Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.
судей областного суда Горбачевской Ю.В.
Кравцовой Г.В.
при секретаре Милица Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Банного И.И. 03 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе директора Департамента строительства и архитектуры Брянской области ФИО10 на решение Советского районного суда г. Брянска от 02 сентября 2013 года по делу по иску ФИО1 к Советской районной администрации г. Брянска, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании незаконными действий по отказу в принятии на жилищный учет, понуждении поставить на жилищный учет и выделить субсидию на улучшение жилищных условий,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она является собственником 3/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. В данном жилом помещении также зарегистрированы ФИО5 (внучка истца), ФИО6 (племянник истца), ФИО14внучка истца), ФИО7 (зять истца), ФИО8 (внук истца).
Истец обратилась в Советскую районную администрацию с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как она является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготное обеспечение жильем, на получение субсидии для улучшения жилищных условий из средств соответствующего бюджета. 04 апреля 2013 года заявление было рассмотрено. Согласно ответу от 13 апреля 2013 года, в постановке на жилищный учет и в получении субсидии истцу было отказано по причине обеспеченности жильем по установленным нормам. Кроме того, указано, что истец вправе встать на жилищный учет по общей очереди с составом семьи 6 человек.
ФИО1 просила суд признать отказ Советской районной администрации г. Брянска от 04 апреля 2013 года в принятии ее на жилищный учет незаконным; обязать Советскую районную администрацию г. Брянска принять ее на жилищный учет; обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области выделить субсидию для улучшения жилищных условий.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО9 поддержала заявленные требования в полном объеме, просила суд в случае удовлетворения исковых требований обратить решение к немедленному исполнению.
Истец, представитель Советской районной администрации г. Брянска, Департамента строительства и архитектуры Брянской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 02 сентября 2013 года исковые требования ФИО1 к Советской районной администрации гор. Брянска, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании незаконными действий по отказу в принятии на жилищный учет, понуждении поставить на жилищный учет и выделить субсидию на улучшение жилищных условий удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ Советской районной администрации г. Брянска от 04 апреля 2014 г. (протокол N) в принятии ФИО1 на жилищный учет и обязал Советскую районную администрацию гор.Брянска обязана принять ФИО1 - вдову участника Великой Отечественной войны на жилищный учет нуждающихся в жилых помещениях с момента подачи заявления о постановке на жилищный учет.
Департамент строительства и архитектуры Брянской области обязан предоставить ФИО1, как вдове участника Великой Отечественной войны, единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Решение суда обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе директор Департамента строительства и архитектуры Брянской области ФИО10 просит об отмене решения суда в части возложения на Департамент строительства и архитектуры Брянской области обязанности предоставить ФИО1, как вдове участника Великой Отечественной войны, единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, полагает, что суд первой инстанции неправомерно возложил на департамент обязанность внеочередного предоставления мер социальной поддержки ФИО1
В заседание суда апелляционной инстанции ФИО1, представители Департамента строительства и архитектуры Брянской области, Советской районной администрация гор. Брянска, ФИО1 не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав доклад судьи областного суда Банного И.И., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя ФИО1 - ФИО9, представившей письменные возражения на апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ решение в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, полагая, что оно является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, ФИО1 обратилась Советскую районную администрацию гор. Брянска с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 04 апреля 2013 года заявление истца о принятии на жилищный учет было рассмотрено на заседании жилищной комиссии Советской районной администрации г. Брянска (протокол N N) и 13 апреля 2013 года истцу дан ответ за N N из которого следует, что в соответствии с учетной нормой в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи истец не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Также разъяснено право ФИО1, встать на жилищный учет по общей очереди с составом семьи 6 человек.
Удовлетворяя исковые требования, суд установил, что ФИО1 является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО11 (удостоверение серия N, выдано ДД.ММ.ГГГГ Управлением соцзащиты населения Советского района гор. Брянска) и инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается справкой серии N, выданной "данные изъяты" по Брянской области".
Согласно сведениям о регистрации, истец зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес".
Из Свидетельства о государственной регистрации права 32-АГ N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 принадлежит 3/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по указанному адресу. Право собственности истца на указанный жилой дом возникло в порядке наследования.
Согласно справке ГУП Брянскоблтехинвентаризация" от ДД.ММ.ГГГГ N общая площадь жилого дома по адресу: "адрес", составляет "данные изъяты" кв.м., в том числе по квартирам: "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м., "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Федеральный закон "О ветеранах" N5-ФЗ устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.21 Закона, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак.
Согласно п.4 ч.1 ст.21 Закона, мерой социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. (Действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года).
Таким образом, члены семей умерших участников Великой Отечественной войны, обеспечиваются жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона и независимо от их имущественного положения.
Решение суда в части признания ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий в апелляционной жалобе не оспаривается.
Проверяя доводы апелляционной жалобы о незаконном возложении на Департамент строительства и архитектуры Брянской области обязанности предоставить ФИО1, как вдове участника Великой Отечественной войны, единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, судебная коллегия находит, что решение суда в указанной части принято в соответствии с требованиями закона, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с Постановлением администрации Брянской области от 21 марта 2008 года N 255 "Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции "Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятым в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", Постановлением администрации Брянской области от 13 сентября 2006 года N 559 "Об утверждении Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области", департамент строительства и архитектуры Брянской области является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых для финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан.
Согласно п.2.1.5. указанного выше Административного регламента по исполнению государственной функции "Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", На основании утвержденного списка получателей субсидий по Брянской области на текущий год департамент строительства и архитектуры Брянской области в срок до 1 июня оформляет документ, дающий право на реализацию субсидии.
Разрешая заявленные истцом требования и установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на Департамент строительства и архитектуры Брянской области обязанности предоставить ФИО1, как вдове участника Великой Отечественной войны, единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Выводы суда первой инстанции в этой части мотивированны, основаны на оценке представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем следует признать обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось достаточных оснований для обращения решения к немедленному исполнению.
Решение суда в части приведения его к немедленному исполнению постановлено с нарушением норм ст. 212 ГПК РФ, согласно которым суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
По настоящему делу таких обстоятельств не установлено, само по себе наличие преклонного возраста истца не может служить основанием для приведения решения к немедленному исполнению, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение районного суда подлежит изменению путем исключения из резолютивной части решения указания на обращение решения к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда гор. Брянска от 02 сентября 2013 года изменить, исключив из резолютивной части решения указание об обращении решения к немедленному исполнению. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу директора Департамента строительства и архитектуры Брянской области ФИО10 - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Банный
Судьи областного суда Ю.В. Горбачевская
Г.В.Кравцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.