Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей Рыжониной Т.Н. и Чудиновой Т.М.,
при секретаре Сотниковой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугровой Н.М. гражданское дело по апелляционной жалобе М.В. на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 08 августа 2013 года
по иску М.В. к Администрации Киселевского городского округа о включении в списки на предоставление социальной выплаты,
УСТАНОВИЛА:
М.В. обратился в суд с иском к Администрации Киселевского городского округа о включении в списки на предоставление социальной выплаты.
Требования мотивированы тем, что заключением СФ ОАО ВНИМИ N 288 от 10 октября 2011 года жилой дом по "адрес", расположенный на подработанных территориях ликвидированных шахт "Черкасовская" и "Суртаиха", признан ветхим, непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежащим сносу.
После обращения истца в Администрацию Киселевского городского округа собственником указанного жилого дома был получен ответ N от ДД.ММ.ГГГГ, что истец не имеет права на получение социальной выплаты в связи с тем, что зарегистрирован по данному адресу после заключения СФ ОАО ВНИМИ.
Считает данный отказ незаконным, противоречащим п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и, обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков" и ст. 12 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ.
В данном случае имеет место дискриминация и ущемление его права на получение социальной выплаты, так как требования законодательства, предусмотренные в отношении права на получение социальной выплаты, соблюдены: жилой дом по "адрес" признан ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; истец обладает правом пользования указанным жилым домом с 2010 года; истец фактически проживает в жилом доме по "адрес" с 2010 года и иного жилья не имеет.
Полагает, что в полной мере обладает правом на улучшение своих жилищных условий.
Истец считает, что позиция Администрации Киселевского городского округа, выраженная в письме N от ДД.ММ.ГГГГ, сформирована без учёта фактических обстоятельств, основана на формальном подходе, вступающем в прямое противоречие с действующим законодательством.
Его регистрация по указанному адресу после заключения СФ ОАО ВНИМИ, не может служить основанием для отказа, так как регистрация по месту жительства носит уведомительный характер и является лишь формальным подтверждением факта проживания лица по конкретному адресу. При этом решение вопроса о возможности получения социальной выплаты в данной ситуации связано с необходимостью установления всех фактических обстоятельств.
Собственником жилого дома по "адрес" является Г.Ю. с октября 1993 года на основании договора купли - продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, право на переселение у Г.Ю. возникло на момент ликвидации шахт "Черкасовская" и "Суртаиха".
Однако на момент ликвидации шахт социальные выплаты ей предоставлены не были. Законодательством в данном случае предусмотрено изменение списков (уточнение) на день предоставления социальных выплат.
Он является членом семьи Г.Ю., следовательно, имеет право претендовать на получение социальной выплаты, при условии соблюдения иных требований.
В 2010 году истец стал проживать в гражданском браке с дочерью собственника дома - Е.Н ... С этого момента он вселился в указанный жилой дом, начал в нём фактически проживать без регистрации, вёл с Е.Н. и иными членами семьи собственника жилого дома совместное хозяйство, следил за домом, участвовал в посадке огорода.
ДД.ММ.ГГГГ М.В. и Е.Н. официально зарегистрировали брак. Однако до ДД.ММ.ГГГГ истец оставался зарегистрированным по месту жительства в "адрес", работал в ОАО " СК" в "адрес". Таким образом, регистрация истца в "адрес" имела формальный характер.
Истец просил суд обязать Администрацию Киселевского городского округа включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и предоставить ему социальную выплату на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого жилого дома, расположенного по "адрес", ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель М.В. - М.В., действующий по устному ходатайству, в судебном заседании доводы искового заявления и заявленные требования поддержал в полном объёме.
Представитель Администрации Киселевского городского округа - Н.О., действующая на основании доверенности от 10.02. 2011 года, в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 08 августа 2013 года в удовлетворении исковых требований М.В. к Администрации Киселевского городского округа отказано.
В апелляционной жалобе М.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Указывает, что в ходе судебного разбирательства установлены фактические обстоятельства, с наличием которых связано право на получение социальной выплаты, однако судом оставлено без внимания то, что истец не имеет в собственности недвижимости, с августа 2010 года проживает фактически в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", и данный жилой дом находиться на подработанных территориях ликвидированных шахт, признан ветхим, непригодным для проживания, является членом семьи собственника жилого дома.
Ссылки суда на необходимость наличия именно регистрации по соответствующему адресу необоснованны, как и ссылки суда на необходимость проживания в доме на момент принятия решения о ликвидации угольного предприятия, поскольку положения Пункта 8 Постановления Правительства РФ "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" N 428 от 13.07.2005 года, предусматривают ежегодное уточнение списков граждан, подлежащих переселению.
