Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Герман М.В.
судей Алексеевой Е.Д. и Свирской О.Д.
при секретаре Бондареве Р.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 марта 2013 года, которым удовлетворен иск Комарова В. Н. к Военному комиссариату Ленинградской области о перерасчете ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью и взыскании задолженности.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., объяснения представителя Военного комиссариата Ленинградской области- Акишина А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Комарова В.Н.- Кирпичникова С.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Комаров В.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ленинградской области о перерасчете ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью и взыскании задолженности.
В обоснование иска Комаров В.Н. и его представитель указали, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, с 20 января 1999 года- инвалидом "данные изъяты" группы с утратой профессиональной трудоспособности "данные изъяты"%, с 16 февраля 2009 года- инвалидом "данные изъяты" группы с утратой профессиональной трудоспособности "данные изъяты"% бессрочно, получившим увечье при исполнении обязанностей военной службы на ЧАЭС. На основании Постановления Правительства РФ N 455 от 8 июня 2001 года Военный комиссариат города Санкт-Петербург выплатил истцу задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 20 января 1999 года по 14 февраля 2001 года, рассчитанную из денежного довольствия истца "данные изъяты", с учетом степени утраты им профессиональной трудоспособности. С 15 февраля 2001 года в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ответчик в отсутствие согласия истца самостоятельно назначил и по настоящее время выплачивает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме, определенной указанным Законом для инвалидов "данные изъяты" группы, а именно: "данные изъяты" рублей, произвел индексацию указанной суммы компенсации за период с "данные изъяты" года по "данные изъяты" год на коэффициенты роста величины прожиточного минимума, с "данные изъяты" года по "данные изъяты" год- на коэффициенты роста инфляции, и в настоящее время фактически выплачивает истцу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью как инвалиду "данные изъяты" группы в размере "данные изъяты". Просит обязать ответчика с 1 апреля 2013 года производить выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в том же размере, в каком ему была исчислена недополученная сумма в возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия, то есть, в размере "данные изъяты", а также выплатить единовременно образовавшуюся задолженность с 15 февраля 2001 года по 31 марта 2013 года с учетом роста потребительских цен всего в размере "данные изъяты".
Представитель ответчика- Военного комиссариата Ленинградской области возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что исчисление денежной компенсации в том же размере, в каком были исчислены суммы возмещения вреда здоровью, то есть, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, может быть произведено только с момента провозглашения Конституционным Судом РФ постановления N 21-П, то есть, с 20 декабря 2010 года. Кроме того полагал, что заявленный в расчете коэффициент 1,196 не может быть применен, поскольку он применяется для индексации сумм в возмещение вреда здоровью с 1 января 2002 года, а денежное довольствие, примененное для исчисления задолженности сумм возмещения уже соответствовало декабрю 2002 года. Поэтому первый коэффициент, подлежащий применению для расчета- 1,273 с января 2003 года.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 марта 2013 года иск Комарова В.Н. удовлетворен.
Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 мая 2013 года исправлена описка в указанном решении.
Военный комиссариат Ленинградской области обязан выплачивать Комарову В.Н. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, с 15 февраля 2001 года в размере "данные изъяты", произвести индексацию данной компенсации с 1 января 2002 года в 1,196 раза, с 1 января 2003 года в 1,273 раза, с 1 января 2004 года в 1,37 раза, с 1 января 2005 года в 1,11 раза, с 1 января 2006 года в 1,09 раза, с 1 января 2007 года в 1,08 раза, с 1 января 2008 года в 1,105 раза, с 1 января 2009 года в 1,13 раза, с 1 марта 2009 года произвести перерасчет с учетом потери трудоспособности "данные изъяты"%, с 1 января 2010 года в 1,1 раза, с 1 января 2011 года в 1,065 раза, с 1 января 2012 года в 1,06 раза, с 1 января 2013 года в 1,055 раза и выплачивать ежемесячно с 1 апреля 2013 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере "данные изъяты". С военного комиссариата Ленинградской области за счет средств федерального бюджета в пользу Комарова В.Н. взыскана задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, образовавшаяся за период с 15 февраля 2001 года по 31 марта 2013 года, проиндексированная на помесячные индексы роста потребительских цен в Ленинградской области по полному кругу товаров (услуг), определенные территориальным органом государственной статистики Российской Федерации на день вынесения решения суда, с учетом ранее выплаченных сумм, в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Ленинградской области просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение во Всеволожский городской суд Ленинградской области. В обоснование жалобы указано, что с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года N 21-П исчисление денежной компенсации в том же размере, в каком были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности) может быть произведено с момента провозглашения Конституционным Судом РФ постановления, то есть с 20 декабря 2010 года. Кроме того, указанный в заявлении коэффициент 1,196- не может быть применен, так как он применяется для индексации сумм возмещения вреда здоровью с 1 января 2002 года, а денежное довольствие, примененное для исчисления задолженности суммы возмещения вреда здоровью, соответствовало декабрю 2002 года, то есть первый коэффициент, применяемый для расчета- 1,273 с 1 января 2003 года. Полагает возможным назначить с 1 апреля 2013 года ежемесячную сумму возмещения вреда в размере "данные изъяты" и доплатить с 20 декабря 2010 года из расчета сумм возмещения вреда здоровью "данные изъяты", с 1 января 2011 года- "данные изъяты", с 1 января 2012 года- "данные изъяты", с 1 января 2013 года- "данные изъяты", рассчитанные из денежного довольствия с учетом утраты трудоспособности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Возмещение вреда и гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в результате испытаний ядерного оружия, эксплуатации ядерных установок и ликвидации аварий на них, а также порядок прохождения военной службы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 года N 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001-2003 годов- определяться Правительством РФ.
