Судья Кировского областного суда Погудина Т. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кирове 10 декабря 2013г. административное дело по жалобе генерального директора ООО "Индустрия-Групп" Девятерикова Д.В. на постановление Ленинского районного суда г. Кирова от 24 октября 2013г., которым постановлено:
ООО "Индустрия-Групп" признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
УСТАНОВИЛА:
24.07.2013 г. инспектором ОИК УФМС России по Кировской области Сысолятиным А.В. составлен протокол об административном правонарушении N о привлечении к административной ответственности ООО "Индустрия-Групп" по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Кирова, судьей которого 24 октября 2013 года вынесено указанное выше постановление.
Генеральный директор ООО "Индустрия-Групп" Девятериков Д.В. обратился в суд с жалобой на постановление судьи, в которой ставит вопрос об отмене постановления Ленинского районного суда г. Кирова от 24.10.2013г. В обоснование жалобы указывает, что о внеплановой проверке сотрудниками УФМС России по Кировской области 18.07.2013г. ООО "Индустрия-Групп" не было уведомлено надлежащим образом. Кроме этого, указывает об отсутствии трудовых отношений между Бобомирзаевым О.Т. и ООО "Индустрия-Групп". В материалах дела имеется объяснение ИП Авагяна В.А. о том, что граждане Узбекистана до получения ими разрешения на работу, а именно до 15.07.2013 г. находились на базе и свою трудовую деятельность на объекте по адресу: "адрес" не осуществляли. Считает, что отсутствует событие и состав административного правонарушения.
УФМС России по Кировской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя ООО "Индустрия-Групп" по доверенности Медведеву Е.В., настаивавшую на удовлетворении жалобы и отмене постановления Ленинского районного суда, прихожу к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, - санкцией которой предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В пункте 1 примечания к статье 18.15 КоАП РФ разъясняется, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 15.07.2013 г. N сотрудниками УФМС России по Кировской области проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки информации поступившей из ОУФМС России по Кировской области в Ленинском районе г. Кирова по заявлению гражданина Воробьева М.В. о факте нарушения ООО "Индустрия-Групп" обязательных требований и обеспечения законодательства РФ в сфере миграции.
В ходе проведения проверки выявлен факт нарушения ООО Индустрия-Групп" ч. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.07.2013 г. N
24.07.2013 г. в отношении ОАО "Индустрия-Групп" инспектором ОИК УФМС России по Кировской области Сысолятиным А.В. составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, согласно которому ООО "Индустрия-Групп" в лице генерального директора - Девятерикова Д.В., "дата" г.р. с 01.07.2013 г. по 15.07.2013 г. привлекло к трудовой деятельности (допустило к выполнению работ) в качестве каменщика на строительстве жилого дома в строящемся жилом комплексе "данные изъяты" расположенном по адресу: "адрес" гражданина Республики Узбекистан Бобомирзаева О.Т., "дата" г.р., не имеющего разрешения на работу, в качестве каменщика на территории Кировской области, чем нарушило ч. 4 ст. 13 ФЗ N 115 от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
В качестве подтверждения наличия в действиях ООО "Индустрия-Групп" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, в материалы дела представлены акт о результатах проверки N от 24.07.2013 г., объяснение Бобомирзаева О.Т. от 18.07.2013 г., протокол об административном правонарушении от 18.07.2013 г. отношении Бобомирзаева О.Т., справки УФМС по Кировской области N от 22.07.2013 г., N от 19.07.2013 г., N от 18.07.2013 г., объяснения представителя ООО "Индустрия-Групп" Медведевой Е.В.; копия паспорта Бобомирзаева О.Т..; копия разрешения на работу Бобомирзаева О.Т. по профессии "асфальтобетонщиик"; копия договора на выполнение строительных работ между ООО "Индустрия-Групп" и ИП Авагян В.А.; копия договора на выполнение строительных работ между ООО "Индустрия-Групп" и ООО "Изумруд"; фотоснимки, сделанными в период проведения проверки.
