Решение Брянского областного суда Брянской области от 19 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е. В.
с участием прокурора Богдановой Н. С.
при секретаре Макеевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сияльской ФИО11 о признании незаконными и недействующими отдельных положений Постановления Администрации Брянской области от 3 октября 2011года N 886 "Об организации работы по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Брянской области" в редакции Постановления Правительства Брянской области от 17 июня 2013года N 232-п "О внесении изменений в Постановление Администрации Брянской области от 3 октября 2011года N 886 "Об организации работы по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Брянской области",
УСТАНОВИЛ:
Сияльская ФИО12 обратилась в Брянский областной суд с заявлением о признании недействующими пунктов 3,5,6 Приложения N1 и Приложения N 2 к Постановлению Администрации Брянской области от 3 октября 2011года N 886 "Об организации работы по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Брянской области" в редакции Постановления Администрации Брянской области от 17 июня 2013 года N 232-п "О внесении изменений в Постановление Администрации Брянской области от 3 октября 2011года N 886 "Об организации работы по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Брянской области".
В обоснование заявленных требований Сияльская ФИО13 указывает, что оспариваемое Постановление противоречит Федеральному закону N210-ФЗ от 27 июля 2010года "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в котором не предусмотрены требования к заявлению об отказе от универсальной электронной карты и ведение реестра на лиц, отказавшихся от универсальной электронной карты (далее УЭК). Также, оспариваемое Постановление нарушает права заявителя в части предъявления незаконных требований по предоставлению для обработки излишних персональных данных, в том числе и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), и противоречит требованиям Федерального закона N152-ФЗ от 27 июля 2006года "О персональных данных" из которых следует, что обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
В судебном заседании Сияльская ФИО14 заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям.
Представитель Правительства Брянской области Марина ФИО15 действующая на основании доверенности, возражала против доводов заявителя, при этом пояснила, что оспариваемое Постановление принято в соответствии с федеральным законодательством и в рамках предоставленных полномочий и не нарушает прав и законных интересов Сияльской ФИО16
Представитель Департамента экономического развития Брянской области, действующий на основании доверенности, Маликов ФИО17 полагал требования заявителя не основанными на нормах закона и подлежащими отклонению. Пояснил, что Департамент экономического развития Брянской области является разработчиком оспариваемого Постановления. В целях недопущения выпуска УЭК на отказавшихся лиц, разработана типовая форма заявления об отказе от выдачи УЭК, содержащая персональные данные о гражданине.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), что бесспорно предполагает качественное и своевременное предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Правоотношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты, урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Как следует из текста названного Федерального закона, федеральный законодатель, устанавливая сферу действия данного Федерального закона (статья 1) и в связи с этим, регламентируя понятие государственной и муниципальной услуги (статья 2), основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг (статья 4), права заявителей на получение государственных и муниципальных услуг (статья 5), обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (статья 6), общие требования к предоставлению государственных услуг, в том числе требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг, к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг, к взиманию платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (статьи 7-11), одновременно определил требования к социальной электронной карте в качестве единого удостоверения, юридически значимого идентификатора гражданина для получения гражданином государственных услуг в электронном виде, к организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных карт (статьи 22-28).
В силу предписаний указанных федеральных норм правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3);
обязанность обеспечить возможность получения гражданами государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя возложена федеральным законодателем на органы, представляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги (статья 6);
при этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (статья 3);
высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе определить перечень региональных и муниципальных электронных приложений, обеспечивающих авторизированный доступ к получению государственных, муниципальных и иных услуг. Правила разработки, подключения и функционирования электронных приложений, указанных в этой части, и технические требования к ним определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и федеральной уполномоченной организацией (части 8,9);
организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет уполномоченную организацию субъекта Российской Федерации (статья 24);
порядок подачи заявления о выдаче универсальной электронной карты, а также порядок доставки универсальных электронных карт, выпускаемых и выдаваемых по заявлениям граждан, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (статья 25).
В соответствии со статьями 56, 58 Устава Брянской области, Правительство Брянской области является высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области, в пределах своей компетенции наделено полномочиями по изданию нормативных правовых актов Брянской области. Правовые акты Правительства Брянской области, являющиеся нормативными правовыми актами Брянской области и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Постановлением Администрации Брянской области N886 3 октября 2011года "Об организации работы по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Брянской области" утвержден Порядок организации работы по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Брянской области, опубликованный в информационно-аналитическом бюллетене "Официальная Брянщина" N11(110)/2011 от 11 октября 2011года.
