Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Быковой А.В.
судей Николаевой Т.В. и Скубиевой И.В.
при секретаре Березовской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Скубиевой И.В. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Баяндаевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц: населения муниципального образования "Хогот" об оспаривании бездействия органов местного самоуправления муниципального образования "Хогот"
по апелляционной жалобе муниципального образования "Хогот" на решение Баяндаевского районного суда Иркутской области от 09 октября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Баяндаевского района в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка в муниципальном образовании "Хогот" (далее - МО "Хогот") по исполнению требований законодательства о местном самоуправлении в сфере противодействия коррупции, о муниципальной службе, по результатам которой установлено следующее: нарушение статей 12, 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьи 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ, выразившееся в отсутствии правовых актов, регулирующих отношения в соответствующих сферах.
В нарушение статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" администрацией МО "Хогот" не разработано и не утверждено положение о соблюдении требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулировании конфликта интересов.
Кроме того, администрацией МО "Хогот" не разработан и не утвержден порядок увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Прокурор Баяндаевского района просил суд признать бездействие муниципального образования "Хогот" Баяндаевского района Иркутской области по исполнению требований законодательства о местном самоуправлении при осуществлении полномочий в сфере противодействия коррупции, а именно по разработке: перечня должностей, в течение двух лет после увольнения с которых гражданин вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; порядка применения взысканий, предусмотренных статьями 14.1 и 15 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"; порядка предоставления сведений о расходах; порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции"; положения о соблюдении требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулировании конфликта интересов.
Также просил возложить обязанность на администрацию муниципального образования "Хогот" Баяндаевского района Иркутской области по правовому регулированию в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы на территории муниципального образования путем принятия и утверждения перечня должностей, в течение "данные изъяты" лет после увольнения с которых гражданин вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; порядка применения взысканий, предусмотренных статьями 14.1 и 15 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"; порядка предоставления сведений о расходах; порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции"; положения о соблюдении требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулировании конфликта интересов, в срок до "дата изъята".
Решением Баяндаевского районного суда Иркутской области от 09 октября 2013 года исковые требования прокурора Баяндаевского района удовлетворены.
В апелляционной жалобе Глава МО "Хогот" просит решение суда изменить.
Считает незаконным решение суда в части установления срока исполнения решения суда до "дата изъята", так как для разработки нормативно-правовых актов требуется значительное время в связи с прохождением процедуры согласования с прокуратурой Баяндаевского района, а также прохождением публичного обсуждения и общественной экспертизы.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор Баяндаевского района просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Скубиевой И.В., объяснения участников процесса, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п.п.38 п.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 года N 273-ФЗ, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Согласно информации главы администрации МО "Хогот", от "дата изъята" N, направленной в адрес прокурора, разработаны следующие правовые акты:
-порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов;
-порядок уведомления представителя нанимателя(работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений;
-порядок предоставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей лицами, замещающими муниципальные должности;
-перечень лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах;
-перечень лиц, обязанных предоставлять сведения о расходах.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, администрацией МО "Хогот" не разработан перечень должностей, в течение "данные изъяты" лет после увольнения с которых гражданин вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В нарушение ст. 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе" администрацией МО "Хогот" не разработан и не утвержден порядок применения взысканий, предусмотренных статьями 14.1 и 15 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В МО "Хогот" не урегулирован вопрос в сфере противодействия коррупции, а именно не разработан порядок предоставления сведений о расходах.
В нарушение ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" администрацией МО "Хогот" не разработан и не утвержден порядок увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности.
Установив, что администрацией муниципального образования "Хогот" не исполнены требования законодательства о местном самоуправлении при осуществлении полномочий в сфере противодействия коррупции, суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора.
Выводы суда подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, доводами апелляционной жалобы под сомнение поставлены быть не могут.
При разрешении возникшего спора суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и юридически значимые обстоятельства по делу, применил подлежащий применению материальный закон, не допустил нарушения процессуального закона.
Довод апелляционной жалобы о несогласии с установленным сроком для исполнения решения суда (до "дата изъята") не может служить основанием для отмены решения суда. Срок для исполнения решения суда установлен в соответствии с заявлением прокурора. Представитель муниципального образования в судебном заседании не участвовал, просил дело рассмотреть в их отсутствие, со сроком исполнения судебного решения до "дата изъята" был согласен.
Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, судом первой инстанции не допущено, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Баяндаевского районного суда Иркутской области от 09 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Быкова
Судьи Т.В. Николаева
И.В.Скубиева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.