Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Богданова А.П., Баркаловой Т.И.,
при секретаре Гончаровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 ноября 2013 года
апелляционную жалобу военного комиссариата Белгородской области
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 05 сентября 2013 года
по делу по иску Хомика В.И. к военному комиссариату Белгородской области о перерасчете выплат в возмещение вреда здоровью, причиненного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Заслушав доклад судьи Нерубенко Т.В., объяснения представителей военного комиссариата Белгородской области - Черкашина О.Н., Бекетовой А.И., поддержавших доводы жалобы, представителя Хомика В.И. - Ракитянской Г.А., просившей об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хомик В.И. выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в тридцати километровой зоне в период с 10. по 22.10.1986 г., с 24. по 26.11.1987 г., 13, 14.03. и 12.06.1988 г. Во время работ на ЧАЭС подвергался воздействию радиации, в результате чего у него развился ряд заболеваний, приведших к инвалидности.
С 28.02.1997 г. по 28.01.2002 г. истцу установлена "данные изъяты" группа инвалидности с утратой трудоспособности "данные изъяты" %, с 06.02.2002 г. установлена "данные изъяты" группа инвалидности и "данные изъяты" % утраты трудоспособности бессрочно со ссылкой на то, что увечье получено при исполнении обязанностей военной службы и связано с аварией на ЧАЭС.
В связи с инвалидностью и на основании п. 25 ст. 14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Хомик В.И. получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью.
Военнослужащим, получавшим пенсию в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", на основании ч. 3 п. 2 ст. 29 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 179 компенсационные выплаты в возмещение вреда не производились.
В 2001 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5 возмещение вреда здоровью Хомику В.И. назначено военным комиссариатом Белгородской области в твердом размере согласно группе инвалидности в сумме "данные изъяты" руб. С 01.01.2013 г. ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью при перерасчете, произведенном ответчиком, стала составлять "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Дело инициировано иском Хомика В.И., в котором он просил обязать военный комиссариат Белгородской области назначить ему с 01.07.2013 г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. до изменения обстоятельств; включить его в реестр на получение с 01.07.2013 г. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; взыскать с военного комиссариата Белгородской области за счет средств федерального бюджета в его пользу единовременно задолженность по выплатам денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 16.02.2001 г. по 30.06.2013 г. в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., ссылаясь на применение военным комиссариатом Белгородской области неверных коэффициентов за 2001, 2002, 2003 и 2004 г.г.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали.
Решением суда иск Хомика В.И. признан обоснованным и удовлетворен.
В апелляционной жалобе военный комиссариат Белгородской области просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия признает их убедительными.
В судебном заседании установлено, что ответчиком на основании Постановления Правительства РФ от 08.06.2001 г. N 445 произведен перерасчет и выплачена недополученная сумма возмещения вреда за период с 02.07.1998 г. по 15.02.2001 г. в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Расчет произведен исходя из размера денежного довольствия, состоящего из: должностного оклада - "данные изъяты" руб., оклада по воинскому званию (подполковник) - "данные изъяты" руб., процентной надбавки за выслугу лет 70 % - "данные изъяты" руб., месячной стоимости продовольственного пайка - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Согласно материалам личного дела истца военный комиссариат Белгородской области произвел Хомику В.И. перерасчет суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 07.11.2012 г. N 24-П, применив к расчету сумму денежного довольствия в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. с учетом "данные изъяты" % утраты трудоспособности, а с 01.03.2002 г. из суммы денежного довольствия "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. с учетом "данные изъяты" % утраты трудоспособности. Размер возмещения вреда был проиндексирован с применением коэффициентов 1.048, 1.069, 1.120, 1.1, 1.11, 1.09, 1.08, 1.105, 1.13, 1.1, 1.065, 1.06, 1.055.
Полагая возможным изменение размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровья и выплаты образовавшейся задолженности, исходя из денежного довольствия, истец ссылался на Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина И.В.Рузайкина", которым ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 01.12.1997 г. N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Изменения, направленные на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 г. N 18-П, были внесены в п. 25 (п. 15) ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Федеральным законом от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ.
Измененная редакция Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливала новый подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий: так, если до 15.02.2001 г. суммы возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам исчислялись исходя из среднего заработка (денежного довольствия) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, то после указанной даты выплата ежемесячных денежных компенсаций осуществляется в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности; при этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме.
Как следует из материалов дела, истец начал получать денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности лишь с 2001 г. на основании ФЗ N 5, приведенного выше.
Данные обстоятельства представитель истца не оспаривала в судебном заседании.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что Хомик В.И. реализовал право выбора способа выплаты ему ежемесячной денежной компенсации в твердой денежной сумме.
Суд пришел к неверному выводу, что ответчик обязан был при индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью применить коэффициенты в соответствии с п. 4 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ.
Такой вывод суд сделал на основании п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". При этом судом не учтено то обстоятельство, что в том же п. 5 данного Постановления указано, что суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 01.01.2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 01.07.2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании ч. 3 ст. 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ) и ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном ст. 3 названного Закона.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что истец имел бы право, а суд мог бы применить эти коэффициенты индексации только в случае получения истцом в указанный период сумм в возмещение вреда здоровью. Однако, как установлено судом, таковых сумм в возмещение вреда здоровью истец не получал.
Таким образом, суд необоснованно применил рекомендованные правила индексации ежемесячных сумм возмещения вреда, установленных исходя из заработка, к индексации ежемесячной денежной компенсации.
На необходимость учета разницы в этих выплатах прямо указано в п. 4 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, в частности в нем говорится, что, рассматривая дела по искам инвалидов о возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий этой катастрофы, необходимо учитывать, что с 15.02.2001 г. до 01.01.2005 г. правоотношения по возмещению вреда в указанном случае регулировались п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ) и ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ).
В силу названной нормы базового Закона возмещение вреда гарантировалось выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, размер которой зависел только от группы инвалидности.
На основании изложенного, с учетом имеющихся нарушений норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным отменить решение суда первой инстанции с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 05 сентября 2013 года по делу по иску Хомика В.И. к военному комиссариату Белгородской области о перерасчете выплат в возмещение вреда здоровью, причиненного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС отменить. Вынести новое решение по делу, которым отказать в удовлетворении исковых требований Хомика В.И. в полном объеме.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.