Во исполнение этого предписания Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 года N 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. В денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому (специальному) званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, а также процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную исходя из этих окладов. При этом указанное денежное довольствие и месячная стоимость продовольственного пайка (ежемесячная денежная продовольственная компенсация) принимаются в размерах, действующих на день выплаты.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 11 мая 1994 года Комарову В.Н. выдано удостоверение о праве на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С 20 января 1999 года истцу установлена "данные изъяты" группа инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности "данные изъяты"%, с 16 февраля 2009 года- "данные изъяты" группа инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности "данные изъяты"%, бессрочно, увечье получено при исполнении обязанностей военной службы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455, которым определен порядок возврата гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, недополученных денежных компенсаций в возмещение время здоровью за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года, рассчитываемых исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, военный комиссариат выплатил Комарову В.Н. задолженность исходя из его денежного довольствия в размере "данные изъяты". С учетом степени утраты профессиональной трудоспособности "данные изъяты"% ежемесячная денежная компенсация в возмещения вреда здоровью определена в сумме "данные изъяты".
С 15 февраля 2001 года истцу назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме, установленной Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ для инвалидов "данные изъяты" группы- "данные изъяты", при этом в материалах личного дела пенсионера Комарова В.Н. отсутствует согласие на получение компенсации в размере твердой денежной суммы, определенной для инвалидов "данные изъяты" группы.
Удовлетворяя исковые требования Комарова В.Н., суд первой инстанции указал, что истец, не обращавшийся к ответчику с заявлением о назначении ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью до вступления в законную силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, не утратил право на получение ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 15 февраля 2001 года по настоящее время в размере, исчисленном исходя из денежного довольствия с учетом утраты профессиональной трудоспособности, поскольку самостоятельное назначение ответчиком истцу такой компенсации исходя из твердой денежной суммы является незаконным и необоснованно ставит истца в неравное положение с теми лицами, которые, как и истец приобрели право на данную компенсацию со 2 июня 1998 года, но в отличие от истца обратились за ее получением в срок до 15 февраля 2001 года.
Судебная коллегия не соглашается с указанным выводом суда, поскольку он сделан без учета Постановлений Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года N 21-П и от 7 ноября 2012 года N 24-П.
В Постановлении от 20 декабря 2010 года N 21-П Конституционный Суд РФ, опираясь на положения статей 1, 2, 7, 18, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 42 и 53 Конституции Российской Федерации, пришел к выводу, что часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"- по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не может рассматриваться как препятствующая назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячной денежной компенсации в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Решения Конституционного Суда Российской Федерации, которыми подтверждается конституционность нормы именно в данном им истолковании и тем самым исключается любое иное, т.е. неконституционное, ее истолкование и применение, имеют в этой части такие же последствия, как и признание нормы не соответствующей Конституции РФ, влекущее утрату ею юридической силы, и такую же сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, а значит, такое же, как нормативные акты.
Юридическое последствие решения Конституционного Суда РФ, в котором выявляется конституционно-правовой смысл нормы,- прекращение ее действия (и, соответственно, применения) в неконституционном истолковании и, как следствие, утрата ею силы на будущее время в любом ином- расходящемся с выявленным конституционно-правовым - смысле, допускавшемся в прежнем ее понимании. Это означает, что такая норма с момента вступления решения Конституционного Суда РФ в силу не должна толковаться каким-либо иным образом и применяться в каком-либо ином смысле, а правоприменительные органы обязаны учитывать сформулированную в нем позицию Конституционного Суда РФ относительно того, соответствует ли Конституции РФ смысл данной нормы, придаваемый ей правоприменительной практикой.
Согласно пункту 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 7 ноября 2012 года N 24-П поскольку в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года N 21-П не содержится никаких оговорок, предусматривающих особый порядок его исполнения, сформулированная в нем правовая позиция Конституционного Суда РФ, раскрывающая конституционно-правовой смысл части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу статьи 125 (часть 6) Конституции РФ и части пятой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит учету правоприменительными органами с момента провозглашения данного Постановления, то есть с 20 декабря 2010 года.
