Судья Кировского областного суда Опалев О.М., с участием прокурора Русановой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове административное дело по жалобе генерального директора ООО "Лиман плюс" Решетникова А.В. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 05.11.2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Лиман плюс",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 05.11.2013 года ООО "Лиман плюс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности в форме временного прекращения эксплуатации здания и помещений ТЦ "Фабрика", расположенного по адресу: "адрес", сроком на "данные изъяты" суток.
Генеральный директор ООО "Лиман плюс" Решетников А.В. обратился с жалобой, в которой просит постановление судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 05.11.2013 года отменить. В обоснование указал, что при проведении проверки соблюдения противопожарного законодательства не присутствовал представитель ООО "Лиман плюс", им не были даны пояснения по факту предъявленных требований, кроме того, не были приняты во внимание действия Общества по устранению имевшихся ранее нарушений. При этом Решетников А.В., извещенный о дате судебного заседания за день до рассмотрения дела, был лишен возможности подготовить документы и совершить иные действия для защиты интересов ООО "Лиман плюс" в судебном заседании.
Защитник ООО "Лиман плюс" Бочкова Р.Е. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Представитель Отдела надзорной деятельности г. Кирова ГУ МЧС России по Кировской области Ракитин А.А. против удовлетворения жалобы возражал.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав заключение прокурора Русановой О.А., полагавшей привлечение ООО "Лиман плюс" к административной ответственности обоснованным, постановление судьи законным, доводы жалобы несостоятельными, прихожу к следующему.
В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно требованиям статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к лицам, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности, относятся, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи.
При этом под повторностью совершения административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 и статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понимают совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, и со дня окончания исполнения постановления не истек один год. Однородным в данном случае считается любое из административных правонарушений, перечисленных в частях 3 или 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом годичный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания.
Как следует из материалов дела, государственным инспектором г. Кирова по пожарному надзору "дата" года в период с "данные изъяты" до "данные изъяты" минут была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях ТЦ "Фабрика", расположенного по адресу: "адрес", в ходе которой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, допущенные ООО "Лиман плюс":
1. В офисном здании и помещениях, основном торговом здании и помещениях, в отдельностоящем двухэтажном здании и помещениях отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, которая имеется лишь частично на первом этаже основного здания и в левом крыле второго этажа и частично у арендаторов на втором этаже) - в нарушениепункта 38 таблицы 3, пункта 10.2 таблицы 1 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ-110-03), статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Приложение А, пункта А.3,пункта А.4, пункта 38 табл. A3,пункта 10.2 таблицы А1 СП 5.13130.2009 "Свод Правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования";
2. Офисное здание и помещения, основное торговое здание и помещения, отдельностоящее двухэтажное здание и помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре (имеется частично лишь на первом этаже основного здания и в левом крыле второго этажа, частично у арендаторов на втором этаже) - в нарушениетаблицы 2 пунктов 5, 10 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03),статьи 84 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", таблицы 2пункта 8.16 СП 3.13130.2009 "Свод правил. Система противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
3. Планы (схемы) эвакуации людей в случае возникновения пожара в зданиях в местах общего пользования отсутствуют - в нарушениепункта 7 Правил противопожарного режимав РФ, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012г. N 390, пунктов 4.5, 6.2 ГОСТ 12.1.004 (в части организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по 3.3 и разделу 4); пункта 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 Требования к планам эвакуации "Системы фотолюминесцентные эвакуационные, требования и методы контроля";
4. Со второго и третьего этажей офисного здания (по экспликации помещения NN 15, 9) отсутствует второй эвакуационный выход (запроектированные эвакуационные выходы заложены кирпичом, со второго этажа выход проходит через смежные помещения) - в нарушение пунктов 6.13*, 6.14 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";пунктов 8.1.11, 4.2.3 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
