Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Емельянова А.Ф.,
судей Черной Е.А., Жуленко Н.Л.
при секретаре Батраковой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда от 07 августа 2013 года
по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Требования мотивированы тем, что решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе от 04.10.2012 г. N 671 при рассмотрении его заявления о назначении трудовой досрочной пенсии по старости не включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период службы в рядах Советской Армии с 27.06.1984 года по 30.05.1986 года и периоды трудовой деятельности: военные сборы с 01.09.1987 года по 30.09.1987 года, курсы повышения квалификации с 18.04.1988 года по 29.04.1988 года с отрывом от производства с сохранением заработной платы, военные сборы с 26.05.1988 года по 26.08.1988 года.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе N 173084/13 от 14.06.2013 года ему отказано в назначении в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Считает, что указанные периоды ответчик необоснованно не включил при подсчете специального стажа, т.к. действующее законодательство предусматривало включение службы в Советской Армии, военных сборов и курсов повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и с учетом указанных периодов у него имеется необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Просит признать решение N 173084/13 от 14.06.2013 года необоснованным, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период прохождения службы в Советской Армии с 27.06.1984 года по 30.05.1986 года, период прохождения военных сборов с 01.09.1987 года по 30.09.1987 года, курсы повышения квалификации с 18.04.1988 года по 29.04.1988 года с отрывом от производства с сохранением заработной платы, период прохождения военных сборов с 26.05.1988 года по 26.08.1988 года. Обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, т.е. с 26.03.2013 года.
В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Голубева Н.Ю. исковые требования не признала.
Решением суда от 07 августа 2013 года постановлено: признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе N 173084/13 от 14.06.2013 года об отказе ФИО2 в назначении пенсии.
Включить ФИО2 периоды: службы в Советской Армии с 27.06.1984 года по 30.05.1986 года, военные сборы с 01.09.1987 года по 30.09.1987 года и с 26.05.1988 года по 26.08.1988 года, а также курсы повышения квалификации с 18.04.1988 года по 29.04.1988 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе назначить ФИО2 трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с момента обращения, то есть с 26.03.2013 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе в пользу ФИО2 "данные изъяты" рублей в возмещение судебных расходов.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе просит решение суда отменить, указывая, что на момент действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, которое утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 953, у истца должно быть выработано 25 лет стажа для назначения пенсии за выслугу лет, из которых не менее 2/3, т.е. 16 лет 8 месяцев стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам. У истца данное условие не соблюдено.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, период нахождения на курсах повышения квалификации, военных сборах и служба в Вооруженных силах не включаются в специальный стаж.
Относительно апелляционной жалобы принесены возражения ФИО2.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 марта 2013 года ФИО2 обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением пенсионного органа от 14 июня 2013 года N 173084/13 ФИО2 отказано в удовлетворении указанного заявления ввиду отсутствия у него 25-летнего стажа педагогической деятельности, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.к. указанный стаж составил 22 года 8 месяцев 19 дней.
В стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не были включены периоды: с 01.09.1987 года по 30.09.1987 года и с 26.05.1988 года по 26.08.1988 года - военные сборы, с 18.04.1988 года по 29.04.1988 года - курсы повышения квалификации, а также прохождение службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с 27.06.1984 года по 30.05.1986 года, т.е. 2 года 3 месяца 26 дней.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно разъяснению в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В период службы истца по призыву с 27.06.1984 года по 30.05.1986 года и прохождения военных сборов с 01.09.1987 года по 30.09.1987 года и с 26.05.1988 года по 26.08.1988 года и нахождения на курсах повышения квалификации с 18.04.1988 года по 29.04.1988 года действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, время обучения на курсах повышения квалификации по специальности, работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях.
В силу положений статьи 72 Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности", за рабочими, служащими и колхозниками, призванными на сборы или привлеченными к командирским занятиям, сохранялась за время сборов (командирских занятий), включая и время следования в пути до воинской части и обратно, занимаемая должность (работа) и выплачивался средний заработок.
Положения главы 9 указанного Закона СССР устанавливали права, обязанности и ответственность военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий воинской службы.
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военные сборы включает в воинскую обязанность гражданина (ст.1).
Согласно п.п. 27, 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обороны. Время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.
В соответствии со ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавшего ранее, ст. 187 ныне действующего Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Прохождение работниками ряда специальностей курсов повышения квалификации является обязательным условием дальнейшего исполнения ими должностных обязанностей, что имеет место в данном случае.
В статье 111 КЗоТ РСФСР (действовавшего на тот период) было предусмотрено, что на время исполнения общественных обязанностей за работниками гарантированно сохранялось место работы (должность) и средний заработок.
Работникам, привлекаемым к выполнению воинских обязанностей, предоставляются гарантии и льготы, предусмотренные законодательством.
Поэтому периоды нахождения на военных сборах являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации" N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. К уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года.
В силу пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения ФИО2 в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд обоснованно удовлетворил требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода службы в Вооруженных силах СССР с 27.06.1984 года по 30.05.1986 года, прохождения военных сборов с 01.09.1987 года по 30.09.1987 года и с 26.05.1988 года по 26.08.1988 года и нахождения на курсах повышения квалификации с 18.04.1988 года по 29.04.1988 года.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 953, т.к. условие о включении спорных периодов в специальный стаж при наличии не менее 2/3 стажа работы на должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку пенсионным органом в бесспорном порядке засчитан истцу стаж работы по профессии продолжительностью 22 года 8 месяцев 19 дней, что свидетельствует о наличии у истца 2/3 специального стажа на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем суд, руководствуясь п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 (действовавшего до 1 октября 1993 г.), а также принимая во внимание, что в целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, обоснованно пришел к выводу, что период службы в Вооруженных силах СССР с 27.06.1984 года по 30.05.1986 года, прохождения военных сборов с 01.09.1987 года по 30.09.1987 года и с 26.05.1988 года по 26.08.1988 года и период нахождения на курсах повышения квалификации надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Иное толкование норм закона не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (статья 39, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Установив, что с учетом спорных периодов работы стаж педагогической работы ФИО2 на день его обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости составлял не менее 25 лет, суд обоснованно признал незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении ФИО2 досрочной трудовой пенсии по старости и обязал ответчика назначить ФИО2 досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со дня обращения за ней, т.е. с 26.03.2013 года.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда от 07 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе - без удовлетворения.
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: Е.А. Черная
Н.Л. Жуленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.