Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Александровой М.А., Малиновской А.Л.,
при секретаре Ершовой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федина С.А. о признании отказа в постановке на учет незаконным, необоснованным, обязывании поставить на учет,
по апелляционной жалобе заинтересованного лица администрации г.Иркутска на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 25 сентября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Федин С.А. обратился в суд с заявлением, указав в обоснование требований, что решением Комитета по управлению Ленинским округом г.Иркутска от "дата изъята" в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ему было отказано в связи с отсутствием документов, содержащих сведения о рыночной стоимости принадлежащего истцу имущества и его доходе.
Считает отказ незаконным, поскольку им были представлены все необходимые документы, в связи с чем, просил суд признать решение Комитета по управлению Ленинским округом г.Иркутска от "дата изъята" N об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным, обязать поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В судебном заседании Федин С.А. заявленные требования поддержал, представитель администрации г.Иркутска Высоцких Е.Н. требования не признала.
Решением Ленинского районного суда г.Иркутска от "дата изъята" признан незаконным отказ Комитета по управлению Ленинским округом г.Иркутска в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от "дата изъята" N. На администрацию г.Иркутска возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Федина С.А. путем принятия решения по его заявлению о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В удовлетворении требований о признании отказа Комитета по управлению Ленинским округом г.Иркутска в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от "дата изъята" N необоснованным, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма - отказано.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица администрации г.Иркутска Высоцких Е.Н. просит решение суда отменить, принять новое решение, указав в обоснование, что при вынесении решения судом не применены нормы материального права, подлежащие применению, а именно: положения ст.ст. 6, 7, 9 Федерального закона "Об организации предоставления государственных или муниципальных услуг" от 27.07.10 N 210-ФЗ; не учтен, утвержденный решением Думы г.Иркутска от 31.03.2011 N 005-20-210298/1, Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.
Документы, в установленном порядке подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при признании граждан малоимущими в соответствии с законодательством Иркутской области, а также документы, содержащие сведения о рыночной стоимости принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи имущества, подлежащего налогообложению, в вышеуказанный Перечень не включены, следовательно, в соответствии с законодательством не могут быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия органом, предоставляющим муниципальную услугу "Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Полагает, что судом не принят во внимание административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие граждан на учет к качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", утвержденный постановлением администрации г.Иркутска от 06.12.2011 N 031-06-2786/11, в соответствии с которым осуществляется учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Малиновской А.Л., проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В силу ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Согласно ст.3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 127-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма" для принятия на учет граждане обращаются с заявлением в органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Иркутской области, осуществляющие ведение учета по месту своего жительства.
С заявлением о принятии на учет представляются следующие документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете:
1) документы, подтверждающие нуждаемость граждан в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
2) документы, необходимые для признания гражданина малоимущим в порядке, установленном законом Иркутской области, и (или) подтверждающие принадлежность гражданина к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации и (или) законом Иркутской области категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете, установлен приложением 1 к настоящему Закону.
В соответствии с пп. 9 и 10 п. 1 данного Перечня вместе с заявлением о принятии на учет подаются в том числе:
- документы, в установленном порядке подтверждающие доходы гражданина-заявителя и членов его семьи, учитываемые при признании граждан малоимущими в соответствии с законодательством Иркутской области (налоговые декларации, справки о доходах физического лица и иные документы);
- документы, содержащие в соответствии с законодательством сведения о рыночной стоимости принадлежащего на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи имущества, подлежащего налогообложению (в случае отсутствия заявления гражданина о проведении оценки данного имущества органом местного самоуправления - по рыночной стоимости данного имущества, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании).
При этом указанной нормой предусмотрено, что гражданин обязан представить документы, указанные в пп.1 - 5, 7 (в части документа, выданного органом, осуществляющим техническую инвентаризацию), 8 настоящего пункта. Гражданин вправе представить документы, указанные в пп. 6, 7 (в части документа, выданного органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), 9, 10 настоящего пункта. В случае, если такие документы и (или) информация не были представлены самостоятельно гражданином, то орган, осуществляющий ведение учета, запрашивает указанные документы и (или) информацию в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Комитета по управлению Ленинским округом г.Иркутска от "дата изъята" N Федину С.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку им не представлены документы, подтверждающие его право стоять на данном учете, а именно: документы, содержащие сведения о рыночной стоимости принадлежащего на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи имущества, подлежащего налогообложению и документы, подтверждающие доходы гражданина-заявителя, учитываемые при признании гражданина малоимущим.
Представленные Фединым С.А. при подаче заявления о постановке на учет документы, подтверждающие, что принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение сгорело, в связи с чем, невозможно определить его рыночную стоимость, а также трудовая книжка и справка из налогового органа, свидетельствующие об отсутствии у него заработка и иного дохода, Комитетом по управлению Ленинским округом г. Иркутска во внимание не приняты, как не подтверждающие стоимость имущества и доход заявителя.
Удовлетворяя требования о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возлагая на ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения прав Федина С.А. путем принятия решения по его заявлениюи, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление документов о рыночной стоимости имущества принадлежащего на праве собственности гражданину и документов о доходе является правом, а не обязанность заявителя. При этом, обязанность по самостоятельному истребованию документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия заинтересованным лицом не исполнена, что повлекло за собой нарушение прав Федина С.А. в виде отказа в постановке на учет.
Учитывая, что в соответствии со ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным органом, заявителю обоснованно отказано в удовлетворении требований о возложении обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, правильно примененных судом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание положения ФЗ "Об организации предоставления государственных или муниципальных услуг", Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утвержденного решением Думы г.Иркутска от 31.03.2011 N 005-20-210298/1, Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие граждан на учет к качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", из которых следует, что полномочий в рамках межведомственного информационного взаимодействия у органа местного самоуправления по истребованию документов о рыночной стоимости имущества принадлежащего на праве собственности гражданину-заявителю и документов о его доходе не имеется, несостоятельны, поскольку в силу специального закона Иркутской области (N 127-оз) предоставление данных документов не является обязанностью заявителя.
Суд первой инстанции проверил законность и обоснованность оспариваемого отказа Комитета по управлению Ленинским округом г.Иркутска от "дата изъята" N и установил его несоответствие нормам материального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Иркутска от 25 сентября 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Ю. Орлова
Судьи:
М.А. Александрова
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.