Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,
при секретаре Кайгородцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Усолье-Сибирское в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному дорожному агентству Министерства Транспорта РФ, Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" об обязании устранить нарушение п.4.5.2.6 ГОСТа Р 52766-2007 "Элементы обустройства. Общие требования" на участках автомобильной дороги М-53 "Байкал"
по апелляционной жалобе Федерального дорожного агентства на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 15 августа 2013 года
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Усолье-Сибирское обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному дорожному агентству Министерства Транспорта РФ, Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" об обязании устранить нарушение п.4.5.2.6 ГОСТа Р 52766-2007 "Элементы обустройства. Общие требования" на участках автомобильной дороги М-53 "Байкал". В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Усолье-Сибирское проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения, соответствия требованиям ГОСТа участка автомобильной дороги М-53 "Байкал" в ходе которой установлено, что на участках автомобильной дороги М-53 "Байкал" г. Усолье-Сибирское на пешеходных переходах со светофорным регулированием, в нарушение п. 4.5.2.6. ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м. в обе стороны от пешеходного перехода: участок автодороги М-53 "Байкал" 1802 км. + 830 м., участок автодороги М-53 "Байкал" 1806 км. + 177 м., участок автодороги М-53 "Байкал" 1808 км. + 921 м. в районе пр-та Комсомольский, " ... ", участок автодороги М-53 "Байкал" 1808 км. + 986 м. в районе проспекта Комсомольский, " ... ", участок автодороги М-53 "Байкал" 1809 км. + 985 м. в районе проспекта Ленинский, " ... ".
Участок автомобильной дороги, расположенный от северо-западной границы г. Усолье-Сибирское (1798км. +775м.) через весь город в направлении юг-юго-восток до выхода из города до границы г. Усолье-Сибирское и Усольского района 1810км.+775м.) является федеральной собственностью и на основании Распоряжения Территориального Управления ФАУФИ по Иркутской области передан Территориальным Управлением Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по Иркутской области в оперативное управление ФГКУ "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" (далее по тексту ФКУ Упрдор "Прибайкалье"), что подтверждается Актом о приеме - передачи здания (сооружения) от 20.01.2010г. N 1.
Обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения возложена на Федеральное дорожное агентство, а так же ФКУ Упрдор "Прибайкалье".
На основании изложенного, просил суд обязать Федеральное дорожное агентство Министерства Транспорта РФ, Федеральное Казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства", в течении 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить выявленные нарушения п. 4.5.2.6. ГОСТа Р 52766-2007 "Элементы обустройства. Общие требования", выразившиеся в отсутствии ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м. в обе стороны от пешеходного перехода: 1) участок автомобильной дороги М-53 "Байкал" с левой стороны 1802 км.+830м.; 2) участок автомобильной дороги М-53 "Байкал" с левой стороны 1806 км.+177м.; 3) участок автомобильной дороги М-53 "Байкал" с правой и левой стороны 1808 км. + 921 м. в районе проспекта Комсомольский, " ... "; 4) участок автомобильной дороги М-53 "Байкал" с правой и левой стороны 1808 км. + 986 м. в районе проспекта Комсомольский, "данные изъяты", г. Усолье-Сибирское; 5) участок автомобильной дороги М-53 "Байкал" с правой и левой стороны 1809 км. + 985 м. в районе проспекта Ленинский, "данные изъяты" г. Усолье-Сибирское.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 15.08.2013 с учетом дополнительного решения Кировского районного суда г. Иркутска от 09.09.2013 исковые требования прокурора г. Усолье-Сибирское к Федеральному дорожному агентству Министерства Транспорта РФ удовлетворены. Требования к Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе на решение суда от 15.08.2013 представитель Федерального дорожного агентства Министерства Транспорта РФ Шохин А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что суд незаконно возложил обязанность на Федеральное дорожное агентство Министерства Транспорта РФ устранить нарушения п. 4.5.2.6 ГОСТа Р 52766-2007 "Элементы обустройства. Общие требования", поскольку указанная автомобильная дорога передана в оперативное управление ФКУ Упрдор "Прибайкалье" по акту приема-передачи N 1 от 20.01.2010 и в силу Устава ФКУ Упрдор "Прибайкалье" выполняет функции по содержанию автомобильных дорог, переданных в оперативное управление. Полагает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих необходимость проведения работ на спорных участках автомобильной дороги на основании статистических данных об аварийности, а ссылка суда в решении на ГОСТ Р 52607-2006 "Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей" является необоснованной. Также полагает, судом не приняты во внимание положения п. 2 ст. 83 БК РФ, поскольку внеплановое понуждение по обустройству участков автомобильной дороги может привести к дефициту бюджетных денежных средств, выделенных на иные направления дорожной деятельности.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Усолье-Сибирское Шергин Р.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Пунктом 6 ст. 11 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.10.2007 N 257-ФЗ (далее по тексту Закон N 257-ФЗ) установлено, что осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения, установление классификации работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог отнесено к полномочиям Российской Федерации.
