Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Горбатовой Л.В.,
судей Астапенко С.А., Пучковой Л.В.,
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,
при секретаре Бондареве Р.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Ленэнерго" на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 08 августа 2013 года по делу по иску Иванова Михаила Николаевича к открытому акционерному обществу "Ленэнерго", Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возмещении утраченного заработка и денежной компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пучковой Л.В., объяснения представителя открытого акционерного общества "Ленэнерго" Воробьевой Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Иванова М.Н. адвоката Новикова В.Н., представителя Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Неновой А.В., заключение представителя Ленинградской областной прокуратуры Чигаркиной Е.Н. судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Иванов М.Н. обратился в Приозерский городской суд Ленинградской области с иском к ОАО "Ленэнерго" в лице филиала "Выборгские электрические сети" о возмещении утраченного заработка и денежной компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указал, что приказом директора филиала "Выборгские электрические сети" N к от ДД.ММ.ГГГГ он отстранен от работы в качестве водителя автомобиля вследствие состояния здоровья в соответствии с заключением медицинской экспертизы, а приказом N от ДД.ММ.ГГГГ уволен по п. 8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о случае профессионального заболевания, на основании которого с ДД.ММ.ГГГГ Иванову М.Н. установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 30 %.
Утрата профессиональной трудоспособности и потеря в результате этого работы, болезни, вызванные тяжелыми и вредными условиями работы в качестве водителя автомобиля, повлекли для истца физические и нравственные страдания и причинили ему моральный вред (л.д. 7).
Определением суда от 09 апреля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (л.д. 68-69).
Определением суда от 27 июня 2013 года произведена замена Государственного учреждения - Ленинградское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации на Государственное учреждение - Санкт- Петербургское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (л.д. 98-99).
До принятия судом решения Иванов М.Н. уточнил свои требования и в окончательной форме просил обязать Государственное учреждение - Санкт- Петербургское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации выплачивать ежемесячно утраченный заработок в размере "данные изъяты", взыскать с ОАО "Ленэнерго" утраченный заработок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" и денежную компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб. (л.д. 77).
В суде первой инстанции истец Иванов Н.М. и его представитель адвокат Новиков В.Н. исковые требования поддержали.
Представители ответчика ОАО "Ленэнерго и соответчика Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации требования истца не признали.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 08 августа 2013 года иск Иванова М.Н. удовлетворен частично.
Постановлено обязать Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации выплачивать Иванову Н.М. ежемесячные страховые выплаты в связи со случаем профессионального заболевания на производстве, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска отказано (л.д. 145-151).
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Ленэнерго" Воробьева Т.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Указывает, что решение бюро N филиала ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ленинградской области" от ДД.ММ.ГГГГ, которым Иванову М.Н. установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 30 % вынесено до завершения расследования случая профессионального заболевания, то есть документы, подтверждающие факт профессионального заболевания на момент принятия данного решения, отсутствовали и были изготовлены комиссией лишь ДД.ММ.ГГГГ. После утверждения ДД.ММ.ГГГГ акта о случае профессионального заболевания решение об установлении Иванову М.Н. степени утраты профессиональной трудоспособности не выносилось. Таким образом, на момент принятия судом решения от 08 августа 2013 года основания для удовлетворения требований истца отсутствовали (л.д. 153-155).
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (часть 2 статьи 7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений, закрепленных статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотрены такие, как обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и обеспечение права на обязательное социальное страхование. Кроме того, Трудовой кодекс Российской Федерации особо закрепляет право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, гарантируя его обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом (статья 219 Трудового кодекса Российской Федерации).
В целях гарантированности конституционных прав граждан и реализации основных принципов правового регулирования труда принят Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон), согласно которому обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования.
Названный Федеральный закон предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным Законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Так, согласно статье 7 названного Закона право застрахованных лиц на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 10 этого же Закона единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному - если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" право застрахованных на обеспечение по обязательному социальному страхованию возникает со дня наступления страхового случая, каковым в силу статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, влекущий возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. При этом суду следует учитывать, что квалифицирующими признаками страхового случая являются:
факт повреждения здоровья, подтвержденный в установленном порядке;
принадлежность пострадавшего к кругу застрахованных;
наличие причинной связи между фактом повреждения здоровья и несчастным случаем на производстве или воздействием вредного производственного фактора.
Днем наступления страхового случая при повреждении здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (хронического или острого) является день, с которого установлен факт временной или стойкой утраты застрахованным профессиональной трудоспособности.
