Президиум Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Иваненко Ю.Г,
членов президиума Андреевой Т.Б., Морозова Н.А.,
Пономаревой Т.А., Пучинина Д.А., Стрижакова А.А.,
при секретаре
Бахуревич Е.В.
рассмотрев по кассационной жалобе ФИО18 на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 18 апреля 2013 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 04 июля 2013 года истребованное гражданское дело N Выборгского городского суда Ленинградской области по иску ФИО18 к администрации муниципального образования " "данные изъяты" о признании незаконным и отмене постановления администрации МО " "данные изъяты" N от 14 января 2013 года, обязании администрации восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях с 25 декабря 1992 года, а также о признании права за ФИО18 и членами его семьи на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в собственность бесплатно по адресу: "адрес" и обязании Администрации муниципального образования предоставить жилое помещение за счет средств бюджета в собственность бесплатно на состав семьи 3 человека по указанному адресу,
переданное на рассмотрение президиума Ленинградского областного суда определением судьи Ленинградского областного суда Логовеевой Е.Г. от 25 ноября 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением администрации МО "данные изъяты" N от 14 января 2013 года, с изменениями внесенными постановлением N от 9 апреля 2013 года, ФИО18 составом семьи 3 человека (он, жена, сын) исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 5 и пункта 9 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 17.08.2011 N 258, и подп. "г" пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", в связи с решением жилищной проблемы.
Полагая решение о снятии с учета вынесенным без достаточных на то оснований, ссылаясь на нарушение его прав на обеспечение жилым помещением, установленных Федеральным законом от 27.08.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. Федерального закона от 30.12.2012), истец просит признать незаконным Постановление от 14 января 2013 года, поскольку при увольнении с военной службы не был обеспечен жилым помещением в установленном законом порядке, и обязать администрацию муниципального образования " "данные изъяты" восстановить его на учете с 25 декабря 1992 года, признав право на бесплатное предоставление жилого помещения за счет средств федерального бюджета по адресу: "адрес", обязав администрацию предоставить в собственность бесплатно на состав семьи 3 человека жилое помещение по указанному адресу.
Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что истец не подтвердил право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеет права на повторное предоставление жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 18 апреля 2013 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 04 июля 2013 года в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
В настоящей кассационной жалобе истцом ФИО18 ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, Постановление администрации от 14 января 2013 года незаконно, поскольку в нем отсутствуют указания на правовые основания к снятию с учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагает, имеются законные основания к его обеспечению жильем, поскольку в период прохождения военной службы он никогда не обеспечивался жильем по установленной норме, в связи с чем был оставлен в очереди по улучшению жилищных условий после предоставления двухкомнатной квартиры в 1988 году, на момент увольнения с военной службы был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список очередников по месту прохождения военной службы, поэтому он требует не повторного предоставления, а получения жилой площади, которую ему недодали. Суд оставил без внимания тот факт, что жилых помещений в собственности и по договору социального найма ни истец, ни члены его семьи (жена и сын) не имеют.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 02 октября 2013 года судьей Ленинградского областного суда Логовеевой Е.Г. дело было истребовано для проверки и определением судьи Логовеевой Е.Г. от 25 ноября 2013 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Ленинградского областного суда.
Заслушав доклад судьи Логовеевой Е.Г., возражения представителя администрации муниципального образования " "данные изъяты" по доверенности ФИО23 полагавшей обжалуемые судебные постановления законными, обоснованными и не подлежащими отмене, а также проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При проверке дела установлено, что судами первой и апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, оказавшие влияние на исход дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации N N от 03 сентября 1992 года ФИО18 уволен с действительной военной службы в запас по п. "в" ст. 59 (по сокращению штатов). В соответствии с указанным приказом истец подлежит направлению на учет в "данные изъяты" городской военный комиссариат. Однако после увольнения с военной службы истец принял решение об изменении места жительства, прибыл с семьей в "адрес", где в 1992 году был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи четыре человека.
В соответствии с пунктом 4 постановления главы администрации муниципального образования " "данные изъяты" N от 14.11.2006 ФИО18 снят с учета по улучшению жилищных условий по мотиву отсутствия справки о сдаче жилого помещения по последнему месту службы. Однако постановлением главы администрации муниципального образования " "данные изъяты" от 25.12.2007 указанное выше постановление отменено.
