Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Апокиной Е.В., Денисюка О.Н.,
при секретаре Рудаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 ноября 2013 года по докладу судьи Денисюка О.Н. дело по апелляционной жалобе Тимошенко А.С. на решение Красногорского районного суда Брянской области от 16 сентября 2013 года по гражданскому делу по заявлению Тимошенко А.С. к Администрации Красногорского района Брянской области об оспаривании действий органа власти,
УСТАНОВИЛА:
Тимошенко А.С. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ в отдел занятости Красногорского района им было подано заявление о предоставлении ему государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, предусмотренной Административным регламентом предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16 июня 2008 года N 281 н. Работники отдела занятости обязали его принять участие в комиссии "по выдаче субсидии на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан", состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен протокол заседания комиссии (протокол N 2 от 21.05.2013 года), и позднее, копии нормативно-правовых актов, регламентирующих работу указанной комиссии (в ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ года). Комиссия проводилась Администрацией Красногорского района Брянской области, что следует из указанного выше протокола. В ходе работы комиссии были допущены многочисленные нарушения, а именно: в протоколе указано, что он обратился с заявлением о предоставлении финансовой помощи (субсидии) на организацию предпринимательской деятельности. Такого заявления не подавал ни в администрацию, ни куда-нибудь ещё. Как выше сказано, в комиссии участвовать его обязали работники центра занятости Красногорского района. В предоставленном ему Порядке деятельности комиссии по предоставлению безработному гражданину безвозмездной субсидии, утвержденным Распоряжением администрации Красногорского района Брянской области от 26.01.2010 N25-р-2 (Порядок), в пункте 1 указано, что комиссия создана "с целью проведения экспертизы предоставленных безработными гражданами технико-экономических обоснований проектов (бизнес-планов) и вынесения решения об их соответствии основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию, а также соответствии видам деятельности, которые являются приоритетными на территории Красногорского района". Однако в предоставленном ему протоколе указано, что целью комиссии является "Выдача субсидий на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан". В решении, пункт 2 "Предоставить безвозмездную субсидию на организацию предпринимательской деятельности безработному ФИО2 в размере "данные изъяты" тысяч рублей", "В отношении Тимошенко А.С. отказать в выдаче субсидии". То есть, комиссия, несмотря на полномочия, указанные в Порядке деятельности комиссии, выносит решение предоставить или не предоставить безвозмездную субсидию, что явно превышает её полномочия. Указанная комиссия создана "с целью проведения экспертизы предоставленных безработными гражданами технико-экономических обоснований проектов (бизнес-планов) и вынесения решения об их соответствии основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию". В пункте 1 решения сказано: "Признать технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-плана) соответствующим основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию". Однако не существует нормативно-правового акта, устанавливающего указанные основные требования, то есть указанная деятельность комиссии незаконна. Далее, в Порядке указано, что комиссия создана "с целью проведения экспертизы предоставленных безработными гражданами технико-экономических обоснований проектов (бизнес-планов) и вынесения решения об их соответствии основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию, а также соответствии видам деятельности, которые являются приоритетными на территории Красногорского района" и, в протоколе, в пункте 1 решения "Придать технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-плана) ... являющимся приоритетным видом деятельности на территории Красногорского района". В ответ на его запрос от ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Красногорского района о предоставлении нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность рассматриваемой комиссии, ему был предоставлено, в том числе Постановление Администрации Красногорского района Брянской области N 105 от 16.03.2011 года, в пункте 1 которого сказано: "Утвердить перечень приоритетных видов самозанятости безработных граждан района в 2011 году согласно приложению N 1". Постановление устанавливает перечень приоритетных видов деятельности на 2011 год, однако его применяют и к 2013 году, что незаконно и не допустимо. Комиссия в своей работе руководствовалась нормативно-правовым актом, не применимым к данной ситуации. В предоставленном ему Порядке деятельности комиссии, в пункте 3 указаны нормативно-правовые акты, на основании которых осуществляется деятельность указанной комиссии. Указанное в пункте 3 Положение о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, утвержденное Постановлением администрации Брянской области от 22 декабря 2009 года N 1400, не существует. Программа реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области (2010 год), утвержденная Постановлением администрации области (возможно имеется в виду Постановление администрации Брянской области от 22 декабря 2009 года N 1400), регулирует отношения по реализации указанных дополнительных мероприятий в 2010 году, но не в 2013 году. Само же Постановление администрации Брянской области от 22 декабря 2009 года N 1400 утратило силу в связи с изданием Постановления администрации Брянской области от 19.01.2011 года N 19. Указанный в пункте 3 Порядка Административный регламент предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 16 июня 2008 года N 281н, не содержит положений о рассматриваемой комиссии, соответственно не дает ей никаких полномочий по реализации государственной услуги. Более того, Административный регламент прямо указывает на органы государственной власти (государственные организации), предоставляющие государственную услугу. В Брянской области это Служба занятости по Брянской области, в Красногорском районе ГКУ "Центр занятости населения Красногорского района" (приложение 1 и 2 к Административному регламенту предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 16 июня 2008 года N 281 н).
В судебном заседании истец требования уточнил и просил суд признать решение комиссии от 21 мая 2013 года и протокол N 2 от 21 мая 2013 года незаконными и отменить в части отказа ему в предоставлении субсидии по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно в судебном заседании пояснил суду, что в указанных документах отсутствуют какие-либо основания для отказа в предоставлении ему субсидии. Никаких заявлений о предоставлении ему такой государственной услуги он не писал. Им было оформлено лишь стандартное заявление в ГКУ "Центр занятости населения Красногорского района", а не в комиссии Администрации Красногорского района Брянской области. Считает, что оформление стандартного заявления не может быть основанием для участия его в конкурсе по предоставлению субсидии.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации Красногорского района Брянской области, предоставившего ходатайство о рассмотрении заявления Тимошенко А.С. без его участия.
