Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.
судей: Баркаловой Т.И., Богданова А.П.
при секретаре Сидоровой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 ноября 2013 года
апелляционную жалобу Немыкиной Н.И.
на решение Свердловского районного суда г.Белгорода от 28 августа 2013 года
по делу по иску Немыкиной Н.И. к ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить путевку в 2013 году на санаторно-курортное лечение в соответствии с профилем заболевания.
Заслушав доклад судьи Богданова А.П., пояснения истицы Немыкиной Н.И., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика БРО ФСС РФ Мантулина Д.М., возражавшего против отмены решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Немыкина Н.И. является инвалидом *** группы и имеет право на получение санаторно-курортного лечения на основании Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В декабре 2012 года она обратилась в Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о выделении ей в 2013 году путевки на санаторно-курортное лечение в городе Пятигорске Ставропольского края.
В июне 2013 года истице выделялась путевка в санаторий "Красиво", расположенный в Белгородской области, которой она не воспользовалась.
Дело инициировано иском Немыкиной Н.И., просившей с учетом уточнений обязать Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год по климатическим и природным условиям в санаторий города Пятигорска, что позволит ей принимать "данные изъяты", рекомендованные по профилю имеющегося заболевания. В обоснование заявленных требований указала на нарушение ее прав и на необходимость исполнения фондом обязанности по обеспечению ее санаторно-курортным лечением с учетом изложенных в медицинской справке рекомендаций о предпочтительном месте и времени ее лечения - на курортах вышеуказанного города в период до декабря 2013 года.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признал, сославшись на отсутствие возможности и оснований для организации санаторно-курортного лечения в месте, определенном получателем путевки. Также указал на предоставление истице возможности воспользоваться санаторно-курортным лечением за 2013 год, что подтверждает соблюдение ими закона и необоснованность заявленных требований.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене оспариваемого решения ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам спора и материалам дела.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Признавая заявленные требования необоснованными, суд, надлежаще оценив исследованные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, верно установил обстоятельства дела и правильно применил действующее законодательство, регулирующее возникшие правоотношения, в связи с чем оснований усомниться в правильности выводов суда и законности постановленного судебного акта не имеется.
Наличие у истицы группы инвалидности и отнесение ее к категории лиц, имеющих право на определенные меры социальной защиты и поддержки, ответчиком не оспорено.
При этом само по себе данное обстоятельство не подтверждает обоснованность иска.
Российская Федерация как социальное государство, охраняющее труд и здоровье людей, обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты а также гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, что провозглашено в статьях 7, 39 Конституции РФ.
Регулирование способов и объемов предоставляемой социальной защиты отнесено к полномочиям законодателя, располагающего определенной свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, при выборе формы их предоставления.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена система гарантированных государством мер социальной поддержки, в том числе помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя обеспечение при наличии медицинских показаний путевками на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Право инвалидов на получение указанного вида социальной помощи закреплено и в статьях 6.1-6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации, средства которого на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, распределяются по территориальным органам Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок. Средства на оплату стоимости путевок перечисляются Фондом санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864).
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (в случае передачи соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации - уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказов на оказание услуг по санаторно-курортному лечению осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме, и по результатам аукциона с его победителем заключается соответствующий контракт (часть 4.2 статьи 10 и часть 1 статьи 41.12 данного Федерального закона). При этом установленный единый порядок размещения заказов обеспечивает эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечивает гласность и прозрачность размещения заказов.
Согласно предписаниям части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В силу пунктов 3.3 и 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан к заявлению о предоставлении путевки, подаваемому гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или иные уполномоченные органы по месту жительства, должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка медицинского учреждения о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения.
Анализ предписаний вышеназванных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства позволяет констатировать установление в Российской Федерации механизма реализации права граждан на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определение источника и порядка финансирования соответствующих мер, а также порядка приобретения путевки на санаторно-курортное лечение, обращения гражданина за ее получением и выдачи такой путевки. При этом соблюдение участниками данных правоотношений требований закона призвано гарантировать не только выполнение государством обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, но и рациональное использование бюджетных средств с учетом нуждаемости граждан, наличия медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения.
Обращаясь в суд за восстановлением нарушенного права, истица доказательств необходимости судебной защиты и обоснованности иска не представила.
Из материалов дела не усматривается отказа регионального отделения фонда социального страхования от организации данного вида социальной помощи. Напротив представитель ответчика настаивал на предоставлении Немыкиной Н.И. с 21 июня 2013 года путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год по профилю имеющегося у нее заболевания в санатории "Красиво", от использования которой последняя отказалась.
Требований об оспаривании действий, связанных с предоставлением санаторно-курортной путевки с названной даты, не предъявлялось, в связи с чем установление данных обстоятельств и постановка соответствующих выводов, влекущих правовые последствия, в рамках настоящего спора не допустимо.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно проверял все доводы инициатора иска, в том числе, что указанная выше путевка предоставлялась фондом социального страхования за 2012 год, и счел его неубедительным. Не нашли своего подтверждения данные доводы и при апелляционном рассмотрении дела.
