Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.,
судей Кабировой Е.В., Насиковской А.А.
при секретаре Шацких С.Г.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Лаврентьевой Н. С. на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 5 сентября 2013 года, которым удовлетворены исковые требований прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, действовавшего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная больница Ломоносовского района им. И.Н. Юдченко", администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., объяснения представителя ответчика - администрации МО Ломоносовский муниципальный район Лаврентьевой Н.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Ленинградской областной прокуратуры Гавриловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, действуя
в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с иском к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная больница Ломоносовского района им. И.Н. Юдченко", администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, в котором с учетом внесенных и принятых судом изменений в его предмет просил:
- обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная больница Ломоносовского района им. И.Н. Юдченко" оборудовать вход в помещение Броннинского участка врача общей практики Ломоносовской ЦРБ, расположенное по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Пеники, ул. Новая, д.14, кв.31 специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в срок до 1 декабря 2013 года;
- возложить обязанность по финансированию указанных мероприятий в здании Броннинского участка врача общей практики на администрацию МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.
В обоснование исковых требований указано, что 24 апреля 2013 года прокуратурой Ломоносовского района Ленинградской области проведена проверка соблюдения прав инвалидов и маломобильных групп населения на предмет доступности для данной категории населения объектов социальной инфраструктуры. В частности предметом проверки являлось принадлежащее администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области помещение Броннинского участка врача общей практики Ломоносовской ЦРБ, расположенное по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Пеники, ул. Новая, д.14, кв.31.
В ходе проведенного осмотра установлено, что вышеуказанное строение не соответствует требованиям строительных норм и правил 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а именно, вход в помещение участка врача общей практики расположен выше поверхности земли, однако, не оснащен пандусом, перилами и другими приспособлениями для перемещения инвалидов и маломобильных групп населения.
С учетом изложенного, ссылаясь на положения ст. 7 Конституции РФ, ст.ст. 12, 45, 131, 132, 210 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 9, 15 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", прокурор указывал, что ненадлежащее соблюдение МБУЗ "Центральная больница Ломоносовского района имени Юдченко И.Н." требований законодательства о социальной защите инвалидов и других маломобильных групп населения, нарушает их право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры (л.д. 6-9, 145-148).
В судебном заседании суда первой инстанции процессуальный истец - представитель прокуратуры Ломоносовского района Ленинградской области Тарасова Э.Н. исковые требования поддерживала.
Представитель ответчика - администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Лаврентьева Н.С. исковые требования не признавала (л.д.155-157).
5 сентября 2013 года Ломоносовским районным судом Ленинградской области постановлено решение, которым исковые требований прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворены (л.д.159-163).
Не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного решения, представитель ответчика - администрации МО Ломоносовский муниципальный район Лаврентьева Н.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение в части возложения на администрацию МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области обязанности по финансированию мероприятий по оборудованию входа в помещение Броннинского участка врача общей практики Ломоносовской ЦРБ специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения отменить, в удовлетворении исковых требований в данной части отказать.
В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права, имея ввиду не применение закона, подлежащего применению, и применение закона, не подлежащего применению.
Податель жалобы ссылается на те обстоятельства, что здание Броннинского участка врача общей практики, расположенное по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Пеники, ул. Новая, д.14, кв.31, на основании договора N от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, передано в безвозмездное пользование МБУЗ "Центральная больница Ломоносовского района им. Юдченко И.Н.", которое в соответствии с условиями вышеуказанного договора обязано поддерживать переданный ему объект в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт; производить за свой счет на долевых началах пропорционально занимаемым площадям капитальный ремонт, связанный с общим капитальным ремонтом здания; нести все расходы по содержанию объекта.
Кроме того, п.2.2 Устава МБУЗ "Центральная больница Ломоносовского района им. Юдченко И.Н." предусмотрено, что учреждение осуществляет в том числе и хозяйственную деятельность, которая включает в себя: современное материальное и материально-техническое снабжение, оснащение программно-вычислительными средствами, своевременное проведение текущего и капитального ремонта основных фондов в установленные сроки и т.д.; соблюдение санитарных норм и правил устройства оборудования эксплуатации лечебных учреждений, а также требований санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов.
