Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Лавник М.В.,
судей: Фроловой Т.В., Пастухова С.А.,
при секретаре Мякота И.А.
с участием прокурора Зотовой Г.Г.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавник М.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово на решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 29 августа 2013 года
по иску прокурора Рудничного района г. Кемерово в интересах муниципального образования г. Кемерово, В., Р., Н. к администрации г. Кемерово об обязании принять в муниципальную собственность жилое помещение, обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Рудничного района г. Кемерово обратился в суд с иском в интересах муниципального образования г. Кемерово, В. Н.В., В. Т.Н., В. Р.Н. к администрации г. Кемерово об обязании принять в муниципальную собственность квартиру, расположенную по адресу: "адрес", обязании заключить с В. Н.В. договор социального найма данного жилого помещения, включив в состав семьи нанимателя: В. Т.Н., В. Р.Н.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Рудничного района г. Кемерово проведена проверка по обращению жителей дома по "адрес" о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено, что квартира, расположенная по адресу: "адрес" предоставлена В. Н.В. и членам его семьи: жене - В. Т.Н., сыну- В. Р.Н., фондодержателем данного жилого помещения являлась АКЗ. В настоящее время по указанному адресу зарегистрированы: В. Н.В., В. Т.Н., В. Р.Н.
Данное жилое помещение в Реестре муниципальной собственности г. Кемерово, государственного имущества Кемеровской области не значится.
В нарушение требований действующего законодательства, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в муниципальную собственность в установленном порядке не передавалось.
Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", как объект коммунально-бытового назначения, в соответствии с приложением N к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N3020-1, является объектом муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Администрация г. Кемерово обязана принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", однако, такая обязанность администрацией г. Кемерово до настоящего времени не исполнена, право собственности администрацией г.Кемерово на указанное жилое помещение не оформлено.
Таким образом, имеет место фактическое уклонение администрации г.Кемерово от принятия спорного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность. Неисполнение администрацией г. Кемерово обязанности по принятии имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в муниципальную собственность привело к нарушению интересов муниципального образования г. Кемерово, в том числе и в связи с не поступлением денежных средств в доходную часть местного бюджета г. Кемерово за пользование муниципальным имуществом.
Указанное бездействие администрации г. Кемерово, также привело к нарушению жилищных прав В. Н.В., В. Т.Н., В. Р.Н., поскольку, не являясь собственником жилого помещения, администрация г. Кемерово не имеет возможности заключить с ними договор социального найма на указанное жилое помещение.
В качестве правового обоснования указывает нормы п.2, п.5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", включая приложение N 3, п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235, ст.ст. 2, 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Определением Рудничного районного суда г. Кемерово от 24.07.2013 года по ходатайству представителя ответчика - администрации г. Кемерово, Т., действующий на основании доверенности (л.д.31), привлечен в качестве соответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово (л.д.50).
Помощник прокурора Рудничного района г. Кемерово К., действующая на основании удостоверения, в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истцы: В. Н.В., В. Т.Н., в судебном заседании поддержали исковые требования об обязании администрацию г. Кемерово принять в муниципальную собственность квартиру, расположенную по адресу: "адрес" и заключить с В. Н.В. договор социального найма на данное жилое помещение, включив в состав его семьи: В. Т.Н., В. Р.Н., просили исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец В. Р.Н., в судебном заседании 20.08.2013 года исковые требования поддержал полностью, просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Кемерово - Т.Ё., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31), в судебном заседании 20.08.2013 года исковые требования не признала.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом - П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59) в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме, представила письменный отзыв.
Решением Рудничного Районного суда г. Кемерово от 29 августа 2013 года постановлено:
Исковые требования прокурора Рудничного района г. Кемерово в интересах муниципального образования г. Кемерово, В., Р., Н. - удовлетворить полностью.
Обязать администрацию г. Кемерово принять в муниципальную собственность квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
Обязать администрацию г. Кемерово заключить с В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", включив в состав семьи нанимателя: Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В апелляционной жалобе представитель КУМИ г. Кемерово П., действующая на основании доверенности, с решением Рудничного районного суда г. Кемерово от 29.08.2013г. не согласна, просит его отменить как незаконное и необоснованное в полном объеме, принять по делу новое решение, указывая на то, что судом нарушены нормы материального права.
Апеллянт считает неправильным решение суда в части передачи в муниципальную собственность жилого помещения в соответствии с п.2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации ... ".
