Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Рогачевой В.В.,
судей Переверзиной Е.Б., Матвеевой Н.Л.,
с участием прокурора Гавриловой Е.В.,
при секретаре Ляховой Д.Д.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области - Федоровой А.В., представителя Правительства Ленинградской области - Яровой И.А. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16 сентября 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Гатчинского городского прокурора в интересах Осокиной Т.В. к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Правительству Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., объяснения представителя Правительства Ленинградской области Яровой И.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Осокиной Т.В., заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Гатчинский городской прокурор в интересах Осокиной Т.В. обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском, с учетом принятых судом изменений, к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Гатчина Ленинградской области, в виде квартиры или жилого дома по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и обязании Правительства Ленинградской области выделить денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения применительно к условиям г. Гатчина Ленинградской области, в виде квартиры или жилого дома по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В обосновании заявленных требований указав, что Осокина Т.В. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от "дата" мать О, признана безвестно отсутствующей, отца у истца нет. Постановлением администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от "дата" N попечителем Осокиной Е.Н. назначен С., также за несовершеннолетней признано право на внеочередное получение жилья в Гатчинском муниципальном районе. Постановлением главы администрации МО " г. Гатчина" от "дата" N Осокина Т.В. признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Вместе с тем жилое помещение Осокиной Е.Н. до сих пор не предоставлено.
Представитель Гатчинской городской прокуратуры - Панченко Е.Ф. и Осокина Т.В. в суде первой инстанции исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области - Федорова А.В. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Правительства Ленинградской области в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16 сентября 2013 года удовлетворены исковые требования Гатчинского городского прокурора в интересах Осокиной Т.В. к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Правительству Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение.
От представителя Правительства Ленинградской области Яровой И.Н. поступила апелляционная жалоба, в которой податель жалобы просит решение суда отменить в части удовлетворения требований к Правительству Ленинградской области, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В жалобе указано, что Правительство Ленинградской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку прокурором порядок предоставления средств областного бюджета на осуществление переданного полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан не оспаривался. Основанием для обращения в суд явилось необеспеченность Осокиной Т.В. жилым помещением, а не отсутствие (недостаток) бюджетных средств.
Более того, судом факт отсутствия (недостаток) бюджетных средств не устанавливался.
От представителя администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области Федоровой А.В. также поступила апелляционная жалоба, в которой содержится требование об отмене решения суда первой инстанции и об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обосновании жалобы указано, что предоставление жилого помещения в соответствии с действующим законодательством осуществляется по заявлению лица. Осокина Т.В. с подобным заявлением не обращалась.
В настоящее время истец является студенткой 1 курса Университета им. Пушкина, жилым помещением она должна быть обеспечена после его окончания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (п.п. 1-3, 6-9), в редакции действовавшей на момент рассмотрения дела, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 п.1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет или ранее, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и в иных случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых сроком на пять лет, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п.5 ст. 2 Областного закона Ленинградской области N 47-оз от 17 июня 2011 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.
При осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны: формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории граждан (п.16 ст. 3 указанного Областного закона).
Органы государственной власти Ленинградской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, осуществлять контроль за их исполнением; формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.1, 2, 6 ч.2 ст.4 указанного Областного закона).
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Гатчинского городского суда от "дата" мать Осокиной Т.В. - О, признана безвестно отсутствующей.
Отец у Осокиной Т.В. отсутствует, согласно справке о рождении формы 25 - сведения об отце внесены на основании заявления матери.
Постановлением главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от "дата" N над несовершеннолетней Осокиной Т.В. установлено попечительство, попечителем назначен С., также за несовершеннолетней признано право на внеочередное предоставление жилья в Гатчинском муниципальном районе.
"дата" на основании постановления главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области N, Осокина Т.В. признана нуждающейся в государственной поддержке и определена на полное государственное обеспечение в ГОУ СПО ЛО " Г,", за несовершеннолетней признано право на внеочередное предоставление жилья в Гатчинском муниципальном районе.
Из справки формы 9 от 13 ноября 2012 года N следует, что Осокина Т.В. проживала и была временно прописана с "дата" по "дата" в общежитии, принадлежащим ГБОУ СПО Ленинградской области " Г," по "адрес".
Постановлением администрации муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района от "дата" N Осокина Т.В. признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от "дата" N за Осокиной Т.В. признано право на обеспечение жилым помещением за счет средств бюджета Ленинградской области в соответствии с Областным законом N 65-оз от 28 июня 2009 года. Истец включена в сводный список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств субвенций бюджету Гатчинского муниципального района из бюджета Ленинградской области.
Из справки ГУП "Леноблинвентаризация" от 8 октября 2012 года N за Осокиной Т.В. частная собственность не зарегистрирована.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в ЕГРП отсутствуют сведения о имеющихся у Осокиной Т.В. объектах недвижимого имущества.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обоснованно пришел к выводу, что Осокина Т.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи, с чем имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Из вышеизложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи, и если это жилое помещение не пригодно для проживания.
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подтверждена вступившим в законную силу с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений которого распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судебная коллегия полагает, что поскольку истец не была обеспечена жилой площадью в соответствии с требованиями действовавшего законодательства, она сохраняет свое право на получение жилого помещения до момента фактического предоставления благоустроенного жилого помещения, поэтому суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, обязав администрацию Гатчинского муниципального района предоставить Осокиной Т.В. жилое помещение.
При этом судебная коллегия полагает, что являются обоснованными доводы апелляционной жалобы Правительства Ленинградской области в части признания его ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
В соответствии с законом Ленинградской области от 17 июня 2011 года N 47-оз "О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ленинградской области" полномочия по обеспечению жилыми помещениями переданы для исполнения органам местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, наделенных статусом муниципального района и городского округа, с выделением субвенций из областного бюджета.
Правительство Ленинградской области в силу возложенных на данный орган полномочий, выделяет необходимые средства для формирования жилищного фонда органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Учитывая, что от Правительства Ленинградской области не поступало отказа в перечислении денежных средств на приобретение для Осокиной Т.В. благоустроенного жилого помещения, следовательно, обращение в суд с указанным требованием является преждевременным.
Довод апелляционной жалобы представителя администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области Федоровой А.В. об отсутствии финансирования для целей обеспечения истца жилым помещением, как и получение высшего образования правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении.
Остальные доводы апелляционных жалоб правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16 сентября 2013 года отменить в части обязания Правительства Ленинградской области выделить денежные средства на приобретение для Осокиной Т.В. благоустроенного применительно к условиям МО "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области жилого помещения, в виде квартиры или жилого дома по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В иске Гатчинского городского прокурора, выступающего в интересах Осокиной Т.В., заявленного к Правительству Ленинградской области об обязании выделить денежные средства на приобретение для Осокиной Т.В. благоустроенного применительно к условиям МО "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области жилого помещения, в виде квартиры или жилого дома по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - отказать.
В остальной части решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области Федоровой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.