5. Приборы отопления (батареи) в лестничном марше офисного здания между третьим и вторым (по экспликации помещение N 14, на втором между вторым и первым), на первом этажах (по экспликации помещение N 18) установлены на высоте не менее 2,2 м (по факту установлены на уровне пола, защищены коробами из гипсокартона) - в нарушениепункта 6.32* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; пунктов 4.3.3, 4.4.4 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы";
6. В дверном проёме, ведущем из лестничной клетки (по экспликации помещение N 1) в помещение чердака в офисном здании, отсутствует сертифицированная противопожарная дверь 2-го типа - в нарушениепунктов 5.14, 7.4, 8.4* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений",статьи 52, частей 1, 2, 3 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",пункта 5.1.10 СП 4.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям";
7. Пути эвакуации, эвакуационные выходы не оборудованы знаками пожарной безопасности (Э(эвакуационный (запасный) выход - знак Е 22, 23; Направление к эвакуационному выходу - знак Е 03, 04, 13, 14; Огнетушитель - знак F04; Место установки ручного пожарного извещателя - знак F10) - в нарушениепункта 33 Правил противопожарного режимав РФ, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012г. N 390, пункта 1.3 Нормы пожарной безопасности "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования", приложений Ж, И ГОСТ Р 12.4.026.2001 "Государственный стандарт РФ. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний";
8. Ширина дверного проёма из лестничной клетки офисного здания (по экспликации помещение N 1) в тамбур эвакуационного выхода (по экспликации помещение N 1а), в свету менее 1,2 м (фактически 0,77 м расположен в гипсокартоновой перегородке, данная лестница должна служить для эвакуации со всех этажей) - в нарушениепункта 6.16 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 8.1.12СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы";
9. Ширина коридора второго, третьего, четвёртого этажей офисного здания при двустороннем открывании дверей в коридор (по экспликации помещения NN 15, 9, 14) при открывании дверного полотна составляет 0,53 - 0,6 м (в некоторых местах перекрывают друг друга, т.к. находятся напротив) - в нарушениепункта 6.27 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3.4 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы";
10. На втором и четвёртом этажах офисного здания для покрытия пола в коридорах используется линолеум с более высокой пожарной опасностью, чем: В2 РП2, ДЗ, Т2 (при визуальном осмотре установлено, что линолеум имеет значительные потёртости, сквозные дыры, через которые видно ворсистое тканное основание) - в нарушениепункта 6.25 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3.2 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы";
11.Отделка стен на путях эвакуации в коридоре второго этажа офисного здания выполнена из горючих материалов - ДВП (при ближайшем рассмотрении в местах потёртостей и сколов видна бумажная облицовка) - в нарушениепункта 6.25 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3.2 СП 13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы";
12. Не произведена огнезащитная обработка (пропитка) чердачных помещений (уцелевших после пожара чердачных помещений) - в нарушениестатьи 52, главы 16, статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 5.2.4.12 СП 4.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям";
13. Отсутствуют ограждения на кровле двухэтажного торгового здания и четырёхэтажного офисного здания (в уцелевшей после пожара части зданий) - в нарушениепункта 24Правил противопожарного режимав РФ, пункта 8.11 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений";
14. На путях эвакуации в коридоре второго этажа офисного здания (по экспликации помещение N 20) рядом с кабинетом ООО "Лиман плюс" имеется перепад высот менее 45 см (по факту 12 см), где отсутствует пандус с уклоном более 1:6 - в нарушениепункта 6.28 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3.4 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы";
15. Имеются следы отпадания штукатурки на стенах и потолке в коридоре на четвёртом этаже офисного здания (по экспликации помещение N 14) - в нарушениепункта 21Правил противопожарного режимав РФ;
16. Электрические светильники в помещениях ООО "Вятская ковка" на втором этаже офисного здания (по экспликации помещение N 12) не оборудованы защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников - в нарушениепункта 42Правил противопожарного режима в РФ;
17. Первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) здания и помещения, согласно установленным нормам, не укомплектованы - в нарушение пункта 468Правил противопожарного режима в РФ;
18. Внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии, не произведена проверка внутреннего противопожарного водопровода организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, для обеспечения требуемого расхода воды на нужды пожаротушения с составлением акта, отсутствуют шкафы, рукава и стволы - в нарушениепункта 55Правил противопожарного режима в РФ, ФЗ N 128 от 08.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 25.10.2006 г. N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности";