Кроме того, обращает внимание, что суд, обосновывая свое решение о передаче имущества (жилого помещения) в Реестр муниципальной собственности, сослался на то, что ответчиком не представлено сведений о причинах неисполнения договора от 29.12.1992г.
С данным выводом суда апеллянт также не согласен, считает его не соответствующим нормам действующего законодательства.
Помимо этого, указывает, что суд при вынесении решения основывался на документе утратившим юридическую силу: Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 утратило силу, согласно Постановлению Правительства РФ от 14.07.2006г. N 437.
Вместе с тем, по мнению апеллянта, жилищные права В. Н.В., В. Т.Н., В. Н.В. непринятием в муниципальную собственность квартиры по "адрес", не нарушаются.
Также полагает, что заявленные требования истцов в нарушение ГПК РФ не подтверждены нормами права, а те нормы федерального законодательства, основания иска, на которые истцы ссылаются, соотносятся с требованиями о приватизации жилья.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором Рудничного района г. Кемерово К. принесены возражения, в которых просит решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 29.08.2013г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово не явился, о рассмотрении дела был извещен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции В. Н.В., В. Т.Н. просили решение суда оставить без изменения.
В. Р.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о рассмотрении дела был извещен.
Представитель Администрации г. Кемерово в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о рассмотрении дела был извещен.
Прокурор З. поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу, полагала необходимым решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 29 августа 2013года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что прокуратурой Рудничного района г. Кемерово проведена проверка по обращению жителей дома по "адрес" "адрес", в том числе и В. Н.В. (л.д.6) о нарушении жилищных прав.
В ходе проведенной проверки установлено, что квартира N N, расположенная по адресу: "адрес", жилой площадью 29,7 кв.м была предоставлена В. Н.В. и членам его семьи: жене - В. Т.Н., сыну - В. Р.Н. на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ года, фондодержателем данного жилого помещения являлась АКЗ ( л.д.13).
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.09.2012 года, установлено, что ОАО "Анилинокрасочный завод" по решению Арбитражного суда Кемеровской области ликвидировано вследствие банкротства, дата прекращения деятельности - 28.08.2009 года.
Из сообщения КУМИ г. Кемерово (л.д.7) установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" в муниципальной собственности г. Кемерово не значится.
Согласно сообщению КУГИ КО от 12.04.2013 года (л.д.8) установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес" в Реестре государственного имущества Кемеровской области не учитывается.
Из сообщения территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Кемеровской области (л.д.9) следует, что в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" "адрес".
Судом также установлено, что 29.12.1992 года между ПО "Кемеровский анилинокрасочный завод", в лице генерального директора объединения Х., и администрацией г.Кемерово, в лице Главы администрации М., был заключен договор о передаче жилого фонда в муниципальную собственность. Договор сторонами подписан, содержит оттиски печатей.
Согласно п.п. 1.1, 1.2 данного договора п/о "КАКЗ" обязуется в течение текущего года подготовить жилой фонд и техдокументацию по передаче в муниципальную собственность; администрация принимает по акту в муниципальную собственность жилой фонд и обслуживающие его жилищно-эксплуатационные подразделения.
Сведений об исполнении договора о передаче жилого фонда в муниципальную собственность от 29.12.1992 года, включая спорный жилой дом, а также сведений о причинах неисполнения данного договора ответчиком не предоставлено.
В соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
В соответствии с абз. 2 пункта 1 приложения N 3 к указанному постановлению жилищный фонд отнесен к объектам муниципальной собственности.
Пунктом 5 указанного постановления предусмотрено, что оформление передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность утвержден постановлением Правительства РФ N235 от 07.03.1995 года, в силу которого утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность.
Согласно п.5 постановления Правительства РФ N235 от 07.03.1995 года органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме. В плане приватизации предприятия, включающем в себя перечень передаваемых объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, в обязательном порядке делается указание о том, что включенные в перечень объекты не входят в состав приватизируемого имущества данного предприятия и передаются в муниципальную собственность.
Исходя из положений п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации", приложения N 3 к данному постановлению, п. 6 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 2 ст. 50, п. 3 ч. 7 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", объекты жилищного фонда социального использования предназначены для решения вопросов местного значения и нахождение таких объектов в федеральной собственности не допускается, поэтому указанные жилые помещения подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ "Об основах жилищной политики" от 24.12.1992 г. при переходе государственных и муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилой фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию.