ФИО18 восстановлен на учете составом семьи три человека.
Постановлением администрации МО " "данные изъяты" N от 14 января 2013 года, с изменениями внесенными постановлением N от 9 апреля 2013 года, ФИО18., составом семьи 3 человека (он, жена, сын) исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 5 и пункта 9 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 17.08.2011 N 258, и подп. "г" пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", в связи с решением жилищной проблемы.
По делу также установлено, что основанием для принятия оспариваемого решения об исключении из очереди послужили следующие обстоятельства: ФИО18 в период военной службы на основании ордера от 18 сентября 1988 года, выданного исполкомом Советского районного Совета народных депутатов "адрес", на состав семьи из четырех человек была предоставлена отдельная двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", жилой площадью 28,2 кв.м, общей площадью 44 кв.м, которая заявителем после увольнения со службы не была сдана, а 04 июня 2001 года "адрес", расположенная по адресу: "адрес", приватизирована дочерью истца - ФИО29 При этом установлено, что в 1998 году истец был снят с регистрации по месту жительства в "адрес" я связи с добровольным выездом на постоянное место жительства во "адрес", где зарегистрирован по месту жительства по настоящее время.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, пришел к выводу, что ФИО18 реализовал свое право на получение жилого помещения в "адрес" в период прохождения военной службы, а поскольку после увольнения со службы данная квартира им сдана не была, приватизирована членом его семьи (дочерью), суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для исключения истца из списка очередников на получение жилья и законности действий администрации, а также об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению повторно жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Рассмотрев дело по апелляционной жалобе ФИО18 судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда согласилась с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и возложения на администрацию муниципального образования " "данные изъяты" обязанности по восстановлению заявителя на учете с 25 декабря 1992 года, а также обязанности по предоставлению в собственность бесплатно на состав семьи 3 человека жилого помещения по адресу: "адрес", по мотивам, приведенным в решении суда.
С таким выводом судов первой и апелляционной инстанции согласиться нельзя.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции в части отказа в признании незаконным постановления администрации от 14 января 2013 года о снятии ФИО18. (составом семьи три человека) с учета военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях и отказа в обязании ответчика восстановить на учете военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях с 25 декабря 1992 года этим требованиям не соответствуют.
Изучив обжалуемые судебные акты, президиум находит, что судом первой и апелляционной инстанции был неправильно истолкован закон, в связи с чем сделан неправильный вывод о правомерности исключения ФИО18. из списка очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу пункта 2.1. статьи 15 Федерального закона от 27.08.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Областным законом от 18.07.2011 N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" полномочия по обеспечению граждан, указанных в п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих", переданы для исполнения органам местного самоуправления муниципальных образований, наделенных статусом муниципального района и городского округа, с передачей средств из федерального бюджета.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
По смыслу приведенных выше положений Закона гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права стоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета, помимо оснований, указанных в пунктах 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
В силу пункта "г" статьи 26 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.
Под решением жилищной проблемы по смыслу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует понимать наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
Как следует из дела ФИО18 в период военной службы на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполкомом Советского районного Совета народных депутатов "адрес", на состав семьи из четырех человек была предоставлена отдельная двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", жилой площадью 28,2 кв.м, то есть менее нормы предоставления, предусмотренной статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР (двенадцати квадратных метров жилой площади на одного человека), действовавшей на момент предоставления жилого помещения.
Именно по этому основанию при увольнении со службы он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет.
Доказательства, свидетельствующие о решении в дальнейшем жилищной проблемы заявителя, в деле отсутствуют и представителем администрации муниципального образования " "данные изъяты", в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Государством гарантировано военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Из правового смысла пункта 2.1 статьи 15 и пункта 1 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в их взаимосвязи, следует, что гражданин, уволенный с военной службы в запас в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного со службы, в том числе в форме предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма. При этом размер общей площади предоставляемых жилых помещений определяется из нормы предоставления, которая составляет 18 квадратных метров общей площади на человека. Следовательно, ФИО18. мог быть снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае, если обеспеченность его и членов его семьи общей площадью составляла более 18 кв.м на одного человека, между тем такой факт не установлен и исключая истца из списка очередников, администрация муниципального образования " "данные изъяты" в одностороннем порядке отказалась от исполнения своих обязательств.