Основным документом, подтверждающим факт повреждения здоровья и временную утрату профессиональной трудоспособности, является листок нетрудоспособности, выдаваемый медицинской организацией по форме и в порядке, предусмотренном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Наступление стойкой утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы при представлении акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1 или акта о профессиональном заболевании и оформляется в виде заключения.
Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789 утверждены Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с п. 7 которых освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится по обращению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - страховщик), работодателя (страхователя) или пострадавшего (его представителя) при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, либо по определению судьи (суда).
Документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, являются:
акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании;
решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Пунктом 30 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 предусмотрено, что документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном производстве, является акт о случае профессионального заболевания.
Из дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Иванов М.Н. работал водителем автомобиля "адрес" электрических сетей "Ленэнерго".
Приказом директора филиала ОАО "Ленэнерго" "Выборгские электрические сети" от ДД.ММ.ГГГГ N к Иванов М.Н. отстранен от работы на основании ст. 76 Трудового кодекса РФ до устранения обстоятельств, препятствующих исполнению трудовых обязанностей (противопоказан труд с физическими нагрузками; в неблагоприятных метеоусловиях).
Приказом директора ОАО "Ленэнерго" N ув от ДД.ММ.ГГГГ Иванов М.Н. уволен на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Согласно извещению об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания N от ДД.ММ.ГГГГ Иванову М.Н. "данные изъяты".
Приказом директора филиала ОАО "Ленэнерго" "Выборгские электрические сети" от ДД.ММ.ГГГГ N постановлено создать комиссию по расследованию профессионального заболевания бывшего работника филиала ОАО "Ленэнерго" "Выборгские электрические сети" водителя Иванова М.Н.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией составлен акт о случае профессионального заболевания, согласно которому имеющееся у Иванова М.Н. заболевание является профессиональным и возникло в результате конструктивных недостатков машин, механизмов, приспособлений и инструментов.
На основании названного акта Иванову М.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учреждением медико-социальной экспертизы установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 30 %.
ДД.ММ.ГГГГ Иванов М.Н. обратился в Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о назначении страховых выплат в связи с установленным профессиональным заболеванием.
До настоящего времени страховые выплаты Иванову М.Н. не назначены, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения требований истца, представитель Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации сослалась на то, что акт о случае профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого определена степень утраты профессиональной трудоспособности истца, признан недействительным.
Между тем, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по расследованию профессионального заболевания составлен новый акт о случае профессионального заболевания, которым подтвержден диагноз Иванова М.Н., а именно "данные изъяты", и причины этого заболевания: в результате конструктивных недостатков машин, механизмов, приспособлений и инструментов.
При таких данных, у истца имелись все предусмотренные нормами действующего законодательства основания для назначения страхового обеспечения ввиду имеющегося у него повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей и подтвержденного в установленном порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что после утверждения ДД.ММ.ГГГГ нового акта о случае профессионального заболевания степень утраты профессиональной трудоспособности истца не была определена, правильно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку факт повреждения здоровья и причинная связь с воздействием вредного производственного факторы подтверждены в установленном порядке, тогда как со стороны ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в связи с отменой акта от ДД.ММ.ГГГГ и принятием нового акта от ДД.ММ.ГГГГ о случае профессионального заболевания степень утраты профессиональной трудоспособности, установленная истцу учреждением медико-социальной экспертизы, не соответствует 30 %.
Согласно представленной справке от ДД.ММ.ГГГГ степень утраты профессиональной трудоспособности истца на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ установлена также 30 %.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения Приозерского городского суда Ленинградской области от 08 августа 2013 год и принятии по делу нового решения о взыскании с Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховых выплат в размере "данные изъяты" согласно представленному расчету размера ежемесячной страховой выплаты за 12 месяцев до прекращения трудового договора и обязать Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ежемесячно выплачивать истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховую выплату в размере "данные изъяты" с учетом индексации.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения и которые в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются основанием для отмены решения суда в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 08 августа 2013 года изменить в части обязания Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выплачивать Иванову Николаю Михайловичу ежемесячные страховые выплаты.
Взыскать с Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Иванова Михаила Николаевича за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховые выплаты в размере "данные изъяты"
Обязать Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ежемесячно выплачивать Иванову Михаилу Николаевичу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховую выплату в размере "данные изъяты" с учетом индексации.
В остальной части решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 08 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Горбунцова И.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.