На апелляционную жалобу представителем Администрации Киселевского городского округа Я.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав представителя Администрации Киселевского городского округа Я.В. (доверенность от 18.06.2013 г.), возражавшую против доводов апелляционной жалобы, просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции, на основании оценки представленных сторонами доказательств, правильно определив и истолковав подлежащие применению нормы материального права, установил имеющие значение для дела обстоятельства, и пришел к законным и обоснованным выводам о том, что исковые требования М.В. удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, являются несостоятельными и опровергаются обстоятельствами, установленными судом первой инстанции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утверждён перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтёрских городов и посёлков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 428 от 13 июля 2005 года (в редакции от 27 января 2009 года N 36) "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечении занятости для шахтёрских городов и посёлков" межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье) и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Пунктом 8 указанного Постановления предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и посёлков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утверждённого Министерством энергетики Российской Федерации, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года N 308 (с изменениями от 27 июня 2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учёбы или службы с данной площади.
В соответствии со статьёй 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий определённых групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне, опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путём приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счёт средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно вышеуказанным Правилам производится за счёт средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты (на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков, и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Г.Ю. является собственником жилого дома в "адрес" на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
В жилом доме, расположенном в зоне подработки ликвидированных шахт "Черкасовская" и "Суртаиха", зарегистрированы: Г.Ю. и Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, В.М. ( ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и М.В. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12, 16).
М.В. было отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретения жилья, поскольку истец зарегистрирован в доме с ДД.ММ.ГГГГ, что нашло отражение в письмах Администрации Киселевского городского округа N и N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12, 13-14)
В соответствии с заключением СФ ОАО ВНИМИ N 288 от 10 октября 2011 года, жилой дом по адресу: "адрес", значится в перечне ветхих жилых домов и непригодных для проживания по критериям безопасности (л.д. 22-36).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N от ДД.ММ.ГГГГ, М.В. не имеет в собственности недвижимого имущества (л.д. 19).
Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований М.В..
Пунктом 8 Правил, согласно которым предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов Министерством энергетики Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации N 428 от 13 июля 2005 года, предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Исходя из вышеизложенных норм, следует, что для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации шахты; отсутствие иного жилья.
Однако, как установлено судом первой инстанции, ни на момент принятия решения о ликвидации шахт, ни на момент включения дома по "адрес" в список домов и граждан, проживающих в них, расположенных на подработанной шахтами территории, ставших в результате ведения горных работ не пригодным для проживания по критериям безопасности, ни на момент ликвидации указанных шахт М.В. в данном доме не был зарегистрирован и никакими правами на него не обладал, что также подтверждено показаниями свидетелей Е.И., У.К. и Г.Ю..
При таких обстоятельствах, выводы суда о том, что у М.В. право на получение социальной выплаты не возникло, соответствуют закону, поскольку включению в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности, подлежат граждане, постоянно проживавшие в жилом помещении на момент принятия решения о ликвидации шахты, для которых указанное жилое помещение являлось постоянным местом жительства.
Как следует из пояснений сторон и свидетелей в процессе рассмотрения дела судом первой инстанции, в данном доме истец стал проживать с августа 2010 года, М.В. работает на угольном предприятии и на учёте в органе местного самоуправления г. Киселёвска в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории Киселевского городского округа не состоит.
Доказательств постоянного проживания в спорном жилом доме на момент принятия решения о ликвидации шахт "Черкасовская" и "Суртаиха" и на момент признания дома ветхим, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом представлено не было, как и данных о нуждаемости М.Б. в социальной помощи государства после сноса принадлежащего Г.Ю. ветхого дома в целях приобретения иного жилья.
В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года N 428 (с последующими изменениями), содействие переселяемым из ветхого жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат.
Из Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определённым слоям населения.
Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
С учетом изложенного, на основании имеющихся в деле доказательств, разрешая спор по существу, суд пришел к законным и обоснованным выводам о том, что исковые требования М.В. о включении в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы по существу выводов суда первой инстанции не опровергают.
Ввиду изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства и суд дал им надлежащую оценку в решении, считать которую неверной у судебной коллегии нет оснований, причиной отмены судебного решения они не являются.
Выводы суда соответствуют установленным им обстоятельствам и основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании, которым дана всесторонняя, полная и объективная оценка.
Иные доводы апелляционной жалобы также не являются основанием к отмене правильного по существу судебного решения.
Правовых оснований, которые могли бы повлечь отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку содержащиеся в апелляционной жалобе доводы не являются основанием к отмене судебного решения, удовлетворению она не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 08 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: Т.М. Чудинова
Т.Н. Рыжонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.