Ссылка на приватизацию квартиры дочерью как на обстоятельство утраты права на улучшение жилищных условий несостоятельна. Сам по себе факт отказа военнослужащего от приватизации жилого помещения, не свидетельствует о том, что он утратил право на получение жилого помещения. При увольнении со службы ФИО18. не был обеспечен жилым помещением по норме предоставления. В его пользовании и пользовании его семьи находится та же площадь жилого помещения, что и при постановке его и членов его семьи на очередь для улучшения жилищных условий.
Доказательств обратного не представлено.
Необходимо отметить, что предоставление необходимых для ежегодной перерегистрации документов с нарушением срока не отнесено к числу обстоятельств, которые свидетельствуют о решении жилищной проблемы военнослужащего.
Оценивая приведенные выше нарушения, допущенные судами первой и апелляционной инстанции в указанной части, президиум приходит к выводу о существенном характере таких нарушений, в связи с чем решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда в части отказа в признании незаконным постановления администрации от 14 января 2013 года о снятии с учета военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях и отказа в обязании ответчика восстановить на учете военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях с 25 декабря 1992 года, подлежат отмене в связи с существенным нарушением норм материального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судами первой инстанции установлены, не требуется дополнительно собирать и оценивать доказательства, президиум Ленинградского областного суда находит возможным, отменяя судебные постановления в указанной части, принять новое решение, не передавая дело для нового рассмотрения.
По изложенным выше основаниям в их совокупности, с учетом того, что ФИО18 принят на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, и обстоятельства, свидетельствующие о решении жилищной проблемы последнего за период после постановки на учет не выявлены, он сохраняет право стоять на соответствующем учете, как не утративший оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма, в связи с чем оспариваемое постановление администрации МО " "данные изъяты" N от 14 января 2013 года должно быть признано незаконным и недействующим со дня издания, как нарушающее права и законные интересы заявителя, а заявитель подлежит восстановлению в очереди с 25 декабря 1992 года.
Вместе с тем президиум не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции и определения судебной коллегии по гражданским делам в части отказа в иске о признания права за ФИО18. и членами его семьи на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в собственность бесплатно по адресу: "адрес" и обязании Администрации муниципального образования предоставить жилое помещение за счет средств бюджета в собственность бесплатно на состав семьи 3 человека по указанному адресу, поскольку решение вопроса о конкретном способе исполнения государственной обязанности не входит в компетенцию суда, полномочия по обеспечению граждан, указанных в п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих", Областным законом от 18.07.2011 N 57-оз переданы для исполнения органам местного самоуправления муниципальных образований, наделенных статусом муниципального района и городского округа, с передачей средств из федерального бюджета.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Ленинградского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 18 апреля 2013 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 04 июля 2013 года по делу по иску ФИО18 к администрации муниципального образования " "данные изъяты" о признании незаконным и отмене постановления администрации МО " "данные изъяты" N от 14 января 2013 года, обязании администрации восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях с 25 декабря 1992 года, а также о признании права за ФИО18. и членами его семьи на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в собственность бесплатно по адресу: "адрес" и обязании Администрации муниципального образования предоставить жилое помещение за счет средств бюджета в собственность бесплатно на состав семьи 3 человека по указанному адресу, в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным постановления и обязании восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, отменить, принять по делу в указанной части новое решение, которым требования удовлетворить.
Признать незаконным и недействующим с момента принятия постановление администрации МО " "данные изъяты" N от 14 января 2013 года о снятии с учета ФИО18 - военнослужащего, уволенного в запас, составом семьи 3 человека (он, жена, сын).
Обязать администрацию МО " "данные изъяты" восстановить ФИО18 (составом семьи три человека) на учете военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях с 25 декабря 1992 года.
В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 18 апреля 2013 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 04 июля 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судья Смирнов Г.В. Состав судебной коллегии:
Кошелева И.Л.- предс., докл.,
Переверзина Е.Б. и Кабирова Е.В.
докладчик на президиуме Логовеева Е.Г.
копия верна
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.