Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Е.Ю.,
судей Сальниковой Н.А. и Ивановой О.Н.,
при секретаре Мартиросян К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Казачинско-Ленского района в защиту интересов Дуплинской Я.С. к Администрации Казачинско-Ленского муниципального района, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерству имущественных отношений Иркутской области о возложении обязанности на администрацию Казачинско-Ленского муниципального района предоставить Дуплинской Я.С. жилое помещение по договору социального найма,
по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования "Казачинско-Ленский район" на решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 22.03.2013 по данному делу,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Дуплинская Я.С. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет в Ульканском городском поселении в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения. Поскольку Дуплинская Я.С. окончила МОУ "Ульканская СОШ N 2", в настоящее время не имеет постоянного места жительства и жилого помещения, в которое могла бы вселиться, она имеет право на получение жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм. Согласно действующему законодательству жилым помещением по договору социального найма ее обязана обеспечить администрация Казачинско-Ленского муниципального района. На настоящий момент указанная обязанность администрацией района не выполнена, что нарушает права Дуплинской Я.С.
Прокурор просил суд обязать администрацию Казачинско-Ленского муниципального района предоставить Дуплинской Я.С. жилое помещение по договору социального найма на территории Ульканского городского поселения, отвечающее требованиям, установленным санитарно-техническими правилами и нормами, применительно к условиям Ульканского городского поселения, площадью не менее 33 кв. м.
Решением Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 22.03.2013 исковые требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчиком поставлен вопрос об отмене решения суда по мотивам неправильного применения норм материального права. В обоснование доводов к отмене решения указано, что, поскольку истцу до 01.01.2013 не было предоставлено жилое помещение, т.е. он не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением, к правоотношениям по предоставлению ему жилого помещения подлежат применению нормы вышеуказанных правовых актов, вступивших в силу с 01.01.2013.
Вывод суда со ссылкой на ст. 57 ЖК РФ о том, что именно администрация Казачинско-Лекского МО обязана предоставить жилое помещение истцу, не соответствует действующему законодательству, поскольку указанной нормой права не устанавливается обязанность органов местного самоуправления муниципальных районов по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством отнесено к ведению органов местного самоуправления поселений. Ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3, устанавливающая вопросы местного значения муниципальных районов, полномочий в сфере обеспечения граждан жилыми помещениями не содержит.
Таким образом, в связи с отменой закона Иркутской области о наделении администрации Казачинско-Ленского муниципального района полномочиями по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями, администрация Казачинско-Ленского муниципального района, не обеспечившая жильем истца вследствие недостаточного финансирования переданный ей государственных полномочий, не имеет правовых оснований для исполнения государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан, являющихся расходным обязательством Иркутской области за счет районного бюджета, а у Иркутской области после 01.01.2013 года нет правовых оснований для предоставления бюджету Казачинско-Ленского района денежных средств для исполнения полномочий, не переданных на уровень администрации Казачинско-Ленского муниципального района.
Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством, за счет средств из областного бюджета в виде межбюджетных трансфертов местным бюджетам, сроки заключения договоров социального найма устанавливаются муниципальными образованиями в зависимости от объема межбюджетных трансфертов, предоставленных для осуществления государственных полномочий в текущем финансовом году.
Возражая на апелляционную жалобу, и.о. прокурора района Курбанов Р.Ш. просит решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Зубковой Е.Ю., объяснения истца - прокурора Дудиной В.П., истца Дуплинской Я.С., просивших решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра Казачинско-Ленского муниципального района N 257 от 26.07.2012 "О предоставлении жилых помещений по договору социального найма лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принято решение о предоставлении Дуплинской Я.С. жилого помещения по договору социального найма.
Согласно уведомлению мэра Казачинско-Ленского муниципального района Романова А.В. от 27.07.2012 N 1173 жилое помещение Дуплинской Я.С. будет предоставлено по мере поступления финансовых средств, в рамках переданных областных государственных полномочий по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в порядке очередности.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда, что истец имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, в установленном законом порядке поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответственно, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по установленным социальным нормам по договору социального найма согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Таким образом, иск прокурора в интересах Дуплинской Я.С. правомерно удовлетворен судом.
Все выводы суда подробно мотивированы, основаны на материалах дела, требованиях статей 18, 40 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 5, 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 155.3 Семейного кодекса РФ, и основания для признания их неправильными в апелляционной жалобе ответчиком не приведены.
Оценивая уведомление мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 27.07.2012 N 1173, судебная коллегия полагает, что оно содержит отказ во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку предоставление жилого помещения Дуплинской Я.С. в данном случае ставится в зависимость от наличия либо отсутствия в бюджете муниципального образования на это денежных средств, а также иных лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в порядке очередности.
Так, вопрос исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, финансирования органа местного управления, реализующего отдельные государственные полномочия, в частности по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, не был предметом заявленных исковых требований, рассмотренных судом в рамках данного гражданского дела.
Граждане не являются участниками бюджетных правоотношений, поэтому отсутствие финансирования муниципального образования Казачинско-Ленского муниципального образования для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в частности по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, не может являться основанием для отказа в иске конкретному гражданину. В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Федеральный закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищный кодекс РФ не связывают ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.
Применяя в спорным правоотношениям положения ст. ст. 49, 52, 57 ЖК РФ, ст. ст. 5, 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что действующим законодательством решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставления жилых помещений, в том числе и детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.
Прокурором исковые требования заявлены к Администрации Казачиско-Ленского муниципального района, как органу местного самоуправления, который ведет учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, по месту жительства и предоставляет жилые помещения по договору социального найма, в том числе и детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Суд правильно разрешил заявленные требования и посчитал Администрацию Казачинско-Ленского муниципального района надлежащим ответчиком по делу, возложив на нее обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, что не противоречит положениям ст. 5 и 8 ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Иной порядок, предусматривающий предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта РФ, на момент обращения истца в суд (до 01.01.2013г.) отсутствовал, соответствующий нормативный акт субъектом РФ - Иркутская область на момент возникновения спорных правоотношений не был принят.
Доводы апелляционной жалобы, о том, что обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями является государственным полномочием субъекта РФ, не учитываются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании требований законодательства. В силу Жилищного кодекса Российской Федерации на органы государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам. При этом органы местного самоуправления, в случае отсутствия финансирования, вправе обратиться в суд с соответствующим иском о взыскании денежных средств для приобретения жилья указанной категории граждан.
Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к несогласию с решением суда по существу, выражают иную позицию заявителя на то, как должен быть разрешен спор, направлены на изменение законного и обоснованного решения суда. Решение суда, проверенное по доводам апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 22.03.2013 по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Ю. Зубкова
Судьи: Н.А. Сальникова
О.Н. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.