В нарушение указанных требований закона, жилое помещение, расположенного по адресу: "адрес", в муниципальную собственность, в установленном порядке не передано.
В соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года N131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", к вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 года N131 вопросы местного значения -вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Разрешая спор, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд правильно пришел к выводу, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", как объект социально-бытового назначения в соответствии с приложением N3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N3020-1 является объектом муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В соответствии со сложившейся практикой разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий, здание является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года независимо от того, принят ли объект в установленном порядке.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в силу приведенных норм закона администрация г. Кемерово обязана была принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", однако такая обязанность администрацией г. Кемерово до настоящего времени не исполнена, указанное жилое помещение в муниципальную собственность не принято.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что неисполнение администрацией г. Кемерово обязанности по принятии имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в муниципальную собственность привело к нарушению жилищных прав В. Н.В., В. Т.Н., В. Р.Н., поскольку, не являясь собственником жилого помещения, администрация г. Кемерово не имеет возможности заключить с ними договор социального найма на указанное жилое помещение.
Кроме того, суд правильно указал, что доводы представителя ответчика КУМИ г. Кемерово о невозможности принятия в муниципальную собственность спорного объекта недвижимого имущества противоречат приведенным нормам действующего законодательства.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции, что требования истцов об обязании администрацию г. Кемерово принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное по адресу "адрес", являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 60 ЖК РФ и п.1 ст. 671 ГК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии с ч.1 ст. 49 ЖК РФ, п. 1 ст. 672 ГК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 3 ст. 672 ГК РФ договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.
На основании ст. 69 ч. 1,2,4 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Из приведенных норм следует, что право пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения может быть признано только в отношении жилого помещения, находящегося в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования с соблюдением установленного жилищным законодательством порядка.
Судом первой инстанции установлено, что квартира N N, расположенная по адресу: "адрес", жилой площадью 29,7 кв.м, была предоставлена В. Н.В. и членам его семьи: жене - В. Т.Н., сыну- В. Р.Н. на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ года, фондодержателем данного жилого помещения являлась АКЗ ( л.д.13).
Согласно поквартирной карточки, паспортов (л.д. 10, 14-16) установлено, что по адресу: "адрес" значатся зарегистрированными по настоящее время: с ДД.ММ.ГГГГ В. Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В. Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ В. Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 13.05.2011 года, квартира N N, расположенная по адресу: "адрес" имеет технические характеристики: общую площадь 47,2 кв.м, жилую - 30,4 кв.м.
Согласно данным архива ГП КО "ЦТИ КО", уведомлений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по
КО (л.д. 11-12), установлено, что сведения о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения в г. Кемерово за В. Н.В., В. Т.Н., В. Р.Н. отсутствуют.
Согласно данным инвентарного дела N N, пояснениям специалиста ГП КО "ЦТИ Кемеровской области" А., установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", "адрес" (л.д. 62-103), 1953 года постройки, общей площадью 424,1 кв.м, жилой площадью 261,3 кв.м,, состоит из восьми квартир; по состоянию на 13.05.2011 года износ жилого дома составляет 79% (л.д. 67).
Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы г.Кемерово от 28.02.2012 года N на основании Акта обследования и N от 27.02.2013 года жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", принято заключение N от 27.02.2013 года (л.д. 17-19) о возможности и необходимости проведение капитального ремонта помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик в соответствие с установленными требованиями, предъявляемыми к жилым помещениям, что свидетельствует о пригодности указанного жилого дома для проживания граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Согласно ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 года N315 "Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения", во исполнение ст. 63 ЖК РФ утвержден типовой договор социального найма жилого помещения.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, поскольку решением суда на администрацию г. Кемерово возложена обязанность принять в муниципальную собственность жилое помещение по адресу: "адрес", то подлежат удовлетворению и требования истцов об обязании администрации г. Кемерово заключить с В. Н.В., договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", включив в состав членов семьи нанимателя: В. Т.Н., В. Р.Н.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, были в суде первой инстанции предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств, и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.
Судебная коллегия полагает, что судом верно установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения настоящего дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Судом верно применены нормы процессуального и материального права. Представленным доказательствам, в соответствие с ст.67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения в соответствии с положениями ч. 3 ст. 327.1, ч. 4 ст. 330 ГПК РФ не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.327.1 ч.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 29 августу 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово - без удовлетворения.
Председательствующий: М.В. Лавник
Судьи: Т.В. Фролова
С.А. Пастухов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.