Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Калашниковой О.Н.
судей: Бугровой Н.М., Раужина Е.Н.
с участием прокурора Бесхлебной Г.Н.,
при секретаре: Калашниковой С.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Калашниковой О.Н. гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Администрации Таштагольского муниципального района Кемеровской области - Ж.
на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 10.09.2013 г.
по делу по иску прокурора г.Таштагола в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Таштагольский муниципальный район об обязывании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Таштагола обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному образованию Таштагольский муниципальный район об обязывании совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой города проверки по обращению главного врача ГКУЗ КО "наименеование изъято" Ф. установлено, что Государственное казенное учреждение здравоохранения Кемеровской области " "наименеование изъято"", в состав которого входит Таштагольский филиал, создано в 2012 году. Учреждение является получателем бюджетных средств и финансируется из бюджета Кемеровской области, имущество, в том числе и объекты недвижимости, принадлежат Кемеровской области. Однако имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, не находится на балансе как учреждения здравоохранения, так и иной организации.
Объекты инженерной инфраструктуры в виде участка теплотрассы, расположенного по адресу: "адрес", а именно, внутренние и наружные сети теплоснабжения "наименеование изъято" до центральной магистрали, включая запорную арматуру и тепловую камеру, в настоящее время, в силу ст. 225 ГК РФ, являются бесхозяйными объектами.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 127.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Приложением N 3 к данному постановлению объекты инженерной инфраструктуры городов отнесены к муниципальной собственности.
Документами, подтверждающими право муниципальной собственности на отдельные объекты, является реестр муниципальной собственности, а до момента внесения объектов в данный реестр - перечень объектов определяется в соответствии с Приложением N 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Пунктом 5 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в п.2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Такой порядок ранее был установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность".
Пунктом 5 этого правового акта предусматривалось, что органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
По распоряжению Правительства РФ от 17.10.2002 года N 1453- р, действовавшему в указанный период, передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность должна была быть завершена до 31.12.2004 года в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N235.
Вышеназванные правовые акты утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.07.2006 г. N437 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации о передаче объектов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
Однако, до настоящего времени необходимых действий по принятию в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры в виде участка теплотрассы, расположенного по адресу "адрес", а именно, внутренние и наружные сети теплоснабжения "наименеование изъято" до центральной магистрали, включая запорную арматуру и тепловую камеру, администрацией Таштагольского муниципального района не производилось.
Принимая во внимание, что объекты инженерной инфраструктуры города и района являются муниципальной собственностью в силу прямого указания закона, уполномоченные органы администрации муниципального образования Таштагольский муниципальный район должны были принять в муниципальную собственность, в том числе и спорный участок тепловой сети, обеспечивающий теплоснабжением здания "наименеование изъято" в "адрес". При этом, органу местного самоуправления достоверно известно о сложившейся ситуации, так как неоднократно извещался как главным врачом учреждения здравоохранения, так и теплосетевой организацией.
Бездействие органов местного самоуправления привело к тому, что в настоящее время вышеуказанные инженерные сети водоснабжения, в силу ч.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются бесхозяйными.
Бесхозяйные водопроводные сети, посредством которых осуществляется тепло- и водоснабжение учреждения здравоохранения, где находятся, в том числе, и больные граждане, находятся в аварийном состоянии, отсутствие собственника приводит к их дальнейшему разрушению. Невыполнение действий по постановке данных сетей на учет как бесхозяйных, препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию.
Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Кроме того, неправомерным бездействием ответчиков нарушены также права граждан, закрепленные Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст.8), которым предусмотрено, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. При этом, водоснабжение, теплоснабжение отнесено к социальным факторам среды обитания человека (ст. 1).
Прокурор г.Таштагола, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил суд признать незаконным бездействие муниципального образования "Таштагольский муниципальный район" в лице Администрации Таштагольского муниципального района, выразившееся в невыявлении и непринятии в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры в виде участка теплотрассы, расположенного по адресу: "адрес", а именно, внутренние и наружные сети теплоснабжения "наименеование изъято" до центральной магистрали, включая запорную арматуру и тепловую камеру.