19. Отсутствуют светоуказатели "Выход" над главным выходом торгового здания со стороны ул. К. Маркса и над выходом во двор с первого этажа правого крыла торгового здания во двор, рядом с помещениями ИПЗакировой Г.И. - в нарушениепункта 3.11 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 1104-03);
20. Шахта лифта в подвальном этаже правого крыла торгового здания не отделена тамбур-шлюзом с подпором воздуха при пожаре от подвального этажа - в нарушениепунктов 7.22, 7.26 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
21. Отсутствует система вытяжной противодымовой вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из подвального этажа в левом крыле двухэтажного торгового здания (отсутствует естественное освещение) - в нарушениепункта 8.2 СНиП 41-01-03, ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 7.2 в СП 7.13130.2009 "Свод правил. Отопление вентиляции и кондиционирование. Противопожарные требования";
22. Под лестничной клеткой (по экспликации помещение N 18) в офисном здании на первом этаже устроена раздевалка персонала - в нарушениепункта 23 кПравил противопожарного режима в РФ;
23. Перед дверным проёмом эвакуационного выхода из холла офисного здания первого этажа (по экспликации помещение N 21) на улицу имеется перепад высот с двумя ступенями, что менее требуемого - в нарушениепункта 6.28 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.3.4 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы";
24. На лестнице основного эвакуационного выхода из двухэтажного торгового здания, и лестнице из помещения "КОКОРО" в коридор первого этажа отсутствуют ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами (высота ступеней более 45 см) - в нарушениепункта 6.28 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3.4 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы";
25. Высота дверного проёма эвакуационного выхода из помещения "Кристалл тур", расположенного в подвальном этаже менее 1,9 м (по факту 1,76 м), высота горизонтального участка путей эвакуации перед данным дверным проёмом менее 2 м (по факту 1,9 м) - в нарушениепунктов 6.16, 6.27 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89, 151 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.2.5, 4.3.4 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы";
26. Под лестничным маршем на первом этаже в основном холле напротив главного входа в двухэтажное торговое здание установлено рабочее место ООО "Бизнес принт", отделённое перегородкой со стеклом - в нарушениепункта 6.32* СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.4.4 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы";
27. Из подвала в правом крыле двухэтажного торгового здания отсутствуют два эвакуационных выхода, ведущих непосредственно в наружу (один выход заложен кирпичом, другой выход через лестничную клетку, соединяющую подвальный и первый этаж, также заложен кирпичом, единственный выход ведёт в лестничную клетку, сообщённую с другими этажами) - в нарушениепункта 6.9 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", части 4 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.2.1, 4.2.2 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы";
28. На путях эвакуации в коридоре первого этажа торгового здания рядом с ИППатрушевой Т.Г. имеется перепад высот менее 45 см (по факту 10 см), где отсутствует пандус с уклоном не более 1:6 - в нарушениепункта 6.28 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3.4 СП 1.13130.2009 г."Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы";
29. Направление открывания вторых дверей эвакуационного выхода с первого этажа правого крыла торгового здания, рядом с помещениями ИП Смирнова Ф.В., выполнено не по ходу эвакуации - в нарушениепункта 34Правил противопожарного режима в РФ, статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.2.6 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы";
30. Пути эвакуации в основном (торговом) здании и четырехэтажном офисном здании (лестничные клетки, проходы) не оборудованы аварийным освещением - в нарушениечастей 1-3 статьи 5, статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 7.104, 7.105 СП 52.13330.2011 "Свод правил. Естественное и искусственное освещение".
При проведении проверки "дата" года установлено, что ряд помещений ТЦ "Фабрика" (ООО "Лиман плюс") эксплуатируются, в них находятся работники организаций, на дверях торгового центра имеется объявление о предварительной записи для посещения ряда помещений и услуг ТЦ "Фабрика", при этом системы пожарной сигнализации не работают, эвакуационные выходы заблокированы.
Аналогичные нарушения, были выявлены в помещениях ТЦ "Фабрика" при проведении проверки "дата" года.
По факту допущенных нарушений требований пожарной безопасности прокурором Ленинского района г. Кирова 14.10.2013 года вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "Лиман плюс" производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
05 ноября 2013 года по результатам рассмотрения переданных государственным инспектором г. Кирова по пожарному надзору для рассмотрения по подведомственности материалов дела об административном правонарушении Ленинским районным судом г. Кирова вынесено обжалуемое постановление.
