Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.,
судей Кабировой Е.В., Ночевника С.Г.,
при секретаре Шацких С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Коноваловой Т.В. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 19 сентября 2013 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления Коноваловой Т.В. к Рощинскому лесничеству - филиалу Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление делами Ленинградской области" об обязании согласовать схему размещения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Коновалова Т.В. обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к Рощинскому лесничеству - филиалу ЛОГКУ "Управление делами Ленинградской области" (далее - Рощинское лесничество) об обязании согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане по адресу: "адрес", разработанную ООО " "данные изъяты"" в 2012 году.
В обоснование иска указала, что 23.05.2013 Рощинским лесничеством ей было отказано в согласовании проекта размещения участка площадью 600 кв.м. и дома по адресу: "адрес", в связи с тем, что участок расположен на землях лесного фонда. Поскольку постановлением администрации Ленинской волости Выборгского района N 259 от 12.09.1998 указанный участок был предоставлен ей в аренду на 3 года для ИЖС и 12.12.1998 в отношении указанного участка был заключен договор аренды, то данный отказ полагала незаконным. Согласно документам, составленных в 2002 и 2011 годах и согласованных КУМиГ Выборгского района и лесничим Рощинского лесничества, указанный участок не относился к земля гослесфонда (л.д.3-7).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 19 сентября 2013 года в удовлетворении иска Коноваловой Т.В. отказано (л.д.54-59).
Истец Коновалова Т.В. подала апелляционную жалобу с просьбой решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении иска. В жалобе указала, что ответчиком не было доказано, что на момент предоставления участка в 1998 году данный участок являлся землями лесного фонда, а не землями поселения. Судом не было учтено, что договор аренды от 1998 года считается заключенным на неопределенный срок в связи с отсутствием сведений о его расторжении. Следовательно, указанный договор обременяет права владельца недвижимости. Также, суд не учел, что на земельный участок в 2012 году сформировано кадастровое дело и согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане необходимо для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет (л.д.61-66).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец и ответчик, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст.101 ЗК РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, предусмотрено, что земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" перевод земельного участка из категории земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года.
В соответствии со ст. 8 п. 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с ч. 6 ст. 47 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые, и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Лесного кодекса, границы лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Границы лесного фонда устанавливаются в ходе проведения лесоустройства (ст. 68 Лесного кодекса РФ), порядок проведения лесоустройства определяется Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 67 Лесного кодекса РФ). Причем местоположение границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно ст.36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела и судом первой инстанцией установлено постановлением главы администрации Ленинской волости МО "Выборгский район" ЛО N 259 от 12.10.1998 Куземе Т.В. (после расторжения брака - Коновалова Т.В.) предоставлен участок площадью 0,06 га в аренду под строительство индивидуального жилого дома сроком на 3 года в "адрес". На Кузему Т.В. была возложена обязанность оформить документы по отводу земельного участка (л.д.24).
13.10.1998 с Куземой Т.В. заключен договор аренды земель для несельскохозяйственных целей сроком на 3 года в отношении земельного участка площадью 0,06 га в "адрес" (л.д.22).
В 2012 году по заказу Коноваловой Т.В. ООО " "данные изъяты"" изготовило проектную документацию "Схема расположения земельного участка на кадастровом плане" в которой указано, что территория участка, предоставленного под строительство, относится к землям гослесфонда (л.д.12).
23.05.2013 Рощинское лесничество отказало Коноваловой Т.В. в согласовании схемы расположения земельного участка, так как испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда в квартале N, выдел N Ленинского участкового лесничества Рощинского лесничества (л.д.9).
Отдел по архитектуре и градостроительству КУМИГ администрации МО "Выборгский район" также отказал Коноваловой Т.В. в согласовании проектной документации в связи с расположением земельного участка на землях лесного фонда (л.д.10).
При этом, согласно планшету лесоустройства Ленинского участкового лесничества Рощинского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" испрашиваемый Коноваловой Т.В. земельный участок расположен в выделе N N квартала N N Ленинского участкового лесничества.
В этой связи следует отметить, что границы лесничеств на территории Ленинградской области установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоза) от 17 октября 2008 года N 319 "Об определении количества лесничеств на территории Ленинградской области и установлении их границ", а границы земельного участка лесного фонда, расположенного в выделе N N квартала N N Ленинского участкового лесничества Рощинского лесничества, обозначены путем указания их в планово-картографических картах, в данном случае - лесоустроительном планшете, на основании которого в силу требований статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Приказа Рослесхоза от 15 февраля 2012 года N 54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" осуществляются внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.
Следовательно, лесоустроительный планшет Ленинского участкового лесничества Рощинского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" отражает достоверные сведения о местоположении, границах кварталов, выделов и основных характеристиках участков лесного фонда.
Оценив по правилам ст.67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о не предоставлении истцом допустимых и достоверных доказательств того, что земельный участок, схему расположения которого истица просила согласовать, находится в том месте, в котором он должен находится в соответствии с постановлением N 259 от 12.10.1998.
Напротив, суд первой инстанции установил, что указанный земельный участок находятся на землях лесного фонда.
Вместе с тем, учитывая, что земли лесного фонда РФ должны использоваться в соответствии с их целевым назначением, виды разрешенного использования лесов установлены ст. 25 Лесного кодекса РФ, земли лесного фонда не могут быть использованы для индивидуального жилищного строительства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Доводы подателя жалобы о том, что спорный земельный участок ранее относился к землям поселений, основаны на предположениях и не могут быть послужить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Указание в апелляционной жалобе на обязанность ответчика согласовать расположение границ земельного участка судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку расположение земельного участка на землях лесного фонда свидетельствует о невозможности использования участка для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда обращает внимание на то, что согласование схемы расположения земельного участка относится к процедуре предоставления в установленном законом порядке испрашиваемого земельного участка и является одним из ее этапов.
С учетом изложенного, требование о возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка в отрыве от иных требований, касающихся спора о праве на конкретный земельный участок, не может являться надлежащим способом защиты прав.
Более того, земельный участок, на согласование расположения схемы которого претендует истица, относится к землям лесного фонда и ограничен в обороте.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, не опровергают изложенных выводов, следовательно, не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного судебного постановления.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 19 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Коноваловой Т.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья ФИО8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.