Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Лукоянова А.Н. и Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Качаловой Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К.В. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 мая 2013 года по гражданскому делу по иску К.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии, которым исковые требования удовлетворены частично, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области обязано включить в специальный стаж К.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санинструктора-дезинфектора войсковой части "данные изъяты" в календарном исчислении; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача медицинского пункта войсковой части "данные изъяты" в льготном исчислении как один год работы за один год 3 месяца; в удовлетворении остальной части исковых требований К.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Лукоянова А.Н., выслушав объяснения истца К.В., представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Абрамова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.В. обратился в суд с названным иском, указывая в обоснование, что решением комиссии ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в учреждениях здравоохранения по причине недостаточности специального стажа. В специальный трудовой стаж, в том числе, не были включены периоды его работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира взвода - санинструктора-дезинфектора войсковой части "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога в Военном комиссариате Костромской области, поскольку указанные должности или наименования организаций, в которых осуществлялась трудовая деятельность, не предусмотрены соответствующими подзаконными актами. Однако полагает, что отказ во включении в специальный стаж периода работы в должности командира взвода - санинструктора-дезинфектора противоречит требованиям законодательства, а период работы в должности врача-стоматолога в Военном комиссариате Костромской области должен быть включен в специальный стаж, поскольку в должностные обязанности истца как врача-стоматолога входит, в том числе, осуществление консультативно-диагностической деятельности, которая включает в себя проведение медицинских осмотров и контрольное медицинское освидетельствование призывников, освидетельствование военнослужащих, проведение анализа результатов лечения (обследования) и освидетельствования граждан, а также оказание методической и практической помощи врачам специалистам г. "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты" районов области. В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 21.07.1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" диагностическая и консультативная функция относятся к основным функциям врача-специалиста. В соответствии с пунктом 8 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе консультативно-диагностические, относятся к учреждениям, медицинская работа в которых дает право на получение досрочной трудовой пенсии. Кроме того, истец полагает, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача медицинского пункта войсковой части "данные изъяты" должен быть зачтен в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку войсковая часть фактически располагалась в поселке городского типа "данные изъяты", в то время как оспариваемым решением данный период зачтен в стаж в календарном исчислении. Также не согласен с отказом комиссии включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Считает, что в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, статьёй 187 Трудового кодекса РФ периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны учитываться при исчислении специального стажа, так как на курсы повышения квалификации истец направлялся работодателем, за ним сохранялось рабочее место и заработная плата.
Истец просил зачесть в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санинструктора-дезинфектора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-стоматолога в Военном комиссариате Костромской области, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также зачесть ему в специальный трудовой стаж в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца период работы в должности врача медицинского пункта войсковой части "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В ходе рассмотрения дела истец увеличил исковые требования, дополнительно просил назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента его обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Военный комиссариат Костромской области.
Свердловским районным судом г. Костромы постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе К.В. просил решение суда в части отказа во включении в специальный стаж периода работы в должности врача-стоматолога в Военном комиссариате Костромской области и в назначении досрочной трудовой пенсии отменить, исковые требования в данной части удовлетворить в полном объёме, указывая в обоснование, что в течение всего периода работы в Военном комиссариате Костромской области в его должностные обязанности входила консультативно-диагностическая деятельность, как и во всех учреждениях здравоохранения России, направленная на охрану здоровья населения. К.В. соответствовал всем требованиям, предъявляемым к данной работе. Полагает, что то обстоятельство, что военный комиссариат не включен в список учреждений, дающих право на получение досрочной пенсии, не должно влиять на конституционное право истца на назначение льготной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В обоснование жалобы также ссылается на существующую судебную практику.
