Заместитель председателя Иркутского областного суда Корнюшина Л.Г., рассмотрев жалобу главы Администрации "Х" МО Н. на постановление мирового судьи судебного участка N 58 Заларинского района Иркутской области от 18 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации "Х" МО,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 58 Заларинского района Иркутской области Агакишиевой Е.В. от 18 апреля 2013 года Администрация "Х" МО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
В надзорной жалобе, поданной в Иркутский областной суд, глава Администрации "Х" МО Н. просит об отмене постановления мирового судьи, поскольку считает, что Администрация "Х" МО не является лицом, подлежащим административной ответственности за осуществление накоплений, освежений средств индивидуальной защиты, так как согласно требованиям главы 10 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утверждены приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 г. N 993, ответственность за осуществление данных мероприятий возложена на орган по делам ГО и ЧС органа местного самоуправления, между тем, мировым судьей не выяснялся вопрос о наличии соответствующего органа в муниципальном поселении.
Утверждает, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в бюджет "Х" МО заложены, о чем свидетельствует распределение бюджетных ассигнований на 2013 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета муниципального образования.
Обращает внимание, что распоряжением Правительства " ... " от 11 марта 2013 г. N 91-рп утвержден перечень территорий " ... ", подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. "Х" МО в данный перечень не включено, что исключает ответственность Администрации "Х" МО по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Администрация не является надлежащим объектом надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проверив с учетом требований частей 1 и 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы законного представителя юридического лица, прихожу к следующим выводам.
Как следует из представленных материалов, государственным инспектором " ... " по пожарному надзору Б. был составлен протокол от 29 марта 2013 года об административном правонарушении, согласно которому в соответствии с распоряжением главного государственного инспектора " ... " по пожарному надзору проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица - Администрация "Х" МО, расположенного по адресу: " ... ", в ходе которой выявлены следующие нарушения:
1. Руководителем организации (специалистом по ГО и ЧС) не пройдено обучение в области гражданской обороны, чем нарушены
- п. 1 ст. 9 гл. III Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- п. 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";
- п.п. 2, 3, 4, пп. г п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны Постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны";
- п.п. 16.2 п. 16 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 г. N 687 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008 г. N 12740).
2. Не создана локальная система оповещения (установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей)
- п. 1 ст. 9 гл. III Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- п. г, и ст. 14 гл. III Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";
- ст. 10 гл. II Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- п. 1, 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов";
- п.п. 16.2 п. 16 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 г. N 687 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008 г. N 12740).
3. Работники муниципального образования и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений не обеспечены средствами индивидуальной защиты из расчета на 100% от общей численности работников, а также не обеспечено дополнительное количество запасов в размере 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов
- п. 2, п. 3, п. 4, п. 6, п. 7, п. 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 г. N 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 19 января 2006 г. Регистрационный N 7384);
4. Не разработаны примерные программы обучения в области гражданской обороны работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципального образования
- пп. в п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны Постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны";
- пп. 15.1 п. 15 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 ноября 2008 г. Регистрационный N 12740).
Мировой судья судебного участка N 58 Заларинского района Иркутской области счел данные нарушения установленными и доказанными и квалифицировал деяние, совершенное Администрацией "Х" МО, по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С данными выводами мирового судьи нельзя согласиться.
Частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Мировым судьей не установлено и в постановлении не указано, какие конкретно должностные лица Администрации обязаны были пройти обучение, в каком порядке и объеме учебных часов, а также в каком учреждении образования или в каком ином порядке.
Положения пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" на органы местного самоуправления не распространяются, вследствие чего их нарушение не могло быть вменено в вину Администрации "Х" МО.
Утверждая о нарушении Администрацией "Х" МО пунктов 1 и 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", мировой судья не установил и в постановлении не указал, какие именно потенциально опасные объекты размещены на территории "Х" МО.
Пункт 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. N 804, содержит перечень основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и не содержит каких-либо требований или предписаний, обращенных к органам местного самоуправления. Материалы дела и постановление мирового судьи не содержат сведений о том, какое конкретно предписание данной правовой нормы было нарушено Администрацией "Х" МО.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Администрация "Х" МО осуществляет деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, обязывающую Администрацию соблюдать требования названного Федерального закона.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 г. N 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - Положение N 993), определяющее организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно пункту 4 Положения N 993 органами местного самоуправления осуществляется обеспечение средствами индивидуальной защиты работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.
В силу пункта 6 Положения N 993 обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).
Пунктом 7 Положения N 993 установлено, что обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно-опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Согласно пункту 8 Положения N 993 накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6, 7 названного Положения.
На основании пункта 9 Положения N 993 для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
В силу пункта 21 Положения N 993 органы местного самоуправления определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
Таким образом, необходимость накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты указанными выше нормами ставится в зависимость от территории, на которой расположены соответствующие органы власти.
Распоряжением Правительства " ... " от 11 марта 2013 года N 91-рп установлен перечень территорий " ... ", подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Между тем, в материалах дела отсутствуют достаточные сведения о том, что территория, на которой расположено Администрация "Х" МО, относится к территориям, отнесенным к какой-либо группе по гражданской обороне либо группе риска.
Также судьей не установлено, работники каких именно муниципальных предприятий и учреждений, созданных муниципальным образованием, не обеспечены средствами индивидуальной защиты. Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела какой-либо информации о данных обстоятельствах не содержат.
При указанных обстоятельствах выводы мирового судьи о доказанности вины Администрации "Х" МО в невыполнении предусмотренных законодательством мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий следует признать преждевременными, а постановление о назначении административного наказания - постановленным без выполнения требований закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств данного дела.
Постановление мирового судьи в отношении Администрации "Х" МО по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, установленных статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения Администрации "Х" МО к административной ответственности по данному делу не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 58 Заларинского района Иркутской области.
Жалоба главы Администрации "Х" МО Н. подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛА:
постановление мирового судьи судебного участка N 58 Заларинского района Иркутской области от 18 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации "Х" МО отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 58 Заларинского района Иркутской области.
Жалобу главы Администрации "Х" МО Н. удовлетворить частично.
Заместитель председателя суда Л.Г. Корнюшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.