Заместитель председателя Иркутского областного суда Корнюшина Л.Г., рассмотрев жалобу главы Администрации "Ч" МО П. на постановление мирового судьи судебного участка N 57 Заларинского района Иркутской области от 24 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении казенного учреждения Администрации "Ч" МО,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 57 Заларинского района Иркутской области Пугачевой Л.В. от 24 июня 2013 года казенное учреждение Администрация "Ч" МО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Решением судьи Заларинского районного суда Иркутской области Каунас Е.П. от 12 сентября 2013 года данное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В надзорной жалобе, поданной в Иркутский областной суд, глава Администрации "Ч" МО П. просит об отмене постановления мирового судьи, поскольку считает, что казенное учреждение Администрация "Ч" МО не является лицом, подлежащим административной ответственности. Утверждает, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в бюджет "Ч" МО заложены, о чем свидетельствует распределение бюджетных ассигнований на 2013 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета муниципального образования. Полагает, что мировой судья вышел за пределы обвинения, изложенного в протоколе об административном правонарушении, поскольку привлек Администрацию к ответственности не за отсутствие резервов финансовых и материальных ресурсов, а за их недостаточность.
Обращает внимание, что распоряжением Правительства " ... " от 11 марта 2013 г. N 91-рп утвержден перечень территорий " ... ", подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. "Ч" МО в данный перечень не включено, что исключает ответственность Администрации "Ч" МО по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Администрация не является надлежащим объектом надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В своей жалобе глава Администрации "Ч" МО П. не ставит вопрос об отмене решения судьи Заларинского районного суда Иркутской области от 12 сентября 2013 года, однако, в соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы законного представителя юридического лица, прихожу к следующим выводам.
Как следует из представленных материалов, государственным инспектором " ... " по пожарному надзору Б. был составлен протокол от 15 апреля 2013 года об административном правонарушении, согласно которому в соответствии с распоряжением главного государственного инспектора " ... " по пожарному надзору проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица - казенного учреждения Администрация "Ч" МО, расположенного по адресу: " ... ", в ходе которой выявлены следующие нарушения:
1. Не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов муниципального образования для ликвидации чрезвычайных ситуаций,
- пп. д п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
- п.п. 1, 2, 3, 6, 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794,
2. Не создана система оповещения,
- пп. в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
- п.п. 4, 6, 10 Положение о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006 г.
Мировой судья судебного участка N 57 Заларинского района Иркутской области счел данные нарушения установленными и доказанными и квалифицировал деяние, совершенное казенным учреждением Администрацией "Ч" МО, по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С данными выводами мирового судьи нельзя согласиться.
Частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Субъектами данного правонарушения являются юридические и должностные лица.
Постановлением мирового судьи к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено юридическое лицо - казенное учреждение Администрация "Ч" МО. Согласно данному постановлению, объективная сторона деяния, совершенного Администрацией, состояла в том, что не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов муниципального образования для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также не создана система оповещения.
Между тем, мировой судья установил факт создания Администрацией резерва финансовых ресурсов, признав его недостаточным.
Данный вывод мирового судьи противоречит положениям статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и пункту 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не устанавливающих конкретный лимит резерва финансовых ресурсов.
В силу пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Судом не установлено, какой порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов был установлен нормативным актом "Ч" МО и был ли этот порядок Администрацией нарушен.
Утверждение должностного лица ГПН о том, что казенным учреждением Администрацией "Ч" МО не созданы резервы материальных ресурсов, в судебном заседании не проверено.
Приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006 г. не установлен срок в течение которого органы местного самоуправления обязаны создать системы оповещения в соответствии с Положением о системах оповещения населения. Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации N 1522 от 13 ноября 2012 года Правительству Российской Федерации поручено создать комплексную систему оповещения населения в срок до 1 января 2014 года.
Мировым судьей данному обстоятельству оценки в постановлении не дано.
Не нашел своего разрешения и довод защитника казенного учреждения Администрации "Ч" МО о том, что Администрация не имела финансовых возможностей для создания локальной системы оповещения в том виде, как это предусмотрено Положением о системах оповещения населения. Между тем, в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При указанных обстоятельствах выводы мирового судьи о доказанности вины Администрации "Ч" МО в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера следует признать преждевременными, а постановление о назначении административного наказания - постановленным без выполнения требований закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств данного дела.
Постановление мирового судьи в отношении казенного учреждения Администрации "Ч" МО по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, установленных статьями 2.1 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Заларинского районного суда Иркутской области, разрешая жалобу главы Администрации "Ч" МО П. на постановление о назначении административного наказания, оставил существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенные мировым судьей, без анализа и должной оценки, в связи с чем пришел к необоснованному выводу об отказе в удовлетворении жалобы. На основании изложенного решение судьи Заларинского районного суда Иркутской области также подлежит отмене.
Поскольку предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения казенного учреждения Администрации "Ч" МО к административной ответственности по данному делу не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 57 Заларинского района Иркутской области.
Жалоба главы Администрации "Ч" МО П. подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛА:
постановление мирового судьи судебного участка N 57 Заларинского района Иркутской области от 24 июня 2013 года и решение судьи Заларинского районного суда Иркутской области от 12 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении казенного учреждения Администрации "Ч" МО отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 57 Заларинского района Иркутской области.
Жалобу главы Администрации "Ч" МО П.удовлетворить частично.
Заместитель председателя суда Л.Г. Корнюшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.