Заявляя о невозможности использования выделенной путевки, апеллятор сослалась также на несоблюдение должностными лицами фонда социального страхования требований закона о необходимости заблаговременного предоставления путевки, указав на получение соответствующего уведомления 13 июня 2013 года за 7 дней до начала предстоящего лечения. При этом, отказываясь по сути от лечения в санатории "Красиво", в своем заявлении от 14 июня 2013 года (л.д. 15 т.1) Немыкина Н.И. не указала, что причиной этому является несвоевременное уведомление о предоставлении путевки. В указанном заявлении и в своих пояснениях истица не утверждала о недостаточности времени, остававшегося до заезда в санаторий, для оформления санаторно-курортной карты и прибытия к месту лечения.
Как следует из текста вышеназванного заявления и позиции истицы по настоящему иску, местом лечения она считает исключительно санатории города Пятигорска, с чем обоснованно не согласился ответчик и суд первой инстанции.
Наличие в справке для получения путевки от 24 мая 2013 года записей о предпочтительном месте лечения - на курортах города Пятигорск, и о рекомендуемом сезоне лечения - весной-осенью, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав истицы. Согласно Инструкции по заполнению формы N 070/у-04 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256 соответствующие пункты не обязательны для заполнения и носят рекомендательный характер, поэтому соответствует закону предоставление Немыкиной Н.И. в июне 2013 года путевки в санаторий "Красиво", с которым уполномоченным на то органом - Белгородским региональным отделением ФСС РФ был заключен государственный контракт по санаторно-курортному лечению граждан с заболеваниями "данные изъяты".
Как правильно указано судом, требований об оспаривании результатов проведенного аукциона на оказание услуг по санаторно-курортному лечению вышеуказанной категории граждан, победителем которого является санаторий "Красиво", истицей не заявлено, и в ином порядке итоги аукциона недействительными не признаны. При этом вопреки доводам автора жалобы признание названного санатория победителем аукциона следует из содержания государственного контракта от 22 марта 2013 года, копия которого имеется в материалах дела (л.д. 45-54 т.1).
Утверждения истицы о неэффективности лечения, проводимого в санатории "Красиво", и необоснованности организации санаторно-курортной помощи на территории Белгородской области безосновательны. Инициатором иска не представлено доказательств того, что ей по состоянию здоровья противопоказано лечение и получение предоставляемых процедур в названном санатории, и что организованная там санаторно-курортная помощь не эффективна и по своему качеству и объему не соответствует требованиям закона, в частности Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 ноября 2004 года N 274 "Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с заболеваниями ***". Согласно перечню медицинских услуг (процедур), установленному в санатории "Красиво" в рамках государственного контракта, потребность Немыкиной Н.И. в получении "данные изъяты" подлежит удовлетворению.
При этом бездоказательными являются утверждения истицы о неэффективности лечения "данные изъяты", предоставляемого в названном санатории, и его несоответствия предписаниям нормативных актов, регламентирующих правила оказания санаторно-курортной помощи.
Не опровергнуты апеллятором и выводы суда о том, что ее права на дату рассмотрения дела ответчиком не нарушены.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год и следовательно срок исполнения обязательств по обеспечению спорной путевкой не истек. Имеющаяся в санаторной карте истицы запись о предпочтительности ее лечения весной-осенью носит рекомендательный характер и не свидетельствует, что период предоставления путевки истекает 30 ноября 2013 года.
Доводы автора жалобы об очевидности нарушения ее прав ввиду отсутствия в распоряжении регионального отделения путевок несостоятельны. Представитель ответчика подобных заявлений не делал и об отказе в организации санаторно-курортного лечения, полагающегося истице в 2013 году, не сообщил.
Само по себе отсутствие санаторно-курортных путевок и недостаточное финансировании расходов на их приобретение не может нарушить право на социальное обеспечение. В случае, если до окончания установленного законом периода - календарного года, данный вид социальной помощи не будет предоставлен гражданину, относящемуся к соответствующим категориям, последний при наличии на то законных оснований не лишен возможности восстановления своего права в следующем году, так как Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей при истечении календарного года.
Ссылка суда в оспариваемом решении на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06 апреля 2007 года N 242 не свидетельствует об ошибочности постановленных по делу выводов и не ставит под сомнение законность судебного акта.
Иные доводы жалобы повторяют позицию апеллятора в суде первой инстанции и были предметом судебного разбирательства, в связи с чем им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с правильностью которой оснований не имеется.
Несогласие апеллятора с выводами суда основано на неверном толковании закона и не свидетельствует об их ошибочности.
Вопреки утверждениям инициатора иска нормы материального права судом первой инстанции применены правильно, нарушений процессуального закона по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, когда доводы жалобы не опровергают выводов суда и не содержат правовых оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с законом, оно подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г.Белгорода от 28 августа 2013 года по делу по иску Немыкиной Н.И. к ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить путевку в 2013 году на санаторно-курортное лечение в соответствии с профилем заболевания оставить без изменения, апелляционную жалобу Немыкиной Н.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.