Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.А. Гусевой,
судей М.В. Дедюевой, А.Н. Лукоянова,
при секретаре И.В. Колесниковой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 10 октября 2013 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Чухломского района Костромской области в интересах Г.Н. Мельника к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения: на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Г.Н. Мельнику по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области на территории Чухломского муниципального района Костромской области.
Заслушав доклад судьи Н.А. Гусевой, объяснения прокурора Е.Ю. Хрящевой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чухломского района Костромской области, действуя в интересах Г.Н. Мельника, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к администрации Костромской области о возложении на нее обязанности предоставить Г.Н. Мельнику вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории Чухломского муниципального района Костромской области.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Чухломского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате которой было установлено, что Г.Н. Мельник является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать М. решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ года "данные изъяты", отец Н. умер ДД.ММ.ГГГГ года. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Г.Н. Мельник обучался в "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", по очной форме обучения по специальности "данные изъяты". Приказом директора "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ года N Г.Н. Мельник был отчислен из "данные изъяты" по причине "данные изъяты", в связи с чем диплома о среднем профессиональном образовании не имеет (имеет академическую справку установленного образца). В настоящее время Г.Н. Мельник нигде не обучается, то есть фактически с ДД.ММ.ГГГГ года у него возникло право на получение жилого помещения. Г.Н. Мельник проживает в квартире Г., которая ранее являлась его опекуном, по адресу: "адрес", зарегистрирован по адресу: "адрес". Данное жилое помещение принадлежит его матери М ... Каких-либо прав на указанную жилую площадь Г.Н. Мельник не имеет. Согласно акту обследования материально-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ года дом, расположенный по указанному адресу, непригоден для проживания. Жилое помещение за Г.Н. Мельник не закреплялось в связи с тем, что на момент приобретения им статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родители проживали в доме его бабушки (матери М.). Приказом начальника Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N 3 от ДД.ММ.ГГГГ года N Г.Н. Мельник включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищного фонда Костромской области, предоставляемом по договору социального найма. Таким образом, Г.Н. Мельник является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или на ином законном основании, и пригодного для проживания не имеет, в связи с чем подлежит обеспечению жилым помещением.
Впоследствии прокурор Чухломского района уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию Костромской области предоставить Г.Н. Мельнику вне очереди жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, изолированное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Чухломского муниципального района Костромской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области по доверенности Е.Е. Красавина просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что требования, предъявленные к администрации Костромской области, не мотивированы и не основаны на законе. В исковом заявлении в нарушение п.4 ч.2 ст.131 ГПК РФ не указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав истца со стороны администрации и чем это подтверждается. Кроме того, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и не принял во внимание то, что администрация Костромской области не предоставляет жилые помещения детям, оставшимся без попечения родителей, не ведет учет этих детей, в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, распорядителем бюджетных средств она не является, у администрации отсутствуют полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области. Правовое обоснование для возложения на администрацию Костромской области обязанности по исполнению заявленных требований в решении отсутствует. Из перечисленных в решении правовых актов не следует, что администрация заключает договоры по предоставлению специализированных жилых помещений указанной категории граждан. Суд не принял во внимание и тот факт, что свободное жилое помещение на территории Чухломского района Костромской области, находящееся в казне Костромской области, отсутствует. Кроме того, отсутствует и предмет спора, так как наличие каких-либо препятствий для реализации прав Г.Н. Мельника судом не установлено, а заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ. Также считает, что прокурор является ненадлежащим истцом по делу, поскольку между администрацией и истцом отсутствуют какие-либо гражданские правоотношения. Кроме того, в решении суда, по ее мнению, содержится правовая неопределенность в части того, какие действия должна совершить администрация, на которую законом не возложена обязанность по заключению договоров найма специализированных жилых помещений с лицами указанной категории, а также в части того, в каком именно населенном пункте Чухломского района Костромской области должно быть предоставлено жилое помещение истцу. Указывает и на то, что закон, устанавливающий возрастной ценз, определяет период возникновения права у конкретного лица, а не период, когда это право может быть реализовано, как это толкует суд. В нарушение ч.4 ст.198 ГПК РФ суд не изложил мотивы, по которым он отверг доказательства и доводы, представленные администрацией.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации Костромской области, представители департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента финансов Костромской области, а также Г.Н. Мельник не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к выводам о том, что Г.Н. Мельник относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должен быть обеспечен жильем, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания их неправильными отсутствуют.
Статус Г.Н. Мельника, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиком.
По делу видно, что постановлением администрации "данные изъяты" сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ года N за Г.Н. Мельником было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес", однако постановлением администрации "данные изъяты" сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ года N постановление от ДД.ММ.ГГГГ года N признано утратившим силу.
На момент приобретения Г.Н. Мельником статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, в ДД.ММ.ГГГГ году и до настоящего времени он зарегистрирован по адресу: "адрес". Судом на основе представленных доказательств установлено, что жилой дом по указанному адресу непригоден для проживания.
Также судом установлено, что Г.Н. Мельник в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя не является, в настоящее время проживает в жилом помещении по адресу: "адрес", находящемся в "данные изъяты" собственности Г., которая ранее была его опекуном, и "данные изъяты" Е., что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не опровергнуто стороной ответчика.
Из материалов дела усматривается, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Г.Н. Мельник обучался в "данные изъяты", приказом директора образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ года N он был отчислен из "данные изъяты", после восстановления в учебном заведении учебу закончил в июне 2013 года.
Приказом начальника Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N 3 от ДД.ММ.ГГГГ года N Г.Н. Мельник включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищного фонда Костромской области, предоставляемом по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ года Г.Н. Мельник вновь обратился с письменным заявлением в Межрайонный территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства N 3 по вопросу предоставления ему жилой площади.
Таким образом, право Г.Н. Мельника на получение жилого помещения возникло до 01 января 2013 г. и до настоящего времени не реализовано.
Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению Г.Н. Мельник специализированного жилого помещения на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области. Основанием для заключения с истцом договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Костромской области не предоставляет жилые помещения детям, оставшимся без попечения родителей, не заключает договоры найма специализированных жилых помещений с лицами указанной категории, не ведет учет этих детей, что в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, распорядителем бюджетных средств она не является, что у администрации отсутствуют полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области, не могут являться основанием к отмене решения суда.
Из содержания положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) и ст. 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По настоящему делу такие юридические факты установлены, в связи с чем нельзя согласиться и с доводом жалобы, касающимся периода реализации права указанной категории граждан на получение жилого помещения.
Отсутствие в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии спора между Г.Н. Мельником и администрацией Костромской области, неправильном рассмотрении судом дела в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, ошибочны. Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве истца на предоставление жилого помещения.
Иск прокурором предъявлен в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор, выступивший в интересах Г.Н. Мельника, является ненадлежащим истцом по делу, нельзя признать обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, о которых указано в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу, доводы которой не опровергают содержащиеся в решении выводы, - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 10 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области по доверенности Е.Е. Красавиной - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.