Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда Брянской области от 24 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.
судей областного суда Сокова А.В., Алейниковой С.А.
с участием адвоката Шук П.С.
при секретаре Милица Н. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зубковой Т.И. 24 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Суражского районного суда Брянской области от 3 октября 2013 года по делу по иску ФИО1 к администрации Суражского района Брянской области, Муниципальному образованию "Суражский муниципальный район" о перерасчете и взыскании невыплаченных сумм пенсии, о признании в части нормативного акта незаконным,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является получателем пенсии по старости.
Как выборному должностному лицу, замещавшему должность муниципальной службы Суражского района Брянской области, ей производилась доплата к пенсии на основании Положения "О порядке установления и выплаты доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы Суражского района".
Решением Суражского районного суда Брянской области от 29.10.2012 г., вступившим в законную силу 5.12.2012 г. данная доплата ей была установлена в размере 7833,71 рублей в месяц. Однако, с 1.02.2013 г. администрация Суражского района прекратила выплату доплаты.
Решением 25-го заседания Суражского районного Совета народных депутатов IV созыва от 26.12.2012 года принято Положение N 301 "О пенсионном обеспечении лиц за выслугу лет, замещавшим выборные должности органов местного самоуправления Суражского муниципального района Брянской области". Данным решением отменяются все ранее принятые положения о пенсионном обеспечении. Ей были направлены письма главы администрации района, в которых её ставили в известность, что доплата к пенсии прекращается, если она не предоставит новое заявление и документы согласно перечню, указанного администрацией района.
Просила суд признать нормативный акт Суражского районного совета, согласно которого данное решение вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Положения (п.5 решения 25 заседания Суражского районного совета народных депутатов 4-го созыва N 301 от 26.12.2012 г.), незаконным; взыскать с администрации Суражского муниципального района Брянской области невыплаченную ежемесячную доплату к государственной пенсии за период с 01.01.2013 года в размере 148 336 рублей 29 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда от 3 октября 2013 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с администрации Суражского района Брянской области в пользу ФИО1 задолженность по доплате к государственной пенсии за период с 06.02.2013 года по 01.10.2013 года в размере 5075 рубля 63 копейки и проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ в сумме 315 рублей 22 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей и судебные расходы в сумме 7500 рублей.
В удовлетворении требований ФИО1 о признании недействующим в части нормативного правового акта (п. 5 решения 25 заседания Суражского районного совета народных депутатов 4-го созыва N 301 от 26.12.2012 г.) - отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение, поскольку выводы суда противоречат материалам дела и требованиям законодательства.
В возражениях на жалобу прокурор Суражского района и глава администрации Суражского района просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истица и ее представитель адвокат Шук П.С. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда.
Представители ответчиков в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Заслушав доклад судьи Зубковой Т.И., объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено: ФИО1 является получателем доплаты к государственной пенсии (пенсии за выслугу лет) с 27.11.2007 года, как лицо, замещавшее на день выхода на пенсию выборную должность председателя районного Совета народных депутатов Суражского района Брянской области.
С апреля 2006 года до 6.02.2013 года на территории Суражского района Брянской области, на основании решения 14-го заседания Суражского районного Совета народных депутатов III -го созыва от 31.03. 2006 г. N 29 действовало Положение "О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы Суражского района на 2006 года"
Распоряжением Администрации Суражского района от 28.12.2007 года N 470-р "Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии ФИО1" истице установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии с 27.11.2007 года, исходя из стажа замещения муниципальной службы 17 лет 1 месяц 20 дней, составляющая с учетом государственной пенсии 51% от 0,4 размера денежного содержания.
Решением Суражского районного суда Брянской области от 29.10.2012 г., вступившим в законную силу 5.12.2012 г., данная доплата ей была установлена в размере 7833,71 рублей в месяц.
Решением 25-го заседания Суражского районного Совета народных депутатов IV созыва от 26.12.2012 года принято Положение N 301 "О пенсионном обеспечении лиц за выслугу лет, замещавшим выборные должности органов местного самоуправления Суражского муниципального района Брянской области". Данным решением отменяются все ранее принятые Положения о пенсионном обеспечении. Пунктом 5 решения ( л.д. 78) установлено, что решение вступает в законную силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Положения.
Главой Суражского района истице были направлены письма, в которых её ставили в известность, что доплата к пенсии прекращается, если она не предоставит новое заявление о назначении доплаты в соответствии с новым Положением и документы согласно перечню, указанного администрацией района.
Поскольку заявление истицей не было представлено, с 1.02.2013 г. администрация Суражского района прекратила выплату доплаты.
Разрешая спор в части взыскания в пользу истицы задолженности по выплате доплаты к пенсии, суд исходил из того, что решение о прекращении её выплаты принято ответчиком в нарушение закона.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
В соответствии с Положением "О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы Суражского района", принятого решением 34 заседания Суражского районного Совета народных депутатов 3 созыва от 26.11.2008 г. N 297 ФИО1 должна была быть установлена выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии, исходя из стажа замещения муниципальной службы 17 лет 1 месяц 20 дней, составляющая с учетом государственной пенсии 51% от 0,4 размера денежного содержания.