При этом вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности были выявлены в период действия ранее выданного ООО "Лиман плюс" предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Так, из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Кирова по пожарному надзору Собенина И.В. N "данные изъяты" от "дата" года в период с "дата" года по "дата", с "дата" года по "дата" года в отношении ООО "Лиман плюс" по адресу: "адрес", была проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте проверки N "данные изъяты" от "дата". По итогам данной проверки обществу выдано предписание N "данные изъяты" об устранении в срок до "дата" года нарушений требований пожарной безопасности, в число которых входят нарушения, указанные в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от "дата".
Постановлением ОНД г. Кирова от 03.07.2013 года юридическое лицо - ООО "Лиман плюс" было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере "данные изъяты" руб.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под административным правонарушением понимается только противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законом установлена административная ответственность.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Толкование приведенных выше правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что совершение юридическим лицомдействий (бездействия), не соответствующих обязательным требованиямпожарной безопасности, в период течения срока исполнения выданного контрольно-надзорным органом предписания об устранении нарушений указанных требований не образует составадминистративного правонарушения,предусмотренного частью 5статьи 20.4 КоАП РФ, ввиду отсутствия признака повторности совершения указанных нарушений.
Как усматривается из материалов дела, нарушения, выявленные "дата" года в ходе проверки соблюдения противопожарного законодательства в помещениях ТЦ "Фабрика" имели место и на момент проведения проверки "дата" года. При указанных обстоятельствах в действиях ООО "Лиман плюс" по эксплуатации здания ТЦ "Фабрика" по адресу: "адрес", c нарушениями требований пожарной безопасности, перечисленными в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 14.10.2013 года, в период течения срока действия выданного указанному юридическому лицу предписания об устранении данных нарушений отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, выводы судьи о доказанности вменяемых ООО "Лиман плюс" правонарушений в указанной части обоснованными признаны быть не могут, постановление судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 05.11.2013 года подлежит изменению путем исключения из него указания на повторно выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, перечисленные в предписании N "данные изъяты", как необоснованно вмененные.
Вместе с тем в ходе проверки, проведенной "дата" года, кроме имевшихся ранее нарушений, для устранения которых установлен срок до "дата" года, выявлены нарушения, которые не были отражены в предписании, а именно: при эксплуатации помещений ТЦ "Фабрика", при находящихся внутри людях, допускается блокирование дверей эвакуационных выходов изнутри досками, на замки в нарушение пункта 36 б Правил противопожарного режима в Российской Федерации; вследствие уничтожения и повреждения кровли здания не обеспечена защита электропроводки от осадков в нарушение пункта 1.1.22 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), образующие состав административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факты указанных нарушений подтверждаются имеющимися в материалах дела постановлением N "данные изъяты" о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Лиман плюс" по части 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с повторным совершением административного правонарушения в части нарушения требований пожарной безопасности; информационными письмами от "дата" года N "данные изъяты", "дата" года N "данные изъяты" о результатах проверки соблюдения противопожарного законодательства ООО "Лиман плюс", cогласно которым в ходе проведенных проверок в помещениях ТЦ "Фабрика", расположенного по адресу: "адрес", обнаружены нарушения противопожарной безопасности.
Суд, оценивая в совокупности приведенные выше доказательства, находит доказанной вину ООО "Лиман плюс" в повторном совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 14.10.2013г. следует, что ряд нарушений, отражённых в предписании об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности N "данные изъяты" от "дата" находились в помещениях, которые существенно пострадали при пожаре, в связи с чем отсутствие или наличие нарушений на момент проверки установить не представилось возможным.
При таких обстоятельствах, не смотря на исключение части вмененных ООО "Лиман плюс" нарушений, с учетом положений статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей сделан правильной вывод о квалификации действий (бездействия) ООО "Лиман плюс" по части 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом требований пожарной безопасности и принятия мер, направленных на соблюдение этих требований, до выявления нарушений в материалах дела не имеется.
Из анализа статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административное приостановление деятельности является наиболее строгим наказанием и его назначение обусловливается случаями угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Кроме того, в абзаце 2 части 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что применение наказания в виде приостановления деятельности возможно, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При назначении наказания в виде приостановления деятельности, судьей районного суда учтены все значимые обстоятельства по делу.