Обязать муниципальное образование "Таштагольский муниципальный район" в лице Администрации Таштагольского муниципального района устранить допущенные нарушения путем осуществления действий, направленных на принятие в муниципальную собственность спорных объектов: участок теплотрассы, расположенный по адресу: "адрес", а именно, внутренние и наружные сети теплоснабжения "наименеование изъято" до центральной магистрали, включая запорную арматуру и тепловую камеру; передать указанное имущество по договору в управление теплосетевой организации для осуществления содержания и обслуживания теплотрассы. В соответствии со ст.206 ГПК РФ, установить срок для исполнения решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора г.Таштагола Д. заявленные требования уточнила, просила исковые требования удовлетворить в части наружных сетей теплоснабжения, поскольку внутренние сети находятся на обслуживании ГКУЗ КО " "наименеование изъято"", а также просила установить срок для исполнения решения суда в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - Ж., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель третьего лица - ГКУЗ КО " "наименеование изъято"" Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала требования, заявленные прокурором.
Представитель третьего лица - КУМИ Таштагольского муниципального района в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, где указывает, что отдельно стоящие здания, расположенные по адресу: "адрес" не являются объектами муниципальной собственности и не включены в реестр предприятий и имущества муниципальной собственности муниципального образования Таштагольского муниципального района.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 10.09.2013 г. постановлено:
Признать незаконным бездействие муниципального образования "Таштагольский муниципальный район" в лице Администрации Таштагольского муниципального района, выразившееся в не выявлении и непринятии в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры в виде участка теплотрассы, расположенного по адресу: "адрес", а именно наружные сети теплоснабжения "наименеование изъято" до центральной магистрали, включая запорную арматуру и тепловую камеру.
Обязать муниципальное образование "Таштагольский муниципальный район" в лице Администрации Таштагольского муниципального района устранить допущенные нарушения путем осуществления действий, направленных на принятие в муниципальную собственность спорных объектов: участок теплотрассы, расположенный по адресу "адрес", а именно, наружные сети теплоснабжения "наименеование изъято" до центральной магистрали, включая запорную арматуру и тепловую камеру; передать указанное имущество по договору в управление теплосетевой организации для осуществления содержания и обслуживания теплотрассы.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Таштагольского муниципального района Кемеровской области - Ж., действующий на основании доверенности, просит отменить решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 10.09.2013 г. и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, что суд, придя к выводу, что указанные участки теплотрассы являются бесхозяйным недвижимым имуществом в силу ст. 225 ГК РФ, не указал основания принятия имущества в муниципальную собственность - как бесхозяйное имущество или в силу закона.
Указывает, что исковых требований о признании спорных участков теплотрассы бесхозяйным имуществом и постановке на учет в территориальном органе Федеральной регистрационной службы в качестве бесхозяйного имущества указанных объектов в силу п.3 ст.225 ГК РФ прокурором заявлено не было. Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные участки теплосети были поставлены на учет бесхозяйного имущества в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, прокурором суду не представлено.
Полагает, что требования прокурора о понуждении Администрации Таштагольского муниципального района принять в муниципальную собственность спорные участки теплосети как бесхозяйные противоречат порядку признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, регламентированному ст. 225 ГК РФ.
Несостоятельным считает вывод суда первой инстанции о том, что спорные участки теплотрассы подлежат включению в реестр муниципальной собственности, как объекты инженерной инфраструктуры в силу п.1 абз.4 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на генеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" N 3020-1 от 27.12.1991 года. Считает, что, ссылаясь на это Постановление, суд не указал о том, в ходе приватизации какого (государственного либо муниципального) предприятия спорные участки тепловых сетей подлежат включению в реестр муниципальной собственности.
Указывает, что ГКУЗ КО " "наименеование изъято"" относится к учреждению здравоохранения и указано в Приложении 2 к Постановлению Верховного Совета РФ N3020-1 от 27.12.1991г., содержащем перечень объектов государственной собственности, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Вывод суда первой инстанции о том, что спорные участки тепловых сетей подлежат включению в муниципальную собственность в силу закона, опровергаются материалами дела, т.к. ни сами эти участки тепловых сетей, ни учреждения здравоохранения, для обслуживания которых эти сети существуют, не упомянуты в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, и обязанность принятия их в муниципальную собственность не возложена на муниципальное образование в силу закона.
