Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Маслова А.К., Баркаловой Т.И.,
при секретаре Гончаровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 ноября 2013 года
апелляционную жалобу Мозжакова Ю.А.
на решение Алексеевского районного суда Белгородской области от 09 сентября 2013 года
по делу по иску Мозжакова Ю.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Алексеевском районе и г. Алексеевка Белгородской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии и признании права на трудовую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Нерубенко Т.В., объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) в Алексеевском районе и г. Алексеевка - Самойленко И.А., просившей в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мозжаков Ю.А. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и получил увечье при исполнении иных обязанностей военной службы, с 12.12.1993 г. является инвалидом "данные изъяты" группы.
При достижении 50-и летнего возраста Мозжаков Ю.А. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Алексеевском районе и г. Алексеевка с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости, однако в назначении второй пенсии ему было отказано в связи с отсутствием у него необходимого трудового стажа.
Считая данный отказ незаконным, истец просил обязать ответчика назначить и выплачивать ему пенсию по старости с 05.02.2013 г.
Представитель ответчика просил в иске отказать.
Решением суда иск Мозжакова Ю.А. отклонен.
В апелляционной жалобе Мозжаков Ю.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия признает их неубедительными.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
На основании п. 2 названной статьи, гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Согласно ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (введена Федеральным законом от 18.08.2006 г. N 112-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", п. 2 ст. 29 базового Закона (в редакции Федеральных законов от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ и от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ) дано разъяснение о том, что инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 01.01.2002 г. имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (ст. ст. 5 и 41), а после этой даты - только на основании п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 этого Закона.
Из содержания п.п. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Судом установлено, что к моменту обращения с заявлением о наличии права на получение второй пенсии - трудовой пенсии по старости - Мозжаков Ю.А., "данные изъяты" года рождения, не достиг возраста 55 лет, соответственно, право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истца отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу второй пенсии - как трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и постановил правильное решение об отказе в иске.
Доводы апелляционной жалобы Мозжакова Ю.А. о наличии у него права на получение второй трудовой пенсии по достижении им возраста 50 лет приводились истцом в суде первой инстанции в обоснование иска, и им судом была дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.
Эти доводы апелляционной жалобы истца не являются основанием к отмене решения, поскольку сводятся к неправильному толкованию истцом норм материального права.
Судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алексеевского районного суда Белгородской области от 09 сентября 2013 года по делу по иску Мозжакова Ю.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Алексеевском районе и г. Алексеевка Белгородской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии и признании права на трудовую пенсию по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу Мозжакова Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.