Таким образом, условия договора от 20 июня 2006 года, а также вышеприведенные положения устава, возлагают бремя содержания здания Броннинского участка врача общей практики, в том числе и оборудование входа в занимаемое помещение, на МБУЗ "Центральная больница Ломоносовского района им. Юдченко И.Н.".
Ссылаясь на положения ст.ст. 16, 83 Федерального закона N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст.ст. 1, 5 Областного закона N114-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере охраны здоровья граждан", ст. 26.3 Федерального закона N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", податель жалобы указывает, что в настоящее время порядок финансирования оказания медицинской помощи учреждениями определен таким образом, что денежные средства в учреждения поступают из территориального фонда медицинского страхования. В свою очередь администрация МО Ломоносовский муниципальный район перечисляет МБУЗ "Центральная больница Ломоносовского района им. Юдченко И.Н." лишь незначительную часть денежных средств, поступающих в виде субвенций из областного бюджета Ленинградской области для финансирования обеспечения переданных государственных полномочий по организации оказания населению следующих видов медицинской помощи: паллиативная, специализированная, скорая.
С учетом изложенного представитель ответчика приходит к выводу, что поскольку МБУЗ "Центральная больница Ломоносовского района им. Юдченко И.Н." вправе заниматься предпринимательской деятельностью, и в настоящее время оказывает различные виды платных услуг, в то время как бюджет МО Ломоносовский муниципальный район является дотационным, то учреждение здравоохранения имеет возможность самостоятельно изыскать денежные средства для выполнения заявленных исковых требований.
Одновременно податель жалобы не соглашается с указанием суда на то, что право собственности администрации МО Ломоносовский муниципальный район на здание Броннинского участка врача общей практики подтверждается уставом медицинского учреждения, поскольку сам по себе устав правоподтверждающим документом на недвижимое имущество не является.
Кроме того, по мнению представителя ответчика, суд неправомерно установил срок исполнения обжалуемого судебного постановления - до 1 декабря 2013 года, поскольку бюджет Ломоносовского муниципального района на 2013 года уже утвержден, а источники финансирования работ по оборудования входа в здание Броннинского участка врача общей практики для включения в бюджет на 2014 год отсутствуют (л.д.164-170).
Возражения, направленные в адрес суда апелляционной инстанции представителем муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная больница Ломоносовского района им. И.Н. Юдченко" Трубициной К.Н., содержат критическую оценку доводов апелляционной жалобы и просьбу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель ответчика - администрации МО Ломоносовский муниципальный район Лаврентьева Н.С. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель Ленинградской областной прокуратуры Гаврилова Е.В. возражала против ее доводов.
Представитель ответчика - МБУЗ "Центральная больница Ломоносовского района им. И.Н. Юдченко" в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем судебной коллегией постановлено определение о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируем объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами - автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов - на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Согласно пунктам 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (действовавшие на момент проведения проверки) наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями.
В соответствии с пунктом 3.9 вышеуказанного СНиПа лестницы в здания, помещения должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема.
Согласно пункту 2.4.8 "Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований", утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27 декабря 2011 года за N 613 по обеим сторонам лестницы или пандуса рекомендуется предусматривать поручни на высоте 800-920 мм круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой и отстоящего от стены на 40 мм. При ширине лестниц 2,5 м и более следует предусматривать разделительные поручни. Длину поручней следует устанавливать больше длины пандуса или лестницы с каждой стороны не менее чем на 0,3 м, с округленными и гладкими концами поручней. При проектировании рекомендуется предусматривать конструкции поручней, исключающие соприкосновение руки с металлом.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ломоносовского района проведена проверка соблюдения прав инвалидов и маломобильных групп населения на предмет доступности для данной категории населения объектов социальной инфраструктуры.