Таким образом, гражданам, не обращавшимся в органы, осуществляющие расчет и выплату возмещения вреда здоровью, полученного ими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с заявлением об установлении таких выплат, предоставлено право на их получение в сохраненном размере, исчисленном исходя из денежного довольствия, с 20 декабря 2010 года. Доводы истца о наличии оснований для перерасчета сумм возмещения вреда здоровья, исходя из среднего заработка с 15 февраля 2001 года, основаны на неверном толковании норм законов, регулирующих правоотношения, возникшие между сторонами. Поэтому требования о выплате задолженности за период с 15 февраля 2001 года по 19 декабря 2010 года удовлетворению не подлежат, и решение суда в этой части подлежит изменению.
Также судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы об отсутствии оснований для применения коэффициента 1,196 и индексации суммы возмещения вреда здоровью с 1 января 2002 года. Из представленных справок о размере денежного довольствия Комарова В.Н. следует, что для расчета суммы возмещения вреда до 15 февраля 2001 года было принято денежное довольствие истца в размере "данные изъяты" по состоянию на декабрь 2002 года. Таким образом, размер суммы возмещения вреда исчислен из уже проиндексированного на декабрь 2002 год денежного довольствия. Применение коэффициента 1,196 к сумме возмещения вреда приведет к повторной индексации, поэтому для расчета суммы возмещения вреда здоровью подлежат коэффициенты, установленные для индексации с 1 января 2003 года.
С учетом изложенного, на 20 декабря 2010 года размер ежемесячной компенсации, подлежащий выплате в возмещение вреда здоровью Комарова В.Н., исчисленный исходя из денежного довольствия "данные изъяты" и степени утраты трудоспособности "данные изъяты"%, составлял "данные изъяты" ( "данные изъяты" * "данные изъяты"% * 1,273 * 1,37 * 1,11 * 1,09 * 1,08 * 1,105 *1,13 * 1,1), с января 2011 года по декабрь 2011 года- "данные изъяты" ( "данные изъяты" * 1,065), с января 2012 года по декабрь 2012 года- "данные изъяты" ( "данные изъяты" * 1,06), с 1 января 2013 года- "данные изъяты" ( "данные изъяты" * 1,055).
Таким образом, с 1 апреля 2013 года истцу подлежит выплате ежемесячная денежная компенсация в размере "данные изъяты" с последующей индексацией в порядке и в сроки, установленные законом, решение в данной части также подлежит изменению.
Также в пользу Комарова В.Н. подлежит взысканию задолженность по ежемесячным платежам за период с 20 декабря 2010 года по 31 марта 2012 года.
При этом судебная коллегия соглашается с требованием истца об индексации суммы задолженности с учетом индекса роста потребительских цен. Выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, производилась в меньшем размере, чем положено, что причинило истцу имущественный вред. Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года N 35, учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.
Истцом применены в расчете задолженности индексы роста потребительских цен с месяца недоплаты на февраль 2013 года, рассчитанные на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, не оспоренные ответчиком, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным применить их при расчете индексации задолженности.
За 12 дней декабря 2010 года (с 20 декабря по 31 декабря) размер недоплаченной суммы компенсации составил "данные изъяты" (подлежало к выплате "данные изъяты" - фактически выплачено "данные изъяты" : 31 день * 12 дней). С учетом индексации задолженность составила "данные изъяты" ( "данные изъяты" * 116,5% индекс февраля 2013 года к декабрю 2010 года).
В 2011 году истцу ежемесячно не доплачивалась компенсация в сумме "данные изъяты". С учетом индексов роста потребительских цен сумма задолженности составила "данные изъяты" ( "данные изъяты" * (115,2% + 112,3% + 111,3% + 110,4% + 110,0% + 109,7% + 109,3% + 109,0% + 109,4% + 109,5% + 108,8% + 108,6%).
В 2012 году истцу ежемесячно не доплачивалась компенсация в сумме "данные изъяты". С учетом индексов роста потребительских цен сумма задолженности составила "данные изъяты" ( "данные изъяты" * (108,1% + 107,3% + 107,1% +106,4% +105,8% +105,4% +104,4% +102,8% +103,0% +102,5% +102,2% +101,8%).
С января по март 2013 года истцу ежемесячно не доплачивалась компенсация в сумме "данные изъяты". С учетом индексов роста потребительских цен сумма задолженности составила "данные изъяты" ( "данные изъяты" * 101,3% + "данные изъяты" * 100,4% + "данные изъяты").
Всего в пользу истца подлежит взысканию задолженность учетом индексов роста потребительских цен в сумме "данные изъяты".
С учетом изложенного соответствующему изменению подлежит как решение суда, так и определение суда об исправлении описки в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 марта 2013 года и определение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 мая 2013 года об исправлении описки изменить.
Обязать военный комиссариат Ленинградской области выплачивать Комарову В. Н. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" с последующей индексацией в порядке и в сроки, установленные законом.
Взыскать с военного комиссариата Ленинградской области за счет средств федерального бюджета в пользу Комарова В. Н. задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексов роста потребительских цен в Ленинградской области по полному кругу товаров (услуг), определенных территориальным органом государственной статистики Российской Федерации, в размере "данные изъяты".
Председательствующий
Судьи
Судья Орлова Т.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.