Полагает, что в решении суд указал два взаимоисключающих вывода. С одной стороны, пришел к выводу о том, что спорные участки являются бесхозяйным недвижимым имуществом, с другой стороны суд установил, что спорные участки теплотрассы являются муниципальной собственностью.
Считает, что оснований для возложения на Администрацию Таштагольского муниципального района обязанности по принятию в муниципальную собственность спорных объектов у суда не имелось.
Относительно доводов апелляционной жалобы помощником прокурора г.Таштагола Д. принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав прокурора отдела прокуратуры Кемеровской области Бесхлебную Г.Н., поддержавшую доводы возражений на апелляционную жалобы, полагавшую, что решение суда не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности как из действий граждан и юридических лиц, так и вследствие событий с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В силу п.п.1,2 ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в силу ст.210 ГК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что Государственное казенное учреждение здравоохранения Кемеровской области " "наименеование изъято"", в состав которого входит Таштагольский филиал, созданное в 2012 году, является получателем бюджетных средств и финансируется из бюджета Кемеровской области, а его имущество, в том числе и объекты недвижимости, принадлежат Кемеровской области.
Судом установлено, что спорный участок тепловой сети, обеспечивающий теплоснабжение потребителя - Таштагольский филиал ГКУЗ КО " "наименеование изъято"", не инвентаризировался, не включен в реестр государственной или муниципальной собственности, не передан на баланс потребителя или теплоснабжающей организации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования прокурора, пришел к выводу, что участки теплотрассы, расположенные по адресу: "адрес", а именно наружные сети теплоснабжения "наименеование изъято" до центральной магистрали, включая запорную арматуру и тепловую камеру, являются бесхозяйным недвижимым имуществом в силу ст. 225 ГК РФ и поскольку они находятся на территории муниципального образования Таштагольский муниципальный район, их содержание относится к вопросам местного значения муниципального образования, они должны находиться в муниципальной собственности.
Суд первой инстанции, руководствуясь нормами ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ "О теплоснабжении", признал незаконным бездействие муниципального образования "Таштагольский муниципальный район" в лице Администрации Таштагольского муниципального района, выразившееся в невыявлении и непринятии в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры в виде участка теплотрассы, расположенного по адресу: "адрес", а именно наружных сетей теплоснабжения "наименеование изъято" до центральной магистрали, включая запорную арматуру и тепловую камеру, возложив на муниципальное образование "Таштагольский муниципальный район" в лице Администрации Таштагольского муниципального района обязанность принять указанное имущество в муниципальную собственность и передать его по договору в управление теплосетевой организации для осуществления содержания и обслуживания теплотрассы в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Проверяя законность принятого решения, судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции при рассмотрении иска прокурора неправильно применил нормы материального права.
Исходя из содержания статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В п. 5 разд. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580, в качестве основания постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления.
Поскольку в соответствии с п.п.4 и 8 п.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
В силу п.1, 2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.
При этом, согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении", в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации), орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Таким образом, действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет спорного имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования, на территории которого оно находится.
Исковых требований о признании спорных участков теплотрассы бесхозяйным имуществом и постановке их на учет в качестве бесхозяйного имущества в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, прокурором не заявлено, доказательств, свидетельствующих о постановке спорных объектов на учет бесхозяйного имущества в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, истцом суду не представлено.
Судебная коллегия полагает, что исковые требования прокурора г.Таштагола о понуждении администрации Таштагольского муниципального района принять в муниципальную собственность спорные участки теплосети противоречат порядку признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, регламентированному ст. 225 ГК РФ.
С учетом вышеизложенного, оснований для возложения на администрацию Таштагольского муниципального района обязанности по принятию в муниципальную собственность спорных объектов у суда не имелось, так как включению в реестр муниципальной собственности спорного имущества должна предшествовать процедура, предусмотренная ч.3 ст.225 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции законным и обоснованным признано быть не может, в связи с чем, подлежит отмене.
Судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора г.Таштагола в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Таштагольский муниципальный район об обязывании совершить определенные действия, отказать в полном объеме.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 10.09.2013 г. отменить в полном объеме.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Таштагола в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Таштагольский муниципальный район об обязывании совершить определенные действия, отказать в полном объеме.
Председательствующий:
О.Н.Калашникова
Судьи:
Н.М.Бугрова
Е.Н.Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.