В ст. 3 Закона N 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 6, 12 статьи 3 Закона). Под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Закона).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.п. 1, 5.1, 5.3.4, 5.4.5, 5.13 Постановления Правительства от 23.07.2004 N 374 "Об утверждении положения о Федеральном дорожном агентстве" Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Федеральное дорожное агентство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятием и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству; обеспечивает соответствие состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, участок автомобильной дороги, расположенный от северо-западной границы г. Усолье-Сибирское (1798км. +775м.) через весь город в направлении юг-юго-восток до выхода из города до границы г. Усолье-Сибирское и Усольского района 1810км.+775м.) является федеральной собственностью, передан в оперативное управление ФКУ "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" (далее по тексту ФКУ Упрдор "Прибайкалье").
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374 "Об утверждении положения о Федеральном дорожном агентстве" обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования возложена на Федеральное дорожное агентство.
"дата изъята" прокуратурой г. Усолье-Сибирское с участием заместителя начальника ФКУ Упрдор "Прибайкалье", государственных инспекторов ОГИБДД МО МВД РФ "Усольский" проведена проверка автомобильной дороги М-53 "Байкал" проходящей в границах территории муниципального образования г. Усолье-Сибирское от 1798 км. + 775м. до 1810 км. + 775 м. В ходе проверки установлено, что на следующих участках автомобильной дороги М-53 "Байкал" г. Усолье-Сибирское на пешеходных переходах со светофорным регулированием, в нарушение п. 4.5.2.6. ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м. в обе стороны от пешеходного перехода: участок автодороги М-53 "Байкал" 1802 км. + 830 м., участок автодороги М-53 "Байкал" 1806 км. + 177 м., участок автодороги М-53 "Байкал" 1808 км. + 921 м. в районе пр-та Комсомольский, " ... ", участок автодороги М-53 "Байкал" 1808 км. + 986 м. в районе проспекта Комсомольский, " ... ", участок автодороги М-53 "Байкал" 1809 км. + 985 м. в районе проспекта Ленинский, " ... ".
ФКУ Упрдор "Прибайкалье" заключен государственный контракт N8/ПрД на разработку проектной документации "Расходы мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-255 "Сибирь" Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск на участке 1798 км. +575 м. - 1810 км. +875 м., " ... "", согласно которого запроектированы барьерные ограждения по правой стороне на 1799 км. +000 до 1802 км. +900м., по левой стороне 1802км. +900м. до 1805км. +450м., по правой стороне 1805 км.+450 м. до 1807км.+000, по левой стороне с 1807 км.+800, с 1809 км.+800 до 1809км.+500м. барьерное ограждение по центральной разделительной полосе. Проект находится на экспертизе.
Указанные участки автомобильной дороги М-53 "Байкал" будут оборудованы барьерным ограждением, вместе с тем, следующие участки автомобильной дороги М-53 "Байкал" отсутствуют в указанном проекте, однако нуждаются в оборудовании барьерными ограждениями: 1) с левой стороны 1802 км.+830м.; 2) с левой стороны 1806 км.+ 177м.; 3) с правой и левой стороны 1808 км. + 921 м. в районе проспекта Комсомольский, " ... "; 4) с правой и левой стороны 1808 км. + 986 м. в районе проспекта Комсомольский, " ... "; 5) с правой и левой стороны 1809 км. + 985 м. в районе проспекта Ленинский, " ... ".
Удовлетворяя заявленные исковые требования прокурора к Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта РФ, суд исходил из того, что обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения возложена на Федеральное дорожное агентство, а так же ФКУ Упрдор "Прибайкалье". На указанных участках автомобильной дороги М-53 "Прибайкалье" в нарушение п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 метров в обе стороны от пешеходного перехода. Указанные нарушения стали возможны в связи с отсутствием финансирования / задания со стороны федерального органа исполнительной власти (Росавтодор), на которого законом возложены полномочия собственника в отношении федерального имущества - автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в том числе М-53 "Байкал". В связи с чем, у ФКУ Упрдор "Прибайкалье" отсутствует возможность в полном объеме реализовать функции по организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию М-53 "Байкал". ФКУ "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства", исполняя свои функции, неоднократно направляло запросы в вышестоящую инстанцию с целью получения денежных средства для устранения данных нарушения, доказательств наличия со стороны ФКУ "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" незаконных действий (бездействия) не представлено.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, оценка которым дана в судебном решении. Нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного или необоснованного решения, при рассмотрении дела судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении обязанности на Федеральное дорожное агентство по устранению нарушений п. 4.5.2.6 ГОСТа Р 52766-2007, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку как правильно указал суд в решении, обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения возложена на Федеральное дорожное агентство.
Ссылка в апелляционной жалобе на заключение государственного контракта N8/ПрД, в котором предусмотрены работы по установлению барьерных ограждений на участках автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку спорные участки автомобильной дороги, указанные прокурором в исковом заявлении, не оборудованы в соответствии с п. 4.5.2.6 ГОСТа Р 52766-2007.
Апелляционная жалоба не содержит иных заслуживающих внимание доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом заявленных требований, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 15 августа 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.Л. Малиновская
М.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.