гражданским деламБрянского областного суда в составе:
председательствующего Суярковой В.В.
судей областного суда Шкобенёвой Г.В., Гоменок З.И.,
при секретаре: Шепеленко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гоменок З.И. 26 ноября 2013 года дело по апелляционной жалобе главного специалиста Фокинской районной администрации г. Брянска Давыдовой О.П. на решение Фокинского районного суда г. Брянска от 18 апреля 2013 года по делу по иску АЕЯ к Фокинской районной администрации г. Брянска о признании права на получение мер социальной поддержки и понуждении в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны,
УСТАНОВИЛА:
АЕЯ обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, указывая, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается пенсионным удостоверением N168897 от 06.05.1995 года. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента РФ от 07.05.2008г. N 714 имеет право на улучшение жилищных условий. При обращении в Фокинскую районную администрацию г. Брянска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, получила отказ на том основании, что она совершила действия по намеренному ухудшению жилищных условий.
Считает, что отказ является незаконным и необоснованным.
С учетом уточнения исковых требований представитель истца просил суд признать АЕЯ нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика принять ее на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента обращения с заявлением в Фокинскую районную администрацию г. Брянска - с 13.08.2012 года.
Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 18.04.20123 года исковые требования АЕЯ удовлетворены.
Суд признал за АЕЯ право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем как вдовы участника Великой Отечественной войны.
Обязал Фокинскую районную администрацию г. Брянска принять АЕЯ на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдову участника Великой Отечественной войны с 13 августа 2012 года.
В апелляционной жалобе главный специалист Фокинской районной администрации г. Брянска ДОП просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Гоменок З.И., выслушав представителя истицы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, АЕЯ является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст. 20, 21 Федерального закона "О ветеранах".
При обращении в Фокинскую районную администрацию г. Брянска с заявлением об улучшении ее жилищных условий, получила отказ от 21.08.2012г. N 3/1311 в связи с тем, что АЕЯ намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью постановки на жилищный учет.
Истица зарегистрирована в квартире площадью 40,1 кв.м. по адресу: "адрес", принадлежащей невестке АЗА. В данной квартире проживают всего 4 человека. Ранее, до 20.06.2012 г. АЕЯ проживала в домовладении сына АВА по адресу: "адрес", общей площадью 216 кв.м.
Суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что доказательств совершения АЕЯ умышленных действий, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в жилом помещении, не имеется, площадь жилого помещения, в котором зарегистрирована АЕЯ, на каждого проживающего в квартире приходится по 13,3 кв.м., что меньше установленной учетной нормы площади жилого помещения по г. Брянску. АЕЯ нуждается в улучшении жилищных условий и с учетом ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета независимо от срока постановки на учет.
Между тем, с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно положениям статьи 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В системной связи вышеприведенных жилищных норм регулирующих постановку на учет граждан, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Из материалов дела усматривается, что за два месяца до обращения с заявлением о постановке на учет, АЕЯ зарегистрировалась в квартире площадью 40,1 кв.м. по адресу: "адрес", принадлежащей невестке (л.д. 10). Ранее истица проживала в доме своего сына, принадлежащем ему на праве собственности, в качестве члена семьи. Ее доля пользования жилым помещением составляла 55 кв.м., что превышает установленную Постановлением Брянской городской администрации от 25.05.2005г. N 1824-П учетную норму площади жилого помещения (л.д. 41,42). Факт вселения и проживания истицы в квартире невестки не установлен, суд ограничился проверкой факта регистрации АЕЯ в квартире.
Из пояснений представителя истицы в заседании судебной коллегии следует, что вселялась истица в дом сына в качестве члена семьи, невестка является его женой и с учетом возраста и состояния здоровья осуществляет за истицей уход. Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним она же является собственником квартиры, где зарегистрирована истица.
При таких обстоятельствах, судом необоснованно не применены нормы ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, согласно которой при наличии у гражданина и ( или ) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и ( или ) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
С учетом изложенного, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда и по основаниям нуждаемости в улучшении жилищных условий. Факт регистрации истицы в указанной квартире свидетельствует о злоупотреблении правом, с созданием искусственного уменьшения учетной нормы. Все указанные обстоятельства подтверждают намеренность действий истицы.
Суд данным обстоятельствам, имеющим значение по делу, надлежащей юридической оценки не дал и пришел к неправильному выводу, положенному в обоснование принятого решения. Обстоятельства, имеющие значение для дела, не были установлены судом первой инстанции надлежащим образом, выводы суда не подтверждаются материалами дела, обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.
Одновременно судебная коллегия, руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, считает необходимым принять по заявленным требованиям новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
Руководствуясь изложенным и ст. 328 ГПК РФ, апелляционная судебная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фокинского районного суда г. Брянска от 18 апреля 2013 года отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований АЕЯ к Фокинской районной администрации г. Брянска о признании права на получение мер социальной поддержки и понуждении в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны отказать.
Председательствующий В.В. СУЯРКОВА
Судьи областного суда Г.В. ШКОБЕНЁВА
З.И. ГОМЕНОК
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.