Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе
председательствующего судьи Шевченко Г.М.,
судей Обуховой С.Г., Сидоркина И.Л.,
с участием прокурора Русановой О.А.,
при секретаре Некрасовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по иску Вятскополянского межрайонного прокурора Кировской области в интересах Рыковой З.Н., Селивановой Е.И. к администрации МО "Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области" о признании незаконным бездействия администрации по ненадлежащей организации и предоставлению коммунальной услуги "холодное водоснабжение", обязании организовать бесперебойное водоснабжение жилого дома,
по апелляционной жалобе администрации Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области на решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 23 сентября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Вятскополянского межрайпрокурора в интересах Рыковой З.Н, Селивановой Е.И. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области по ненадлежащей организации и предоставлению коммунальной услуги "холодное водоснабжение" жителям жилого дома по адресу: "адрес"
Обязать администрацию Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области организовать бесперебойное холодное водоснабжение жилого дома N "адрес".
Заслушав доклад судьи областного суда Сидоркина И.Л., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Вятскополянский межрайонный прокурор Кировской области, действующий в интересах Рыковой З.Н. и Селивановой Е.И., обратился в суд с иском к администрации Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области о признании незаконным бездействия администрации по ненадлежащей организации и предоставлению коммунальной услуги "холодное водоснабжение" жителям жилого дома по адресу: "адрес", обязании организовать бесперебойное водоснабжение указанного жилого дома.
Свои требования мотивировал тем, что Вятскополянской межрайонной прокуратурой Кировской области проведена проверка по вопросу ненадлежащего водоснабжения дома "адрес", в результате которой установлено, что дом "адрес" одноэтажный двухквартирный, в нем установлен один ввод холодной воды; в квартире N N холодная вода проходит не по полной пропускной способности крана в течение 1 мин., после чего поступление воды прекратилось; в квартире N N холодная вода отсутствовала. Течь холодного водоснабжения в подпольных помещениях данных квартир и при вводе в сами квартиры не обнаружена, вентиля находятся в рабочем состоянии. Возможной причиной отсутствия холодного водоснабжения дома "адрес" является не поставка ресурса (воды) на границу ответственности. Водопроводная сеть от ул "адрес" проложена в советское время, каких-либо документов на нее не имеется. Трубы с центральным водо-тепло-снабжением проложены рядом вплотную в одной траншее без коробов и изоляции в землю. Перебои с подачей воды в указанный дом связаны с износившимися водопроводными сетями. К дому проложены трубы диаметром 15 мм., ввиду чего в сетях не хватает давления. Жители названного дома лишены возможности пользоваться туалетами, стиральными машинами, лишены возможности соблюдать необходимую гигиену, что нарушает их права и законные интересы и особенно сказывается на инвалидах, прикованных к постели, которые нуждаются в постоянном уходе с применением воды. Жильцы дома "адрес" вынуждены растапливать снег и использовать образовавшуюся воду, в том числе, для питья. Жильцы многоквартирного дома "адрес" неоднократно с "дата" года обращались в различные инстанции с жалобами на постоянное отсутствие воды, но результатов это не принесло.
Администрация Сосновского городского поселения самоустранилась от решения проблемы с водообеспечением, т.е. ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по обеспечению жителей холодной водой в их квартиры и дома, каких-либо мер к нормальному функционированию системы водоснабжения к данному дому до настоящего времени не принято, тем самым нарушая действующее законодательство РФ.
В собственности муниципального образования Сосновское городское поселение находятся объекты водоснабжения, в том числе водопроводные сети города. В связи с приемом в муниципальную собственность объектов водоснабжения и водоотведения от администрации Вятскополянского района и передачей их в аренду ООО " .." в нарушение закона техническая паспортизация муниципальных водопроводных сетей органами местного самоуправления поселения не проведена.
В соответствии с договором аренды N N от "дата" с дальнейшими изменениями между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Вятскополянского района и ООО "Сосновский водоканал", последний является пользователем муниципального имущества по водоснабжению Сосновского городского поселения и поставщиком ресурса по обеспечению жителей поселения холодной водой.
