Заместитель председателя Иркутского областного суда Корнюшина Л.Г., рассмотрев жалобу главы Администрации "В" МО Ф. на постановление мирового судьи судебного участка N 58 Заларинского района Иркутской области от 19 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации "В" МО,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 58 Заларинского района Иркутской области Агакишиевой Е.В. от 19 апреля 2013 года Администрация "В" МО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
В надзорной жалобе, поданной в Иркутский областной суд, законный представитель юридического лица Ф. просит об отмене постановления мирового судьи, поскольку отсутствуют основания для привлечения Администрации к ответственности по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Утверждает, что положения пункта 1 статьи 9 главы III Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" на органы местного самоуправления не распространяются. Судом не установлено наличие в "В" МО потенциально опасных объектов, однако, вменил Администрации нарушение пункта 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804. Требования статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" распространяются на организации, эксплуатирующие такие объекты. Вопрос об отнесении "В" МО к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, судом не выяснялся. Судом не установлено наличие на территории "В" МО опасных производственных объектов, однако, в постановлении приведена ссылка на нарушение Администрацией пунктов 1 и 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов". В постановлении мировым судьей указано о нарушении Администрацией подпункта 16.2 пункта 16 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС от 14.11.2008 N 687, между тем, названные нормы устанавливают обязанности организаций, а не органов местного самоуправления, каким является "В" МО. Также законный представитель считает необоснованной ссылку суда на нарушение Администрацией пунктов 2-4, 6-8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 г. N 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 19 января 2006 г. регистрационный N 7384), поскольку судом не установлено, относится ли территория "В" МО к числу территорий, указанных в данном нормативном акте. При этом законный представитель "В" МО указывает на отсутствие в перечне территорий " ... ", подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном Распоряжением Правительства " ... " от 11 марта 2013 года N 91-рп, указания на территорию "В" МО. Утверждения представителя Администрации в судебном заседании о том, что примерные программы обучения населения в области гражданской обороны разработаны, по ним проводится обучение, мировым судьей должным образом не оценены. Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом с нарушением сроков, установленных статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив с учетом требований частей 1 и 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Как следует из материалов дела, государственным инспектором " ... " по пожарному надзору Б. 18 марта 2013 года был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в соответствии с распоряжением от 08 марта 2013 года главного государственного инспектора " ... " по пожарному надзору 15 марта 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации "В" МО, расположенного по адресу: " ... ", по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:
1. Не создана локальная система оповещения (установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей)
- п. 1 ст. 9 гл. III Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- п. г), и) ст. 14 гл. III Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";
- ст. 10 гл. II Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- п. 1, 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов";
- п.п. 16.2 п. 16 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 г. N 687 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008 г. N 12740).
2. Работники муниципального образования и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений не обеспечены средствами индивидуальной защиты из расчета на 100% от общей численности работников, а также не обеспечено дополнительное количество запасов в размере 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов
- п. 2, п. 3, п. 4, п. 6, п. 7, п. 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 г. N 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 19 января 2006 г. Регистрационный N 7384).
Мировым судьей судебного участка N 58 Заларинского района Иркутской области в постановлении о назначении административного наказания указано на нарушение Администрацией "В" МО п. 1 ст. 9 гл. III Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п. г), и) ст. 14 гл. III Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации"; ст. 10 гл. II Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 1, 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"; п.п. 16.2 п. 16 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 г. N 687 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008 г. N 12740), поскольку не создана локальная система оповещения.
Выводы о виновности Администрации "В" МО в нарушении требований данных нормативных актов мировой судья обосновал ссылками на наличие в " ... " вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Однако, судьей не принято во внимание то обстоятельство, что невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Утверждая о нарушении Администрацией "В" МО требований Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", мировой судья квалифицировал действия Администрации по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Положения пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" на органы местного самоуправления не распространяются, вследствие чего их нарушение не могло быть вменено в вину Администрации "В" МО.
Утверждая о нарушении Администрацией "В" МО пунктов 1 и 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", мировой судья не установил и в постановлении не указал, какие именно потенциально опасные объекты размещены на территории "В" МО.
Как следует из обжалуемого постановления, мировой судья пришел к выводу о нарушении Администрацией "В" МО пунктов 2, 3, 4, 6, 7, 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 N 993.
Пунктами 6 и 7 данного Положения определены условия обеспечения населения средствами индивидуальной защиты в военное и мирное время:
на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне;
в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО;
на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения);
на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно-опасных объектах;
на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;
на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Однако мировым судьей, не установлено и в постановлении не указано, к какой группе по гражданской обороне либо к какой именно из перечисленных групп риска отнесена территория "В" МО.
Также судьей не установлено, работники каких именно муниципальных предприятий и учреждений, созданных муниципальным образованием, не обеспечены средствами индивидуальной защиты. Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела какой-либо информации о данных обстоятельствах не содержат.
Учитывая изложенное, вывод мирового судьи судебного участка N 58 Заларинского района Иркутской области о наличии в действиях Администрации "В" МО состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует считать преждевременным, основанным на неполно установленных фактических обстоятельствах.
Невыполнение мировым судьей судебного участка N 58 Заларинского района Иркутской области требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления о назначении административного наказания.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения Администрации "В" МО к административной ответственности не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 58 Заларинского района Иркутской области.
Жалоба главы Администрации "В" МО Ф. подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛА:
постановление мирового судьи судебного участка N 58 Заларинского района Иркутской области от 19 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации "В" МО отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 58 Заларинского района Иркутской области.
Жалобу главы Администрации "В" МО Ф. удовлетворить частично.
Заместитель председателя суда Л.Г. Корнюшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.