Судебная коллегия по гражданским делам
Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Гребенщиковой О.А.,
судей Третьяковой В.П., Латушкиной Е.В.,
при секретаре Беломестновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Гребенщиковой О.А. гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области К.на заочное решение Кировского районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2013 года
по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к Некоммерческой организации "Фонд защиты прав заключенных "Противостояние" о ликвидации,
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области обратилось в суд с иском к Некоммерческой организации "Фонд защиты прав заключенных "Противостояние" о ликвидации.
Требования мотивированы тем, что некоммерческая организация "Фонд защиты прав заключенных "Противостояние" (далее - Фонд) зарегистрирована 29.10.2010 года Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области N от 18.10.2010 года, ОГРН N, учетный номер N.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" утверждены формы N ОН0001 и N ОН0002, которые подлежат представлению в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Однако, в нарушение п.3, 3.1 ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" отчетные документы Фондом за 2011 год, 2012 год в установленный срок и до настоящего времени в Управление не представлены.
В нарушение п.3.2 ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" указанная обязанность по размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет отчетов о деятельности или сообщения о продолжении деятельности в порядке, предусмотренном Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 N252, за 2011 год, 2012 год Фондом не исполнена.
В нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", до настоящего времени в Управление не представлены обновленные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа Фонда и документы, необходимые для внесения изменений в Устав и Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе.
Нарушение вышеуказанных норм федеральных законов подтверждается возвратом почтовой корреспонденции, направленной Управлением, с отметкой Почты России об истечении срока хранения, об отсутствии адресата.
Фондом неоднократно нарушены требования ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Неоднократное непредставление отчетных документов за указанный период свидетельствует о фактическом прекращении деятельности Фонда.
Таким образом, истец просит суд ликвидировать некоммерческую организацию "Фонд защиты прав заключенных "Противостояние" с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представители сторон в судебное заседание не явились, представитель истца просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заочным решением Кировского районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2013 года постановлено:
Ликвидировать Некоммерческую организацию "Фонд защиты прав заключенных "Противостояние" ОГРН N от 29.10.2010 года, место нахождение: ...
В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.
Взыскать с Некоммерческую организацию "Фонд защиты прав заключенных "Противостояние" в доход местного бюджета госпошлину в размере ... рублей.
В апелляционной жалобе представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области К. просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить как незаконное и необоснованное.
Считает, что при вынесении решения суд неправильно истолковал нормы материального права, подлежащие применению, определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения вопроса в части исключения Фонда из ЕГРЮЛ.
Согласно п. 12 Приказа Минюста РФ от 12.11.2010 N 343 "О порядке взаимодействия Министерства юстиции РФ с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций" ... " процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ, основанием для внесения которой является решение суда об исключении юридического лица ЕГРЮЛ.
Из решения суда следует, что исключение сведений возможно лишь после соблюдения требований ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 18, ст. 19 Федерального закона "О некомерческих организациях".
Однако указанные нормы законодательства предусматривают формирование ликвидационной комиссии (в данном случае о назначении ликвидатора) с применением мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
Между тем непредставление ежегодной отчетности, не использование адреса, по которому Фондом осуществляется связь, свидетельствует о том, что Фонд фактически прекратил свою деятельность, органы управления своей деятельности не осуществляют, в связи с чем решение о ликвидации Фонда не может быть принято, соответственно самостоятельно пройти процедуру ликвидации Фонд не сможет.
Кроме того, решение о ликвидации Фонда не связано с обязательным прохождением процедуры ликвидации.
Указывает, что наличие обязательств ответчика перед третьими лицами не может быть поставлено в зависимость от подачи заявления о ликвидации некоммерческой организации с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку у третьих лиц сохраняется право на защиту своих интересов в судебном порядке. До настоящего времени данное право не реализовано, что не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных Управлением требований в части исключения из Единого государственного реестра юридических лиц.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации Д., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия находит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об исключении некоммерческой организации "Фонд защиты прав заключенных "Противостояние" из Единого государственного реестра юридических лиц подлежащим отмене, в остальной части - оставлению без изменения, в связи со следующим.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Удовлетворяя заявление Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области к Некоммерческому партнерству "Новокузнецкий институт малого бизнеса" о ликвидации некоммерческой организации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии обстоятельств, которые законодательство признает основанием для ликвидации. В указанной части решение суда не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении иска в части исключения сведений о Некоммерческой организации "Фонд защиты прав заключенных "Противостояние" из ЕГРЮЛ, суд первой инстанции исходил из того, что законом закреплена необходимость проведения процедуры ликвидации юридического лица, после завершения которой возможно внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования данного юридического лица.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Согласно статье 21 Федерального закона "О некоммерческих организациях" ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Как следует из норм действующего законодательства, процедура исключения организации из ЕГРЮЛ без соответствующих ликвидационных процедур может быть проведена лишь по основаниям, предусмотренным статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и по основаниям, предусмотренным статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которые предусматривают специальный порядок прекращения деятельности юридического лица.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом и др.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
По смыслу Закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 г. N 343 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 N 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган (в данном случае ИФНС России по Кемеровской области) заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, исследованы доказательства, которым дана оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, однако неправильно истолкованы нормы материального права, подлежащие применению, суд апелляционной инстанции находит необходимым отменить решение в части отказа в удовлетворении требований об исключении сведений из ЕГРЮЛ, постановить новое решение, которым требования в этой части удовлетворить.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Кировского районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2013 года в части отказа в удовлетворении исковых требований об исключении Некоммерческой организации "Фонд защиты прав заключенных "Противостояние" из Единого государственного реестра юридических лиц отменить.
Принять в отмененной части новое решение.
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Некоммерческую организацию "Фонд защиты прав заключенных "Противостояние".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: О.А.Гребенщикова
Судьи: В.П. Третьякова
Е.В. Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.