Судьей на основании указанных материалов установлено, что ООО "Индустрия-Групп" незаконно в нарушение требований миграционного законодательства привлекло к трудовой деятельности в период с 01.07.2013 г. по 15.07.2013 г. гражданина Узбекистана Бобомирзаева О.Т. без соответствующего разрешения на работу, выдаваемого ФМС России, чем нарушил ч. 4 ст. 13 ФЗ "115 от 25.07.2002 г. "О правом положении иностранных граждан".
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективную сторону вмененного в вину Обществу оспариваемым постановлением административного правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности либо допуск к труду иным образом в интересах заявителя гражданина иностранного государства, не имеющего полученного в установленном порядке разрешения на работу.
Установлено, что 18 июля 2013 года инспектором ОИК УФМС России по Кировской области капитаном вн.службы Перевозниковым О.В. составлен
протокол об административном правонарушении в отношении Бобомирзаева О.Т., из которого следует, что 18 июля 2013 года в 14:30 на территории строительного объекта жилой комплекс "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", выявлен гражданин Республики Узбекистан Бобомирзаев О.Т., "дата" года рождения, который с 11 июня 2013 года осуществляет трудовую деятельность в качестве каменщика на строительстве жилого дома, не имея разрешения на работу в качестве каменщика на территории Кировской области, чем нарушает ч. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Решением Кировского областного суда от 07.11.2013 г. указанное постановление в отношении Бобомирзаева О.Т. отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.10 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
В силу ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции от 02 июля 2013 года - действовавшей на момент совершения правонарушения) иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
В части 1 ст. 2 указанного Федерального закона определено, что разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Часть 1.3 ст. 13.1 названного закона предусматривает, что перечень сведений об иностранном гражданине, содержащихся в разрешении на работу, порядок внесения изменений в указанные сведения (в том числе при выдаче указанного разрешения или продлении срока его действия) и форма бланка разрешения на работу устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Приказом ФМС РФ от 25 декабря 2006 года N 370 "Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства" утвержден бланк заявления о выдаче иностранному гражданину разрешения на работу. В данном заявлении иностранный гражданин, желающий получить разрешение на работу, собственноручно указывает вид деятельности, которую он собирается осуществлять, без указания конкретной специальности.
Частью 6 ст. 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" также определено, что Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 18.1 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. Формирование квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, распределение указанной квоты по субъектам Российской Федерации и профессионально-квалификационным группам.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 ноября 2012 года N 566 распределены утвержденные Правительством Российской Федерации на 2013 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу по субъектам Российской Федерации. Согласно данному Приказу на Кировскую область выделено 1585 квот на работу по профессионально-квалификационной группе - рабочие, занятые на горных, горнокапитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах. Анализ указанных выше норм позволяет сделать вывод о том, что осуществление трудовой деятельности иностранным гражданином, имеющим разрешение на работу по специальности, не указанной в разрешении, однако входящей в ту же профессионально - квалификационную группу, не образует нарушение требований п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, а, следовательно, и объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 18.10 КоАП РФ.
Установлено, что на момент проверки Бобомирзаев О.Т. имел полученное в установленном порядке разрешение на работу от 15 июля 2013 года серия N, в качестве вида деятельности указано - асфальтобетонщик.
Осуществляя деятельность в качестве каменщика, он выполнял работу в рамках выделенной Кировской области квоты для такой профессионально квалификационной группы, как "рабочие, занятые на горных, горнокапитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах". Таким образом, в действиях Бобомирзаева О.Т. отсутствовали нарушения ч. 4 ст. 13 ФЗ N 115 от 25.07.2002 г. "О правом положении иностранных граждан", соответственно и в действиях ООО "Индустрия-Групп" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
На основании изложенного прихожу к выводу о признании незаконным и отмене постановления судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 24.10.2013 г.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО "Индустрия-Групп" состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Жалобу генерального директора ООО "Индустрия-Групп" Девятерикова Д.В. - удовлетворить, постановление судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 24 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ООО "Индустрия-Групп" отменить,
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ООО "Индустрия-Групп" прекратить.
Судья: Погудина Т. С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.