Президиум Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Иваненко Ю.Г.,
членов президиума Морозова Н.А., Перфильева Г.В.,
Стрижакова А.А.,
при секретаре
Бахуревич Е.В.
рассмотрев по кассационной жалобе представителя Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области - по доверенности Е.Ю., на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19 февраля 2013 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 24 апреля 2013 года истребованное гражданское дело N Всеволожского городского суда Ленинградской области по иску Всеволожского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Колтушское сельское поселение Всеволожского района" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, ЛОКБУ "Ленобллес" о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
переданное на рассмотрение президиума Ленинградского областного суда определением судьи Ленинградского областного суда Логовеевой Е.Г. от 14 ноября 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Всеволожский городской прокурор, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к ответчикам о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку бытового и строительного мусора, расположенную в "адрес" лесничества, указав, что выявленные в ходе проведенной проверки нарушения природоохранного законодательства повлекли за собой загрязнение природной среды, а в дальнейшем могут повлечь иные тяжкие последствия, нарушающие права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, отметив при этом, что ответчиками не принимаются меры, направленные на ликвидацию свалки.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19 февраля 2013 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 24 апреля 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
Суд обязал администрацию муниципального образования "Колтушское сельское поселение Всеволожского района" Всеволожского муниципального района Ленинградской области и Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (далее - Комитет) ликвидировать несанкционированную свалку бытового строительного мусора, расположенную в "адрес" Всеволожского участкового лесничества в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе представитель Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в части обязания Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области ликвидировать свалку бытового и строительного мусора, считая их незаконными и необоснованными, постановленными с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, и принять новое судебное постановление.
По мнению подателя жалобы, суд первой и апелляционной инстанции нарушил нормы процессуального законодательства, не определив в резолютивной части решения суда первой инстанции выводы об обязанностях одного из соответчиков по данному спору - ЛОКБУ "Ленобллес". Указывает, что судом в обжалуемых судебных постановлениях не отражено, на основании каких положений действующего законодательства на ответчика (Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области) возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, ввиду чего полагает, что суд не поставил на обсуждение юридически значимые обстоятельства. В соответствии с Положением о Комитете, утвержденном Постановлением Правительства Ленинградской области N 350 от 29 декабря 2008 года, последний является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, который не осуществляет государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере лесных отношений, связанных с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, а осуществляет лишь государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 30 сентября 2013 года судьей Ленинградского областного суда Логовеевой Е.Г. дело было истребовано для проверки и определением судьи Логовеевой Е.Г. от 12 ноября 2013 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Ленинградского областного суда.
Заслушав доклад судьи Логовеевой Е.Г., выслушав объяснения представителя Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области - по доверенности Е.Ю. поддержавшей доводы кассационной жалобы, полагавшей обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене в части, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При проверке дела установлено, что судами первой и апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, оказавшие влияние на исход дела.
По делу установлено, что в "адрес" лесничества, находящегося на территории "адрес", расположена несанкционированная свалка бытового и строительного мусора. Указанный участок лесного фонда в аренду не передан.
Прокурор, ссылаясь на положения статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", части 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пп. 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" просил об удовлетворении заявленных исковых требований в защиту неопределенного круга лиц, поскольку статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, в соответствии с положениями действующего законодательства установил основания для возложения на ответчиков обязанности по уборке несанкционированной свалки, находящейся на государственных землях, а, следовательно, и правомерность заявленных истцом требований.
Рассмотрев дело по апелляционной жалобе ответчика - представителя администрации МО "Колтушское сельское поселение Всеволожского района", о несогласии с выводами суда о возложении на администрацию обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, суд второй инстанции, проанализировав положения законодательства, согласился с выводом суда первой инстанции, отметив при этом, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования, указав, что в качестве субъекта ответственности в данном случае является администрация МО "Колтушское сельское поселение Всеволожского района", а потому именно администрация отвечает за разрешение вопросов по организации сбора и вывоза отходов (мусора), расположенных в границах поселения, не разрешив при этом вопрос о возложении данных обязательств решением суда первой инстанции и на Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции этим требованиям не соответствуют.
Изучив обжалуемые судебные акты, президиум находит, что судом первой и апелляционной инстанции не была дана оценка всем обстоятельствам по делу, не разрешен вопрос о том, в силу каких положений закона суды пришли к выводу о возложении на Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области обязанности ликвидировать несанкционированную свалку по указанному адресу, в то время как этот вопрос входит в предмет доказывания по данной категории дел и подлежит обязательному разрешению.
Статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пунктом 1.5. постановления Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 350 "Об утверждении Положения о комитете государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области" предусмотрено, что Комитет осуществляет деятельность непосредственно и через подведомственные ему государственные учреждения Ленинградской области во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, в том числе территориальными, иными органами исполнительной власти Ленинградской области.
К мерам Комитета по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами законодательства, а также требований нормативно-правовых актов, в том числе относятся меры, побуждающие к устранению выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности в лесах, расположенных в лесничествах и лесопарках, находящихся на территории Ленинградской области, за исключением случаев, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, и в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (абзац 3 пункта 4.2 постановления).