В заседании суда апелляционной инстанции истец К.В. апелляционную жалобу поддержал по указанным в ней доводам.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Абрамов В.В. возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ К.В., в том числе, отказано во включении в специальный стаж в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира взвода - санинструктора-дезинфектора войсковой части "данные изъяты", в должности врача-стоматолога в Военном комиссариате Костромской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности врача медицинского пункта войсковой части "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтен в специальный трудовой стаж в календарном исчислении /л.д. 34-38/. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии К.В. отказано ввиду недостаточности специального трудового стажа /л.д. 32/.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон "О трудовых пенсиях в РФ") трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила 2002 года).
Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периода работы в должности санинструктора-дезинфектора, и зачете в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца периода работы в должности врача медицинского пункта войсковой части "данные изъяты", суд исходил из того, что отказ комиссии ответчика во включении данных периодов в специальный трудовой стаж и отказ в льготном исчислении вышеуказанного периода работы не основан на положениях действовавшего ранее и действующего на настоящий момент законодательства.
В данной части решение суда сторонами не оспаривается, поэтому в силу положений части 2 статьи 327.1. ГПК РФ в этой части решение судом апелляционной инстанции не проверяется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный трудовой стаж периода работы в должности врача-стоматолога в Военном комиссариате Костромской области, суд исходил из того, что истец в указанный период работал в учреждении, работа в котором не дает право на назначение льготной пенсии, Военный комиссариат не является учреждением здравоохранения.
Судебная коллегия не находит оснований для признания данных выводов суда неправильными.
Как верно указал суд в решении, из вышеприведённых нормативных положений следует, что досрочная трудовая пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения может быть назначена при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной действующим Списком 2002 года, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным списком.
В спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) истец осуществлял трудовую деятельность в составе военно-врачебной комиссии, находясь в трудовых отношениях с Военным комиссариатом Костромской области, который не является учреждением здравоохранения. В Списках 2002 года нет указания на возможность включения в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения периодов работы в составе военно-врачебной комиссии или в военном комиссариате, указанные учреждения данными списками не предусмотрены.
В связи с этим суд пришёл к правильному выводу о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял трудовую деятельность по охране здоровья населения в учреждении, работа в котором не дает права на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", а соответственно необходимые условия для включения данного периода в специальный стаж отсутствуют.
Списками 2002 года предусмотрены Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе, консультативно-диагностический (вида Вооруженных Сил Российской Федерации). Однако ни военный комиссариат, ни военно-врачебная комиссия не могут быть отнесены к указанному Центру, несмотря на то обстоятельство, что истец осуществлял консультативно-диагностическую деятельность.
Не может служить основанием для отмены решения суда довод жалобы о том, что в спорный период деятельность истца соответствовала аналогичной деятельности в учреждениях здравоохранения России, а сам К.В. соответствовал всем требованиям, которые предъявляются к врачам учреждений здравоохранения.
Данные обстоятельства сами по себе не являются основанием для включения спорного периода в специальный стаж, а должны учитываться наряду с типом (наименованием) учреждения, в котором осуществлялась трудовая деятельность.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Нельзя признать обоснованной ссылку в жалобе на отдельное судебное решение по аналогичному пенсионному спору, поскольку рассмотрение и разрешение дела осуществляется на основании действующего законодательства, а не на основании ранее рассмотренных дел с иными участниками и фактическими обстоятельствами.
Ввиду того, что с учетом включенных периодов продолжительность специального трудового стажа истца составила менее требуемых 30 лет, в удовлетворении исковых требований в части назначения досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ судом было правомерно отказано.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 200 ГПК РФ суд может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в решении суда описки или явные арифметические ошибки.
В резолютивной части решения суда имеется описка, в третьем абзаце неправильно указана дата начала периода работы в должности санинструктора-дезинфектора войсковой части "данные изъяты", указано "с ДД.ММ.ГГГГ", вместо правильного "с ДД.ММ.ГГГГ".
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.В. - без удовлетворения.
Исправить допущенную в резолютивной части решения суда описку:
в третьем абзаце вместо слов "период работы с ДД.ММ.ГГГГ ... " указать "период работы с ДД.ММ.ГГГГ ... ".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.