17 июня 2013года Постановлением Правительства Брянской области N232-п внесены изменения в Постановление Администрации Брянской области N886 3 октября 2011года "Об организации работы по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Брянской области", дополнено Приложением N1 "Порядок принятия и обработки заявлений граждан об отказе от получения универсальной электронной карты" и Приложением N2 "Заявление об отказе от получения универсальной электронной карты". Постановление Правительства Брянской области от 17 июня 2013года N232-п опубликовано в информационно-аналитическом бюллетене "Официальная Брянщина" N16(152)/2013 от 21 июня 2013года.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (статьи 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Сияльской ФИО18 оспаривается пункт 3 Приложения N 1 к Постановлению Администрации Брянской области от 3 октября 2011 года N 886 "Об организации работы по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Брянской области", согласно которому уполномоченная организация Брянской области по выпуску, выдаче и обслуживанию УЭК обязана вести отдельный реестр для регистрации заявлений и сведений о гражданах, имеющих право получения УЭК на территории Брянской области, обратившихся с заявлением об отказе от получения УЭК, с целью недопущения выпуска и выдачи УЭК такому гражданину в порядке, предусмотренном статьей 26 Федерального закона от 27 июля 2010года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Заявитель полагает, что указанный пункт противоречит части 1 статьи 28 Федерального закона от 27 июля 2010года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", не предусматривающей ведение реестра на лиц, отказавшихся от УЭК, следовательно, Правительство Брянской области наделило уполномоченную организацию субъекта правами, не предусмотренными действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 27 июля 2010года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", уполномоченная организация субъекта Российской Федерации осуществляет следующие функции:
1) обеспечение на территории субъекта Российской Федерации выпуска, выдачи, обслуживания и хранения (до момента выдачи гражданам) универсальных электронных карт;
2) ведение реестра универсальных электронных карт, содержащего сведения о выданных на территории субъекта Российской Федерации универсальных электронных картах, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
3) обеспечение на территории субъекта Российской Федерации информационно-технологического взаимодействия государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, определенных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальных электронных карт;
4) иные функции, определенные законодательством Российской Федерации.
Указанная норма регламентирует деятельность уполномоченной организации субъекта Российской Федерации и федеральной уполномоченной организации по организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты, определяя перечень функций, осуществляемых уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации. Этот перечень основан на норме части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2010года N210-ФЗ, в которой названы цели определения уполномоченной организации субъекта Российской Федерации: выпуск, выдача и обслуживание универсальных электронных карт. Указанный перечень определен как открытый - часть 4 статьи 28 предусматривает, что уполномоченная организация субъекта Российской Федерации осуществляет и иные функции, нежели указанные в других пунктах.
Таким образом, анализ норм Федерального закона от 27 июля 2010года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" позволяет сделать вывод о необоснованности заявленных требований об оспаривании пункта 3 Приложения N 1 к Постановлению Администрации Брянской области от 3 октября 2011 года N 886 "Об организации работы по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Брянской области".
Сияльской ФИО19. оспариваются пункты 5 и 6 Приложения N 1 к Постановлению Администрации Брянской области от 3 октября 2011 года N 886 "Об организации работы по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Брянской области", согласно которым заявление должно соответствовать типовой форме, установленной Приложением 2. Заявление должно быть подписано гражданином или его законным представителем. В случае подачи заявления законным представителем к заявлению прилагаются документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, выступать от имени заявителя. Гражданин имеет право подать заявление в свободной форме. Такое заявление подлежит внесению в реестр при условии соблюдения установленного порядка его подачи и наличии в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка. В заявлении обязательно указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, адрес регистрации по месту жительства и месту пребывания (при наличии), гражданство, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии), паспортные данные: серия, номер, дата выдачи, кем выдан паспорт. В случае подачи заявления законным представителем указываются сведения о представителе заявителя (документ, удостоверяющий личность: серия, номер, дата выдачи, кем выдан, документ, подтверждающий полномочия законного представителя: серия, номер, дата выдачи, кем выдан).
Также, Сияльской ФИО20 оспаривается Приложение N 2 к Постановлению Администрации Брянской области от 3 октября 2011года N 886 "Об организации работы по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Брянской области", которым предусмотрена форма заявления об отказе от получения универсальной электронной карты, содержащего перечень сведений как обязательных так и не обязательных для заполнения.
Положения статьи 26 Федерального закона от 27 июля 2010года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусматривают возможность использования для выпуска универсальной электронной карты имеющихся у государственных органов и внебюджетных фондов персональных данных только тех граждан, кто не обратился с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты или не подал заявления о выдаче им данной карты. При этом в силу частей 4 и 5 той же статьи органы государственной власти предварительно публикует в соответствующем печатном издании извещение о выпуске универсальных электронных карт гражданам, не подавшем до 1 января 2014года такие заявления, а граждан в течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее шестидесяти дней со дня опубликования извещения, вправе обратиться в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты. Тем самым гражданин имеет возможность не допустить использования его персональных данных в целях выпуска универсальной электронной карты.