Вятскополянской межрайонной прокуратурой было внесено представление с требованием устранения нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части организации водоснабжения населения, на что из администрации Сосновского городского поселения в прокуратуру поступил ответ, согласно которому водоснабжение населения восстановлено в необходимом объеме. Вместе с тем, жалобы граждан свидетельствуют о непринятии действенных мер к налаживанию водоснабжения. Межрайонной прокуратурой не установлено уважительных причин, исключающих ответственность администрации Сосновского городского поселения за ненадлежащее обеспечение водой части населения поселения.
Ненадлежащее выполнение требований действующего федерального законодательства по вопросам организации водоснабжения администрацией муниципального образования Сосновского городского поселения привело к существенному нарушению прав граждан в жилищно-коммунальной сфере и может в последующем повлечь наступление чрезвычайных ситуаций. Отсутствие водоснабжения в условиях летнего температурного режима может повлечь за собой вспышку инфекционных заболеваний на территории Сосновского городского поселения в целом, что является не допустимым.
С учетом уточненных требований, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области по ненадлежащей организации и предоставлению коммунальной услуги "холодное водоснабжение" жителям жилого дома по адресу: "адрес"; обязать администрацию муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области организовать бесперебойное холодное водоснабжение жилого дома "адрес"
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе администрация МО "Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области" просит принятое решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение. Полагает несостоятельным вывод суда об изношенности водопроводных сетей от ул. "адрес", поскольку обследование данных водопроводных сетей не проводилось, экспертиза по данному вопросу судом не назначалась. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что причиной не подачи холодной воды в дом истцов является изношенность ведущих к нему водопроводных сетей. При проведении соответствующей проверки Государственной жилищной инспекцией также не была установлена конкретная причина не поставки холодной воды, а лишь было сделано предположение, что возможной причиной отсутствия холодного водоснабжения является не поставка ресурса (воды) на границу ответственности. Полагает необоснованным вывод суда об оборудовании дома "адрес" инженерными системами, позволяющими предоставлять коммунальные услуги в виде холодного водоснабжения, так как степень благоустройства жилого дома определяется на основании правоустанавливающих документов на данный жилой дом и технического паспорта, которые в материалах дела отсутствуют, судом при принятии решения не исследовались. Указывает, что технические условия на монтаж водопроводно-канализационных сетей к дому "адрес", а так же разрешение на подключение водопроводно-канализационных сетей к дому "адрес" к городским водопроводным сетям г. Сосновка администрацией МО "Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области" не выдавалось. Полагает, что данные водопроводные сети не являются бесхозяйственными, а являются самовольной врезкой к системе водоснабжения г. Сосновка, вследствие чего, все расходы на получение разрешения и монтаж новых водопроводных сетей должны нести собственники домов, к которым будут проложены водопроводные сети.
Ответчик администрация МО Сосновское городское поселение Вятскополянского района, истец Рыкова З.Н., третьи лица ООО " ..", Государственная жилищная инспекция Кировской области, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Истец Селиванова Е.И., третье лицо ООО " .." в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, и, учитывая, что об уважительности причин неявки до начала судебного заседания они не сообщили, а в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия с учетом ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Прокурор Русанова О.А., полагая решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, выслушав мнение прокурора Русановой О.А., судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной Вятскополянской межрайонной прокуратурой проверки по вопросу ненадлежащего водоснабжения дома "адрес" было установлено, что дом "адрес" одноэтажный двухквартирный, в нем установлен один ввод холодной воды; в квартире N N холодная вода проходила не по полной пропускной способности крана в течение 1 мин., после чего поступление воды прекратилось; в квартире N N холодная вода отсутствовала. Течь холодного водоснабжения в подпольных помещениях данных квартир и при вводе в сами квартиры не обнаружена, вентиля находятся в рабочем состоянии. Возможной причиной отсутствия холодного водоснабжения дома N "адрес" является не поставка ресурса (воды) на границу ответственности.
Данный вывод подтверждается актом обследования жилых помещений по адресу: г "адрес", проведенным "дата" зам.директора ООО " ..", а также техником-смотрителем, слесарями-сантехниками в присутствии жителей Рыковой З.Н. и Селивановой Е.И.