Представитель заинтересованного лица ГКУ "ЦЗН Красногорского района" - Лысенко A.M. в судебном заседании пояснил суду, что Тимошенко А.С. признан безработным в марте 2013 года. В соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" ему были оказаны следующие услуги: государственная услуга по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения, пробное тестирование, произведены выплаты пособия по безработице, даны рекомендации по подготовке бизнес-плана, оказаны и другие услуги, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации. Просил в удовлетворении требований истца отказать, так как комиссия по выдаче субсидий безработным гражданам действует в соответствии с нормативно-правовыми актами, утверждёнными Правительством РФ, Администрацией Брянской области и Администрацией Красногорского района. Принимая решение об отказе в выдаче истцу безвозмездной субсидии, комиссия действовала правомерно, в пределах предоставленных ей полномочий.
Решением Красногорского районного суда Брянской области от 16 сентября 2013 года заявленные требования Тимошенко А.С. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Тимошенко А.С. просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы процессуального права. Указывает, что в решении комиссии, а также в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность комиссии, отсутствует порядок обжалования решения комиссии. Кроме того, решение комиссии не мотивированно, т.е. в нем отсутствует ссылка на норму права, в соответствии с которой было принято решение.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Красногорского района Брянской области просит решение суда оставить без изменения, как постановленное в соответствии с действующим законодательством, а апелляционную жалобу без удовлетворения, как необоснованную.
В апелляционной инстанции Тимошенко А.С. доводы жалобы подержал, представитель администрации Красногорского района Брянской области - Эрбутаев К.С. и представитель ГКУ "ЦЗН Красногорского района" - Лысенко A.M., считали доводы жалобы необоснованными, а решение суда законным и неподлежащим отмене.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Денисюка О.Н., выслушав пояснения явившихся сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобу, апелляционная инстанция приходит к следующему.
По смыслу положений ст. 258ГПК РФ решение об удовлетворении заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностного лица, государственного служащего принимается судом, если будет установлено, что решение, действие (бездействие) противоречит закону и этим были нарушены права либо свободы заявителя.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тимошенко А.С. приказом ГКУ "Центр занятости населения Красногорского района" от ДД.ММ.ГГГГ N ДТ/13 признан безработным в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" с 06 марта 2013 года и снят с учета в качестве безработного на основании приказа ГКУ "Центр занятости населения Красногорского района" от ДД.ММ.ГГГГ N162ДЯ/13 (л.д. N).
Из заявления-анкеты от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Тимошенко А.С., как безработный гражданин, просит предоставить государственную услугу по содействию самозанятости в связи с желанием заняться индивидуальной трудовой деятельностью. Указанное заявление заверено подписью Тимошенко А.С..
Согласно решению комиссии по выдаче субсидий на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан Администрации Красногорского района Брянской области от 21 мая 2013 года при рассмотрении заявлений ФИО2 и Тимошенко А.С. о предоставлении финансовой помощи (субсидии) на организацию предпринимательской деятельности технико-экономическое обоснование проекта ФИО2 признано приоритетным видом деятельности на территории Красногорского района и комиссия приняла решение о предоставлении ФИО2 безвозмездной субсидии в размере "данные изъяты" тыс. рублей на организацию предпринимательской деятельности, а Тимошенко А.С. в выдаче данной субсидии отказано.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РФ", Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N281н от 16.06.2008 г., Порядка содействия самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, утвержденного Постановлением Администрации Брянской области от 30.12.2011 года N 1270, Закона Российской Федерации N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Распоряжения администрации Красногорского района Брянской области N104-р1, 106-р от 20.05.2013 года, (утверждение Порядка деятельности комиссии по предоставлению безработному гражданину безвозмездной субсидии и создание комиссии по предоставлению безработному гражданину безвозмездной субсидии), исходил из того, что комиссия действовала в рамках предоставленных данному органу полномочий, признаков нарушения каких-либо прав заявителя Тимошенко А.С. по настоящему делу не имеется.
Апелляционная инстанция находит выводы суда первой инстанции верными, поскольку они основаны на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
В соответствии со статьей 5Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.
Согласно положения пп.8 п.1 ст.7.1-1 названного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся содействиесамозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
Постановлением Администрации Брянской области от 30.12.2011 года N 1270 утвержден Порядок содействия самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
В соответствии с п.5.2 названного Порядка решение о предоставлении (отказе в предоставлении) безработному гражданину единовременной финансовой помощи принимается комиссией (комитетом) сформированной(ым) органами местного самоуправления в каждом муниципальном районе (городском округе), с обязательным участием представителя органов службы занятости населения.
Таким образом, созданная Распоряжением администрации Красногорского района Брянской области 106-р от 20.05.2013 года комиссия по предоставлению безработному гражданину безвозмездной субсидии при принятии решения по вопросу выдачи безвозмездной субсидии Тимошенко А.С. действовала в рамках предоставленных ей полномочий.
Следовательно, необоснованны утверждения Тимошенко А.С., о неправомочности указанной комиссии по принятию решения о выдачи или отказе в выдаче безработному гражданину безвозмездной субсидии, а поскольку Тимошенко А.С. обратился с соответствующим заявлением, то оно было рассмотрено комиссией и принято решение.
Правомерно судом указано и на то, что суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, в силу разъяснений указанных в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
Доводы апелляционной жалобы, направленные на иную оценку представленных по делу доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат новые обстоятельства, которые бы не были исследованы судом первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, основаны на ошибочном толковании заявителем положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения, поэтому отмену постановленного по делу решения повлечь не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногорского районного суда Брянской области от 16 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимошенко А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи областного суда Е.В. Апокина
О.Н. Денисюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.