При отказе гражданина от получения универсальной электронной карты его персональные данные в целях выпуска универсальной электронной карты не обрабатываются.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм следует, что органы исполнительной власти предоставляют доступ к своей информации в электронной форме через единую систему межведомственного электронного взаимодействия только в той части, которая необходима для выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт при этом перечень визуальных (незащищенных) сведений универсальной электронной карты ограничен, сведения о вероисповедании, иные сведения личного неимущественного характера в этот перечень не входят, универсальная электронная карат оформляется в едином стиле на всей территории Российской Федерации.
По делу установлено, что 1 февраля 2013года Сияльская ФИО21. обратилась в Управление информационных технологий администрации Брянской области с заявлением об отказе от выдачи универсальной электронной карты, в котором просила не оформлять ей универсальную электронную карту, не включать ее персональные данные в реестр универсальных электронных карт, исключить ее персональные данные из информационных систем по оформлению и использованию универсальных карт.
Согласно ответа Управления информационных технологий администрации Брянской области N89 от 18 февраля 2013года, в связи с поступившим от Сияльской ФИО22 заявлением, универсальная электронная карта с 1 января 2014года не будет оформлена.
Не согласившись с указанным ответом, Сияльская Н. Д. обратилась в Советский районный суд города Брянска с иском о признании права на отказ от универсальной электронной карты; обязании не формировать федеральный пакет сведений для персонализации универсальной электронной карты, не передавать федеральный пакет сведений уполномоченному органу субъекта Российской Федерации для персонализации универсальной электронной карты; не включать персональные данные в федеральный реестр универсальной электронной карты; обязании не формировать региональный и комплексный пакеты для персонализации универсальной электронной карты; не включать персональные данные в федеральный реестр универсальной электронной карты; обязании не формировать региональный и комплексные пакеты сведений для персонализации универсальной электронной карты; не включать персональные данные в региональный реестр универсальной электронной карты.
Решением Советского районного суда города Брянска от 29 июля 2013года в удовлетворении исковых требований Сияльской ФИО23 Сияльского ФИО24 Грековой ФИО25. отказано.
Таким образом, заявитель реализовала свое право на отказ от выдачи УЭК. В связи с тем, что заявление Сияльской ФИО26 от 1 февраля 2013года об отказе от УЭК оформлялось и подавалось до издания и вступления в законную силу оспариваемого Постановления Правительства Брянской области от 17 июня 2013 года N 232-п, права и законные интересы заявителя не могут быть нарушены, поскольку нормы оспариваемых положений установлены в отношении лиц, которые не реализовали свое право на отказ от УЭК в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 27 июля 2010года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения Постановления противоречат Федеральному закону N152-ФЗ от 27 июля 2006года "О персональных данных", не могут быть признаны судом обоснованными.
По смыслу части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006г. N152-ФЗ "О персональных данных", обработка персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом, в том числе, согласно пункту 4 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона, когда обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
Не усматривается в оспариваемом Постановлении положений, ущемляющих права граждан на своевременное получение в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственной и муниципальной услуги либо препятствующих гражданам выбирать форму получения государственной и муниципальной услуги, либо возлагающих обязанности на получателей государственных и муниципальных услуг (например, невозможность отказаться от универсальной электронной карты), либо ограничивающих права субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным, в том числе права требовать от оператора в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2006года N152-ФЗ "О персональных данных" уточнения персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные Законом меры по защите своих прав, либо снижающих уровень ответственности должностных лиц органов исполнительной власти, обеспечивающих защиту информации, содержащейся в информационных системах, в том числе от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения и иных неправомерных действий, к чему фактически сводятся доводы заявления Сияльской ФИО27
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданами государственных (муниципальных) услуг, в тоже время на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, и в системе действующего правового регулирования, предусматривающего защиту и ограниченное использование персональных данных, не может рассматриваться как нарушающее право Сияльской ФИО28
Суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований заявителя, так как права Сияльской ФИО29 на отказ от обработки ее персональных данных с целью выпуска универсальной электронной карты также не нарушены.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права заявителя, не противоречит федеральному закону и другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Сияльской ФИО30 о признании незаконными и недействующими отдельных положений Постановления Администрации Брянской области от 3 октября 2011года N 886 "Об организации работы по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Брянской области" в редакции Постановления Правительства Брянской области от 17 июня 2013года N 232-п "О внесении изменений в Постановление Администрации Брянской области от 3 октября 2011года N 886 "Об организации работы по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в Брянской области" отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.
Судья
Брянского областного суда Е. В. Стоян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.