радиовещательных станций для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях с перерывом вещательной программы предоставлено исполнительной власти области (п.2).
Включение специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также радиотрансляционных сетей и радиовещательных станций для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени осуществляется оперативным дежурным Главного управления МЧС России по Белгородской области, с разрешения местных органов исполнительной власти или начальника Главного управления МЧС России по Белгородской области (п. 3 Положения).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, к компетенции Глуховского сельского поселения как органа местного самоуправления не относится создание и поддержание специализированных технических средств оповещения населения.
Из представленной ответчиком текста телефонограммы видно, что Главным управлением МСЧ России по Белгородской области по указанию Губернатора Белгородской области, в 2013 году запланирована реконструкция системы оповещения Алексеевского района. администрациям сельских поселений Алексеевского района было поручено определить место установки сирен.
В пределах своей компетенции администрация Глуховского сельского поселения определила место установки сирены, что подтверждается информацией от ДД.ММ.ГГГГ года, переданной в администрацию Алексеевского района.
Положением о системе оповещения и информирования населения Алексеевского района, утвержденного постановлением администрации Алексеевского района от ДД.ММ.ГГГГ года N предусмотрено, что для оповещения и информирования населения, используются: областные теле- и радиокомпании, ведомственные громкоговорители; громкоговорящие установки на автомобилях; посыльные (пешие и на транспорте); ручные сирены и мегафоны; локальные системы оповещения организаций; ведомственные электросирены. Диспетчер МУКП "ЕДЦС-01 Алексеевского района" непосредственно или через соответствующие ДДС осуществляет оповещение, в том числе, посыльных (пеших и на транспорте) - п. 2.
Администрацией Глуховского сельского поселения в соответствии с указанным Постановлением от N года N и распоряжением главы администрации Алексеевского района от ДД.ММ.ГГГГ года N "Об оповещении населения на территориях сельских поселений" назначены ответственные лица в качестве посыльных из расчета один посыльной на 50 домов. Также предусмотрены посыльные в резерве, их список представлен в Совет безопасности администрации Алексеевского района, указанные в списках лица, как пояснил глава Глуховской сельской администрации, имеют телефонную связь с ЕДДС Алексеевского района. Кроме того, администрацией Глуховского сельского поселения заключены трудовые договоры N и N на выполнение функций объездчика по охране территории от пожара на период с 1.04. по 1.11. 2013 года. Все это свидетельствует о том, что Глуховской сельской администрацией создана местная система оповещения населения.
Кроме того, из представленных в суд апелляционной инстанции документов усматривается, что администрацией муниципального образования, после принятия решения по существу, заключен договор с церковью, согласно которому в случае возникновения вышеописанных ситуаций население будет информироваться непрерывным колокольным звоном в течение 20 минут.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Глуховским сельским поселением предусмотрены меры к экстренному оповещению населения о чрезвычайных, техногенных ситуациях. Прокурором не представлено доказательств того, что имеющаяся система оповещения и информирования населения "адрес" не эффективна и не соответствует законодательству о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе, проявлений терроризма.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алексеевского районного суда от 22.08.2013 г. по делу по иску Алексеевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Глуховского сельского поселения муниципального района "Алексеевский район и г.Алексеевка" об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму - оставить без изменения, апелляционное представление Алексеевского межрайонного прокурора без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.