Применяя наказание в виде приостановления деятельности, судья с учетом характера допущенных нарушений требований пожарной безопасности, материального положения Общества исходил из того, что допущенные нарушения противопожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, а применение менее строгого вида наказания в виде штрафа не оказало должного воздействия на ООО "Лиман плюс".
Данная мера ответственности является соразмерной созданной указанными нарушениями правил пожарной безопасности угрозе жизни и здоровью людей и способствующей скорейшему устранению нарушений и их предупреждению в будущем.
При этом существенных нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было. Обстоятельства дела, подлежащие выяснению, установлены.
Доводы жалобы о том, что в ходе проведенной проверки соблюдения противопожарного законодательства не присутствовал представитель ООО "Лиман плюс", им не были даны пояснения по факту предъявленных требований, не могут служить основанием к отмене судебного постановления.
Так, согласно имеющемуся в материалах дела рапорту помощника прокурора Ленинского района г. Кирова Устюговой Е.В. от "дата" ею предпринимались меры по извещению генерального директора ООО "Лиман плюс" Решетникова А.В. о дате и времени проведения проверки соблюдения противопожарного законодательства в помещениях ТЦ "Фабрика" по адресу: "адрес", а именно: "дата" года и "дата" года были осуществлены выходы по месту нахождения ООО "Лиман плюс", предпринимались попытки известить Решетникова А.В. по телефону, однако принятыми мерами уведомить генерального директора ООО "Лиман плюс" о проведении проверки "дата" не представилось возможным.
Таким образом, должностным лицом прокуратуры Ленинского района г. Кирова были приняты необходимые и достаточные меры для извещения генерального директора ООО "Лиман плюс" о дате и времени проведения проверки соблюдения противопожарного законодательства в целях обеспечения ему возможности реализации прав, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом действия должностных лиц, а также результаты проведенной проверки ООО "Лиман плюс" обжалованы не были.
Доводы жалобы о не предоставлении Решетникову А.В. времени для защиты интересов ООО "Лиман плюс" необоснованны и опровергаются материалами дела, из которых усматривается, что в судебное заседание, назначенное на "дата" года, Решетников А.В. не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела был извещен заблаговременно "дата" года, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела телефонограмма. О причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения данного дела, равно как и иных ходатайств не представил.
Доказательств, свидетельствующих о предпринятых мерах для устранения выявленных нарушений, которые могут повлечь за собой отмену обжалуемого постановления, заявителем суду не представлено.
Вопреки доводам жалобы, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 05.11.2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Лиман плюс", изменить, исключив из мотивировочной части постановления указание о повторном нарушении ООО "Лиман плюс":
- пункта 38 таблицы 3, пункта 10.2 таблицы 1 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ-110-03), статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Приложение А, пункта А.3,пункта А.4, пункта 38 табл. A3,пункта 10.2 таблицы А1 СП 5.13130.2009 "Свод Правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", выразившееся в отсутствии в офисном здании и помещениях, основном торговом здании и помещениях, в отдельностоящем двухэтажном здании и помещениях автоматической установки пожарной сигнализации, которая имеется лишь частично на первом этаже основного здания и в левом крыле второго этажа, частично у арендаторов на втором этаже;
- таблицы 2 пунктов 5, 10 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03),статьи 84 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", таблицы 2пункта 8.16 СП 3.13130.2009 "Свод правил. Система противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", выразившееся в необорудовании офисного здания и помещений, основного торгового здания и помещений, отдельностоящего двухэтажного здания и помещений системой оповещения людей о пожаре;
- пункта 7 Правил противопожарного режимав РФ, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012г. N 390, пунктов 4.5, 6.2 ГОСТ 12.1.004 (в части организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по 3.3 и разделу 4); пункта 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 Требования к планам эвакуации "Системы фотолюминесцентные эвакуационные, требования и методы контроля", выразившееся в отсутствии планов (схем) эвакуации людей в случае возникновения пожара в зданиях в местах общего пользования;
- пунктов 6.13*, 6.14 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";пунктов 8.1.11, 4.2.3 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", выразившееся в отсутствии второго эвакуационного выходасо второго и третьего этажей офисного здания (по экспликации помещения NN 15, 9);