В соответствии с названным Положением выплата ежемесячной доплаты могла быть прекращена в случаях, установленных в п.19 Положения, при этом принятие нового Положения прекращение назначенной ранее доплаты не предусматривало.
Не предусматривается такое основание прекращения выплаты и п.8 Положения от 26.12.2012 года. (л.д.82,т.1)
Требования ответчика о необходимости подачи заявления истицей не предусмотрены законом, т.к. указанные выплаты назначались ей не впервые.
При таких обстоятельствах, в пользу истицы подлежала взысканию сумма невыплаченной ей доплаты за период с 6.02.2013 г. по день вынесения решения судом, с учетом выплат за январь 2013 г. и с 1 по 5 февраля 2013 г., однако расчет задолженности произведен судом неправильно.
Согласно справки, представленной администрацией Суражского района и решения Суражского районного суда Брянской области от 29.10. 2012 г., данная доплата ей была установлена в размере 7833,71 рублей в месяц. В январе 2013 г. ей было выплачено 7833,71 руб., с 1 по 5 февраля 1398,87 руб. ( л.д.169).
Таким образом, задолженность по выплате составляет: за февраль 2013 г. 6434,84 руб.(7833,71- 1398,87)
за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2013 г. 7833,71 х 7 = 54835,97 руб. Всего задолженность с 1.02. по 1.10. 2013 г. составляет 54835,97 + 6434,84 = 61270,81 руб.
Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составит : 61270,81 х 8,25/360/100 х 271= 45384,37 руб.
Решение суда в этой части подлежит изменению, в пользу ФИО1 надлежит взыскать задолженность по выплате доплаты к пенсии и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 106655,18 руб.
В части взыскания компенсации морального вреда решение суда не оспаривается, оно законно и не подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заработная плата, из которой произведен расчет доплаты, должна быть индексирована на уровень инфляции, необоснованны, поскольку такой механизм индексации отсутствует.
Рассматривая требования ФИО1 о признании нормативного акта Суражского районного совета (л.д.78), а именно п. 5 решения 25 заседания Суражского районного совета народных депутатов 4-го созыва N 301 от 26.12.2012 г. незаконным, суд пришел к выводу, что порядок принятия оспариваемого решения, полномочия принявшего органа, процедура принятия и обнародования решения соблюдены, его содержание не противоречит действующему законодательству.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также ч. 5 ст. 20 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальной службы, возложено федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые вправе самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим, в том числе и ежемесячные доплаты.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Суражский районный Совет народных депутатов пересмотрел условия назначения ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные должности органов местного самоуправления, порядок установления их размеров, а также порядок перерасчета ежемесячных доплат к трудовой пенсии и пенсий за выслугу лет, назначенных лицам, замещавшим эти должности.
Пунктом 5 Решения 25-го заседания Суражского районного Совета народных депутатов IV созыва от 26.12.2012 года, об утверждении Положения N 301 "О пенсионном обеспечении лиц за выслугу лет, замещавшим выборные должности органов местного самоуправления Суражского муниципального района Брянской области" установлено, что решение вступает в законную силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Положения, то есть предусмотренным в Положении нормам была придана обратная сила.
В судебном заседании бесспорно установлено, что положение истицы, вышедшей на пенсию до официального опубликования оспариваемого решения, ухудшается.
Однако, пунктом 12 названного Положения особо оговорено по поводу принятия мер по организации перерасчета ранее установленных пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Суражском районе в соответствии с новым Положением.
В случае, если размер ежемесячного пенсионного обеспечения при расчете в соответствии с настоящим Положением уменьшается по сравнению с ранее установленным пенсионным обеспечением за выслугу лет, пенсия выплачивается в размере, установленном до вступления в силу настоящего Положения. В таком размере выплата пенсионного обеспечения производится до очередной индексации денежного содержания, с учетом которого размер пенсионного обеспечения, исчисленный в соответствии с настоящим Положением будет превышать ранее установленный размер доплаты.
Такое правовое регулирование, направленное в том числе на обеспечение равных прав на получение соответствующих выплат лицами, замещавшими муниципальные должности в Суражском районе, не может рассматриваться как нарушающее права заявительницы.
Доводы апелляционной жалобы в этой части аналогичны доводам, изложенным в обоснование иска, были предметом судебного рассмотрения; решение суда в части оспаривания муниципального нормативного акта отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Суражского районного суда Брянской области от 3 октября 2013 г. изменить в части взыскания невыплаченных сумм доплаты к пенсии и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Взыскать с администрации Суражского района Брянской области в пользу ФИО1 сумму невыплаченной доплаты к пенсии за период с 6.02.2013 г. по 1.10. 2013 г. в размере 61 270,81 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме - 45 384,37 рублей, а всего 106 655(сто шесть тысяч шестьсот пятьдесят пять рублей ) 18 копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И.Зубкова
Судьи облсуда С.А. Алейникова
А.В. Соков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.