В ходе осмотра помещения Броннинского участка врача общей практики Ломоносовской ЦРБ, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Пеники, ул. Новая, д.14, кв.31 установлено, что вход в здание не оснащен пандусом, перилами для перемещения инвалидов и маломобильных групп населения (л.д. 10).
Из содержания п.п. 1.1, 1.2 Устава муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная больница Ломоносовского района имени Заслуженного врача Российской Федерации Юдченко Игоря Николаевича" следует, что учреждение признается некоммерческой организацией, и при этом является медицинским лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения, обеспечивающим организацию и оказание амбулаторной, стационарной, скорой и неотложной помощи и услуг населению (л.д.15-29,30).
Учредителем вышеуказанного учреждения является МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (п.1.4 Устава).
ДД.ММ.ГГГГ между МО "Ломоносовский район" и МУЗ "Ломоносовская центральная районная больница" заключен договор N безвозмездного временного пользования объектами муниципальной собственности, указанными в приложении N к договору (л.д.76-77).
Одновременно сторонами был подписан акт приема-передачи нежилых помещений, из содержания которого следует, что в ряду прочих объектов МУЗ "Ломоносовская ЦРБ" на праве безвозмездного пользования было передано и помещение Бронненского ФАП по адресу: д. Пеники, ул. Новая, д.14, кв.31 (л.д.78).
В соответствии с требованиями СниП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, здание Броннинского участка врача общей практики является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него, как правильно указал суд первой инстанции, в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых здание учреждения здравоохранения должно быть приспособлено для доступа инвалидов.
Учитывая, что отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - зданию амбулатории является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что несоблюдение и невыполнение администрацией муниципального образования Ломоносовский муниципальный район требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, но и иных маломобильных групп населения. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости возложения расходов по оборудованию входа в здание специальными приспособлениями для доступа инвалидов непосредственно на МБУЗ "Центральная больница Ломоносовского района имени Юдченко И.Н." судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку обязанность по несению бремени содержания имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается в силу прямого указания закона именно на собственника объекта социальной инфраструктуры. Исполнение указанной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе в виде предоставления объекта недвижимости в титульное владение иным организациям (включая временную передачу объекта недвижимости учреждению здравоохранения на праве безвозмездного пользования или оперативного управления).
Ссылка представителя ответчика на то, что положения устава МБУЗ "Центральная больница Ломоносовского района им. Юдченко И.Н.", а также условия договора от ДД.ММ.ГГГГ возлагают обязанность по содержанию имущества, находящегося в безвозмездном пользовании непосредственно на медицинское учреждение, основана на неправильном понимании требований действующего законодательства. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Содержащееся в жалобе суждение о том, что устав МБУЗ "Центральная больница" не может являться документом, подтверждающим право собственности администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на здание, в котором расположен Броннинский участок врача общей практики, является верным. Между тем оно не влияет на правильность выводов суда в целом. Право собственности администрации на указанное помещение подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств и не оспаривается ответчиками.
Довод апелляционной жалобы о том, что МБУЗ "Центральная больница Ломоносовского района им. Юдченко И.Н." оказывает различные виды платных услуг, в связи с чем имеет возможность самостоятельно изыскать денежные средства для оплаты требуемых работ, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку наличие либо отсутствие у медицинского учреждения дополнительных источников финансирования не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных на них полномочий, равно как и от ответственности связанной с неисполнением обязательств.
Недостаточность бюджетных средств МО Ломоносовский муниципальный район таким основанием также не является.
Кроме того, в отсутствие реальной возможности исполнить решение суда в установленный срок ответчик не лишен возможности подать заявление об отсрочке исполнения судебного решения в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств в отсутствие оснований у суда второй инстанции для переоценки этих доказательств.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.1 ст. 328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 5 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - администрации МО Ломоносовский муниципальный район Лаврентьевой Н. С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья Михайлова Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.