- пункта 6.32* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; пунктов 4.3.3, 4.4.4 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы", выразившееся в установке приборов отопления (батареи) в лестничном марше офисного здания между третьим и вторым (по экспликации помещение N 14, на втором между вторым и первым), на первом этажах (по экспликации помещение N 18) на высоте не менее 2,2 м (по факту установлены на уровне пола, защищены коробами из гипсокартона);
- пунктов 5.14, 7.4, 8.4* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений",статьи 52, частей 1, 2, 3 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",пункта 5.1.10 СП 4.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", выразившееся в отсутствии в дверном проёме, ведущем из лестничной клетки (по экспликации помещение N 1) в помещение чердака в офисном здании, сертифицированной противопожарной двери 2-го типа;
- пункта 33 Правил противопожарного режимав РФ, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012г. N 390, пункта 1.3 Нормы пожарной безопасности "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования", приложений Ж, И ГОСТ Р 12.4.026.2001 "Государственный стандарт РФ. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний", выразившееся в не оборудовании путей эвакуации, эвакуационных выходов знаками пожарной безопасности (Э(эвакуационный (запасный) выход - знак Е 22, 23; Направление к эвакуационному выходу - знак Е 03, 04, 13, 14; Огнетушитель - знак F04; Место установки ручного пожарного извещателя - знак F10);
- пункта 6.16 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 8.1.12СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы", выразившееся в том, что ширина дверного проёма из лестничной клетки офисного здания (по экспликации помещение N 1) в тамбур эвакуационного выхода (по экспликации помещение N 1а), в свету менее 1,2 м (фактически 0,77 м расположен в гипсокартоновой перегородке, данная лестница должна служить для эвакуации со всех этажей);
- пункта 6.27 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3.4 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы", выразившееся в том, что ширина коридора второго, третьего, четвёртого этажей офисного здания при двустороннем открывании дверей в коридор (по экспликации помещения NN 15, 9, 14) при открывании дверного полотна составляет 0,53 - 0,6 м (в некоторых местах перекрывают друг друга, т.к. находятся напротив);
- пункта 6.25 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3.2 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы", выразившееся в использовании на втором и четвёртом этажах офисного здания для покрытия пола в коридорах линолеума с более высокой пожарной опасностью, чем: В2 РП2, ДЗ, Т2 (при визуальном осмотре установлено, что линолеум имеет значительные потёртости, сквозные дыры, через которые видно ворсистое тканное основание);
- пункта 6.25 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3.2 СП 13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы", выразившееся в выполнении отделки стен на путях эвакуации в коридоре второго этажа офисного здания из горючих материалов - ДВП (при ближайшем рассмотрении в местах потёртостей и сколов видна бумажная облицовка);
- статьи 52, главы 16, статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 5.2.4.12 СП 4.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", выразившееся в не проведении огнезащитнаой обработки (пропитки) чердачных помещений (уцелевших после пожара чердачных помещений);
- пункта 24Правил противопожарного режимав РФ, пункта 8.11 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", выразившееся в отсутствии ограждения на кровле двухэтажного торгового здания и четырёхэтажного офисного здания (в уцелевшей после пожара части зданий);
- пункта 6.28 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3.4 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы", выразившееся в том, что на путях эвакуации в коридоре второго этажа офисного здания (по экспликации помещение N 20) рядом с кабинетом ООО "Лиман плюс" имеется перепад высот менее 45 см (по факту 12 см), где отсутствует пандус с уклоном более 1:6;
- пункта 21Правил противопожарного режимав РФ, выразившееся в имеющихся следах отпадания штукатурки на стенах и потолке в коридоре на четвёртом этаже офисного здания (по экспликации помещениеN 14);
- пункта 42Правил противопожарного режима в РФ, выразившееся в не оборудованииэлектрических светильников в помещениях ООО "Вятская ковка" на втором этаже офисного здания (по экспликации помещение N 12) защитными плафонами, предусмотренными конструкцией светильников;
- пункта 468Правил противопожарного режима в РФ, выразившееся в не укомплектованиипервичными средствами пожаротушения (огнетушителями) зданий и помещений, согласно установленным нормам;