Пунктами 4.13. и 4.14. указанного нормативно-правового акта предусмотрено, что Комитет, взаимодействуя с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления, привлекает работников органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления к участию в осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности в лесах, расположенных в лесничествах и лесопарках, находящихся на территории Ленинградской области, за исключением случаев, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, и в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Понятие государственного контроля в области охраны окружающей среды, полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочия соответствующих должностных лиц в сфере осуществления государственного экологического контроля определены статьями 1, 5, 6, 64-66 Федерального закона 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды".
Необходимо отметить, что в соответствии со статьями 2, частью 1 статьи 64 Федерального закона "Об охране окружающей среды" контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Частью 6 статью 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлен запрет на совмещение функции государственного контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
Из толкования понятий "природные ресурсы", "использование природных ресурсов", данного в статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" следует, что под хозяйственным использованием природных ресурсов (компонентов природной среды, природных объектов и природно-антропогенных объектов) надлежит понимать эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной деятельности при использовании их в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеющих потребительскую ценность.
В названной норме Федерального закона также разъяснено, что к компонентам природной среды относятся, в том числе земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы.
Проанализировав положения указанного федерального законодательства, учитывая, что государственный лесной контроль также является частью государственного экологического контроля, осуществляемого уполномоченными на то органами исполнительной власти, к которым на территории Ленинградской области отнесен Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, согласно основным его задачам, президиум приходит к выводу о том, что наряду с организацией и проведением государственного экологического мониторинга, Комитет в рамках своей компетенции в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляет контроль обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности природоохранных требований. Таким образом, установлено, что реально Комитет наделен не хозяйственными функциями, а административно-распорядительными полномочиями и организационно-распорядительными функциями. Комитет не наделен ни одним из видов хозяйственного использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации (статья 25). Также Комитету не предоставлено прав самостоятельного хозяйственного использования лесных участков.
Следует отметить, что основными задачами Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области является контроль в соответствии со своей компетенцией в установленном законодательством Российской Федерации порядке за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами действующего законодательства, а также требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности в лесах, расположенных в лесничествах и лесопарках, находящихся на территории Ленинградской области, за исключением случаев, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, и в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности в лесах, расположенных в лесничествах и лесопарках, находящихся на территории Ленинградской области, за исключением случаев, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, и в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Доказательств обратного не представлено.
Необходимо отметить, что указанные выше положения Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 350 "Об утверждении Положения о комитете государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области" содержат конкретные полномочия должностных лиц Комитета в области реализации функции по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, являющегося частью государственного экологического контроля, в связи с чем президиум находит необоснованным возложение обязанности по ликвидации (вывозу) несанкционированной свалки на Комитет ввиду того, что на нем лежит контроль за соблюдением норм природоохранного законодательства, но не фактического исполнения действий, направленных на хозяйственную деятельность.
Между тем мотивировочная часть решения суда первой и апелляционной инстанции не содержит оснований, которыми руководствовался суд при вынесении решения об удовлетворении требований прокурора в части возложения на Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области обязанности ликвидировать свалку и ссылок на закон, подлежащий применению при разрешении спора к данному ответчику.
Разрешая спор в части требований, заявленных к ЛОКБУ "Ленобллес", суд первой инстанции указал, что в соответствии с требованиями статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, п. п. 4 и 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года, обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе, очистке лесов от захламления, загрязнения или иного воздействия, возложена на арендаторов лесных участков. В рамках рассмотрения данного спора не установлено нарушений со стороны ЛОКБУ "Ленобллес" требований природоохранного законодательства, поскольку территория спорного земельного участка, на котором находится несанкционированная свалка, в аренду не предоставлялась, договор в отношении данного лесного участка не заключался (л.д. 42, 43), в связи с чем сделал вывод, что требования, заявленные прокурором к ЛОКБУ "Ленобллес" обоснованными не являются, поскольку не имеется оснований для возложения обязанности по ликвидации указанной несанкционированной свалки на ЛОКБУ "Ленобллес".
Однако в нарушение требований процессуального законодательства (статьи 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в резолютивной части решения суда первой инстанции отсутствует указание на разрешение требований в отношении указанного ответчика - ЛОКБУ "Ленобллес".
Оценивая приведенные выше нарушения, допущенные судами первой и апелляционной инстанции, президиум приходит к выводу о существенном характере таких нарушений, в связи с чем решение суда первой инстанции от 19 февраля 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 24 апреля 2013 года подлежат отмене в части возложения обязанности по ликвидации свалки на Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права, с принятием нового судебного постановления в указанной части об отказе в иске, а также полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием на отказ в иске к ЛОКБУ "Ленобллес".
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Ленинградского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19 февраля 2013 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 24 апреля 2013 года по делу по иску Всеволожского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Колтушское сельское поселение Всеволожского района" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, ЛОКБУ "Ленобллес" о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, отменить в части возложения на Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытового строительного мусора, расположенную в "адрес" лесничества.
В удовлетворении исковых требований прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области понуждении к ликвидации несанкционированной свалки - отказать.
Резолютивную часть решения Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19 февраля 2013 года дополнить абзацем следующего содержания:
в удовлетворении исковых требований прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЛОКБУ "Ленобллес" о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки - отказать.
В остальной части решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19 февраля 2013 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 24 апреля 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судья Головина Е.Б. Состав судебной коллегии:
Косарев И.Э.- предс., Алексеева Г.Ю.-докл.,
Свирская О.Д.
докладчик на президиуме Логовеева Е.Г.
копия верна
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.