В соответствии с актом, составленным в результате осмотра, проведенного "дата" с участием помощника Вятскополянского межрайонного прокурора, представителей администрации Сосновского городского поселения, ООО " ..", ООО " ..", а также собственников жилых помещений - Рыковой З.Н. и Селивановой Е.И., дом N "адрес" одноэтажный двухквартирный, имеет один ввод холодной воды. Во время осмотра холодная вода в квартире N N отсутствовала, в квартире N N холодная вода проходила не по полной пропускной способности крана. Причиной не поставки холодной воды до внешней границы стены дома является износ трубы, известковые отложения и грязь, что приводит к нехватке давления в кранах. Акт подписан собственниками жилых помещений, представителями УК ООО " ..", помощником Вятскополянского межрайонного прокурора.
Жители указанного дома Селиванова Е.И. (кв. N) и Рыкова З.Н. (кв. N) регулярно производят оплату коммунальной услуги "холодное водоснабжение" по настоящее время через ООО " ... " на основании агентского договора, заключенного между УК ООО " .." и ООО " .." (расчетно-кассовый центр), который плату за холодное водоснабжение перечисляет поставщику ресурса - ООО " ..".
Согласно письму администрации Вятскополянского района все объекты жилищно-коммунального назначения, расположенные на территории г. Сосновки и относящиеся к имуществу, необходимому для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселения, "дата" года переданы в собственность муниципального образования Сосновское городское поселение по процедуре разграничения на основании постановления Правительства Кировской области от "дата" N N (л.д.162).
Представлен Акт приема-передачи от "дата", согласно которому в муниципальное образование Сосновское городское поселение передано в муниципальную собственность имущество согласно приложению.
Согласно сведениям, представленным администрацией Вятскополянского района Кировской области, администрацией Сосновского городского поселения, Вятскополянским отделом Управления Росреестра по Кировской области водопроводные сети от ул. "адрес" в реестре муниципальной собственности не значатся, сведения о правообладателях отсутствуют (л.д.162, 165, 167).
В соответствии с п.п. 4, 8, 10 ч. 1 ст. 14, ст. 37, п. 1 ч. 2 ст. 50 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания. Для решения указанных вопросов в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Согласно ст. 8 Устава муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области к вопросам местного значения Сосновского городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и(или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и(или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно подпунктам "в", "г" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1.
Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с п. 4 Правил потребителю, в числе прочих услуг, может быть предоставлена услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Поскольку спорные водопроводные сети в г. "адрес" находятся на территории муниципального образования - "Сосновское городское поселение", то в силу прямого указания закона (п. 3 ст. 225 ГК РФ), администрация города обязана принять на баланс указанные объекты водопроводной сети.
Согласно материалам дела право собственности на спорное имущество не зарегистрировано, информация о зарегистрированных правах отсутствует, каких-либо доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, суду не представлено.
Администрации МО "Сосновского городского поселения" с "дата" года было известно о неопределенности принадлежности водопроводной сети, расположенной у дома N 8 "адрес", однако в течение более двух лет меры по постановке объекта на учет в качестве бесхозяйного не были приняты.
Поскольку обязанность по организации надлежащего водоснабжения населения муниципального образования возложена на администрацию МО "Сосновского городское поселение Вятскополянского района Кировской области", надлежащих действий по устранению причин отсутствия водоснабжения ответчиком не предпринято, суд, проанализировав фактические обстоятельства и законодательство, регулирующее данные правоотношения, обоснованно признал установленным факт ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления обязанностей, возложенных на него законом и возложил на администрацию МО "Сосновское городское поселение" обязанность по организации бесперебойного водоснабжения дома истцов.
Судебная коллегия соглашается с правомерностью данного вывода, который сделан она основе оценки представленных и собранных по делу доказательств, включая письменные доказательства.
Как видно из материалов дела, отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию системы водоснабжения привело к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работой указанного объекта, возникновению аварийной ситуации, создающей угрозу санитарному благополучию жителей города, в данном случае истцов по делу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что водопроводные сети в собственность МО "Сосновское городское поселение" не передавались, не влияют на законность решения суда, поскольку к компетенции органов местного самоуправления относится надлежащее водоснабжение населения.
Предположение о самовольной врезке к системе водоснабжения г. Сосновка носит надуманный характер и опровергается информацией, предоставленной администрацией Сосновского городского поселения Вятскополянскому межрайонному прокурору (л.д.10).
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в обоснование возражений, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и приняты во внимание при вынесении обжалуемого решения, выводы суда по существу разрешенного спора не опровергают, сводятся к иной оценке установленного судом и иному ошибочному толкованию норм материального права.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к вынесению незаконного решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 23 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.