- пункта 55Правил противопожарного режима в РФ, ФЗ N 128 от 08.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 25.10.2006 г. N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", выразившееся в том, что внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии, не произведена проверка внутреннего противопожарного водопровода организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, для обеспечения требуемого расхода воды на нужды пожаротушения с составлением акта, отсутствуют шкафы, рукава и стволы;
- пункта 3.11 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 1104-03), выразившееся в отсутствии светоуказателей "Выход" над главным выходом торгового здания со стороны ул. К. Маркса и над выходом во двор с первого этажа правого крыла торгового здания во двор, рядом с помещениями ИПЗакировой Г.И.;
- пунктов 7.22, 7.26 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", выразившееся в том, что шахта лифта в подвальном этаже правого крыла торгового здания не отделена тамбур-шлюзом с подпором воздуха при пожаре от подвального этажа;
- пункта 8.2 СНиП 41-01-03, ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 7.2 в СП 7.13130.2009 "Свод правил. Отопление вентиляции и кондиционирование. Противопожарные требования", выразившееся в отсутствии системы вытяжной противодымовой вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из подвального этажа в левом крыле двухэтажного торгового здания (отсутствует естественное освещение);
- пункта 23 кПравил противопожарного режима в РФ, выразившееся в том, чтопод лестничной клеткой (по экспликации помещение N 18) в офисном здании на первом этаже устроена раздевалка персонала;
- пункта 6.28 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.3.4 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы", выразившееся в том, что перед дверным проёмом эвакуационного выхода из холла офисного здания первого этажа (по экспликации помещение N 21) на улицу имеется перепад высот с двумя ступенями, что менее требуемого;
- пункта 6.28 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3.4 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы", выразившееся в отсутствии на лестнице основного эвакуационного выхода из двухэтажного торгового здания, и лестнице из помещения "КОКОРО" в коридор первого этажа ограждений высотой не менее 1,2 м с перилами (высота ступеней более 45 см);
- пунктов 6.16, 6.27 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89, 151 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.2.5, 4.3.4 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы", выразившееся в том, что высота дверного проёма эвакуационного выхода из помещения "Кристалл тур", расположенного в подвальном этаже менее 1,9 м (по факту 1,76 м), высота горизонтального участка путей эвакуации перед данным дверным проёмом менее 2 м (по факту 1,9 м);
- пункта 6.32* СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.4.4 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы", выразившееся в том, что под лестничным маршем на первом этаже в основном холле напротив главного входа в двухэтажное торговое здание установлено рабочее место ООО "Бизнес принт", отделённое перегородкой со стеклом;
- пункта 6.9 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", части 4 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.2.1, 4.2.2 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы", выразившееся отсутствии двух эвакуационных выходов из подвала в правом крыле двухэтажного торгового здания, ведущих непосредственно наружу (один выход заложен кирпичом, другой выход через лестничную клетку, соединяющую подвальный и первый этаж, также заложен кирпичом, единственный выход ведёт в лестничную клетку, сообщённую с другими этажами);
- пункта 6.28 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", статей 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3.4 СП 1.13130.2009 г."Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы", выразившееся в том, что на путях эвакуации в коридоре первого этажа торгового здания рядом с ИППатрушевой Т.Г. имеется перепад высот менее 45 см (по факту 10 см), где отсутствует пандус с уклоном не более 1:6;
- пункта 34Правил противопожарного режима в РФ, статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 г.N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.2.6 СП 1.13130.2009"Свод правил. Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы", выразившееся в выполнении направления открывания вторых дверей эвакуационного выхода с первого этажа правого крыла торгового здания, рядом с помещениями ИП Смирнова Ф.В., не по ходу эвакуации;
- частей 1-3 статьи 5, статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 7.104, 7.105 СП 52.13330.2011 "Свод правил. Естественное и искусственное освещение", выразившееся в не оборудовании путей эвакуации в основном (торговом) здании и четырехэтажном офисном здании (лестничных клеток, проходов)аварийным освещением.
В остальной части постановление судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 05.11.2013 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Лиман плюс" Решетникова Александра Викторовича - без удовлетворения.
Судья
Кировского областного суда О.М. Опалев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.