Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.
судей Насиковской А.А., Свирской О.Д.
при секретаре Шацких С.Г.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 16 октября 2013 года, которым удовлетворен иск Логинова Егора Ивановича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области от 16 августа 2013 года N, об обязании назначить социальную пенсию.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Свирской О.Д., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Логинов Е.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения от 16.08.2013 N об отказе в назначении социальной пенсии, обязании ответчика назначить ему указанную пенсию с 01 мая 2013 года в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
В обоснование заявленных требований истец указал, что по достижении возраста 55 лет он обратился в УПФ РФ (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии по старости, указывая, что он по национальности является вепсом и относится к коренным малочисленным народам Севера, проживает на исконной территории вепского народа в "адрес", а потому в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ имеет право на назначение социальной пенсии с 55-летнего возраста. Несмотря на это, решением УПФ РФ (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области от 16.08.2013 N в назначении такой пенсии истцу отказано ввиду того, что он не проживает в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Истец полагает такой отказ незаконным, нарушающим ее права, в связи с чем он вынужден обратиться в суд с данным требованием за защитой нарушенного права.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области исковые требования не признал, представив письменные мотивированные возражения, в которых указано, что льгота по установлению социальной пенсии с 55 и 50 лет (соответственно мужчинам и женщинам) должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и ведут традиционный образ жизни. Назначение досрочной социальной пенсии лицам, относящимся к числу указанных народов, но проживающим не в пределах указанной территории, противоречит сути дополнительной социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера, предоставляемой в связи с особенностями их жизнедеятельности и хозяйствования, и при этом ставит данных лиц в привилегированное положение по отношению к местным жителям иных национальностей, что противоречит статье 19 Конституции РФ.
Представитель третьего лица Администрации МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 16 октября 2013 года исковые требования Логинова Е.И. удовлетворены. Суд обязал Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Подпорожском районе назначить истцу социальную пенсию по старости с 01 августа 2013 года.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области просит постановленное по делу решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции при разрешении дела норм материального права, и указывая, что поскольку Ленинградская область, на территории которой истец постоянно проживает (а именно, "адрес"), не отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, у истца отсутствует право на досрочное назначение пенсии (с 55 лет) на основании п.п. 4 п. 1 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
Проверив материалы дела, определив рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения жалобы и отмены определения, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
При рассмотрении дела судом установлено, что Логинов Е.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец "адрес", по национальности вепс, постоянно проживающий на территории "адрес", 12 августа 2013 года обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении социальной пенсии по старости в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как лицу из числа малочисленных народов Севера.
Решением УПФ в Подпорожском районе Ленинградской области от 16 августа 2013 года в назначении указанной пенсии Логинову Е.И. отказано по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. В "Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ", утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р, содержится народность "вепсы", но не указывается на принадлежность народности вепсов к народам Севера, как того требует подпункт 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ. Согласно "Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера", утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Поскольку Логинов Е.И. постоянно не проживает в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, УПФ в Подпрожском районе пришло к выводу об отсутствии у него права на социальную пенсию с 55-летнего возраста.
Решением вышестоящего пенсионного органа - УПФ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 12.09.2013 N подтверждена обоснованность отказа Логинову Е.И. в назначении пенсии в соответствии с п.п. 4 п. 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
Разрешая исковые требования и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, верно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к обоснованному выводу о том, что при достижении Логиновым Е.И. возраста 55 лет у него возникло право на назначение пенсии, поскольку истцом доказаны как факты принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера и занятия им традиционными видами хозяйственной деятельности этой народности, так и факт постоянного проживания на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, которое в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р отнесено к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в статье 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение этой категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на получение социальной пенсии имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), отнесенные к категории малочисленных народов специальным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 (с последующими изменениями). В этот перечень включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областях.
Вепсы включены также в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 N 53б-р.
Кроме того, необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов. Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" было издано распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 N 631 -р, которым утвержден "Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации". В этот Перечень включены, в числе прочих, Подпорожский муниципальный район Ленинградской области (Винницкое сельское поселение).
Таким образом, вепсам, проживающим на указанной территории, гарантируется предоставление мер социальной защиты, как лицам из числа малочисленных народов Севера, в связи с чем они имеют право на получение социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Как установлено судом первой инстанции, Логинов Е.И. является вепсом, что подтверждается свидетельством о его рождении, относится к коренным малочисленным народам, постоянно проживает на территории традиционного расселения своих предков - "адрес", достиг возраста 55 лет, занимается традиционной хозяйственной деятельностью вепсов: рыболовством, охотой, огородничеством, сбором в лесу ягод, свободно разговаривает на вепсском языке.
С учетом изложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области от 16.08.2013 N об отказе истцу в назначении социальной пенсии.
Исходя из того, что Логинов Е.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., впервые обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии только 12 августа 2013 года, то есть по достижении 56-летнего возраста, суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15.02.2001 N 166-ФЗ пенсия ему не может быть назначена ранее, чем с 01 августа 2013 года.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, верно применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Жалоба ответчика не содержит указаний на обстоятельства, нуждающиеся в дополнительной проверке, и фактически сводятся к изложению обстоятельств, рассмотренных судом первой инстанции при разрешении настоящего дела, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 16 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Н.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.