Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Ночевника С.Г.,
судей: Титовой М.Г. и Рогачевой В.В.,
при секретаре: Дадашевой М.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Сясьстройское городское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 29 октября 2013 года по гражданскому делу N2-1151/2013 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга потребителей к администрации муниципального образования "Сясьстройское городское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области об обязании разработать техническое задание.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее - Управление Роспотребнадзора по ЛО) 12 сентября 2013 года обратилось в Волховский городской суд Ленинградской области с иском в интересах неопределенного круга потребителей к администрации муниципального образования "Сясьстройское городское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области (далее - администрация МО ""Сясьстройское городское поселение") об обязании разработать техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001г. N 24, в срок, установленный судом.
В обоснование своих требований истец указал, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ЛО в Волховском районе в 2012 году в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора качества питьевой воды была произведена оценочная работа по определению среднего уровня показателей проб питьевой воды, отобранных в течение календарного года из разводящей сети централизованной системы холодного хозяйственно-питьевого водоснабжения ОАО "Сясьский ЦБК", используемой для водоснабжения населения г.Сясьстрой Волховского района Ленинградской области, в результате которой было установлено несоответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленными СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по содержанию железа, превышающего предельно-допустимую концентрацию в 3,5 раза.
На основании ч.5 ст.23 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" 31.01.2013г. в адрес главы администрации МО "Сясьстройское городское поселение", главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, а также в адрес директора МУП "Сясьстройские коммунальные системы", эксплуатирующего систему холодного хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Сясьстрой, истцом были направлены уведомления о несоответствии качества воды системы холодного хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Сясьстрой установленным требованиям. Одновременно было указано на необходимость в срок до 01.03.2013г. внести изменения (разработать) техническое задание на разработку и корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также на необходимость разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и представить его на согласование в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Волховском районе в течение трех месяцев с момента получения технического задания из органа местного самоуправления, но не позднее 01.06.2013г.
09 июля 2013 года от ответчика в адрес истца поступило письмо о том, что им подготовлено техническое задание на разработку инвестиционной программы "По приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2013-2020 годы". Однако данный документ был отклонен комиссией по жилищно-коммунальному хозяйству, промышленности, торговле, транспорту, связи и экологии Совета депутатов МО "Сясьстройское городское поселение" и направлен на доработку.
До настоящего времени указанное техническое задание не представлено, что позволяет прийти к выводу о нарушении ответчиком действующего федерального санитарного законодательства. В связи с этим истец на основании ст.46 ГПК РФ обращается в суд с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга потребителей (л.д.5-8).
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 29 октября 2013 года администрация МО "Сясьстройское городское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области в срок к 10 декабря 2013 года обязана разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001г. N 24 (л.д.146-153).
Администрация МО "Сясьстройское городское поселение" подала апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что в соответствии с ч.1 ст.40 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" техническое задание на разработку инвестиционной программы составляется с учетом схемы водоснабжения и водоотведения. В настоящее время у него отсутствует утвержденная схема водоснабжения и водоотведения. Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013г. N782 такие схемы органам местного самоуправления рекомендовано утвердить в срок до 31.12.2013г. Начиная с 01.01.2014г. утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается. Исходя из изложенного, установленный законом срок для исполнения содержащихся в исковом заявлении требований Управления Роспотребнадзора по ЛО еще не наступил и решение суда об обязании ответчика разработать техническое задание в срок к 10.12.2013г. противоречит закону.
При этом у МО "Сясьстройское городское поселение" отсутствует право собственности на сети водоснабжения и водоотведения. Ввиду этого решение суда прямо противоречит ст.225 ГК РФ, в которой не предусматривается передача бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований и без решения суда.
МУП "Сясьстройские коммунальные системы" осуществляет только транзит воды от ОАО "Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат" и именно последний осуществляет водозабор и подготовку воды для разводящей сети (л.д.159-161).
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителей ответчика администрации МО ""Сясьстройское городское поселение", истца Управления Роспотребнадзора по ЛО и третьего лица МУП "Сясьстройские коммунальные системы", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания (л.д. 171-179).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из протоколов лабораторных исследований аккредитованного испытательного лабораторного центра Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Волховском районе" от 27.04.2012г. N1313 и N1314, от 21.05.2012г. N1604 и N1605, от 27.06.2012г. N2133 и N2134, от 09.07.2012г. N2361 и N2362, от 10.09.2012г. N2973 и N2974, от 26.10.2012г. N3564 и N3565, от 19.11.2012г. N3855 и N3856, от 18.12.2012г. N4199 и N4200 следует, что пробы питьевой воды на входе (г.Сясьстрой, ул.Культуры, д. 1а) и на выходе (г.Сясьстрой, ул.Петрозаводская, д.31) разводящей сети не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" по содержанию железа, которое составляло на момент проведения исследований от 0,42 до 1,7 мг/л при допустимом содержании 0,3 мг/л (л.д.23-46).
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЛО в Волховском районе во исполнение обязанности, возложенной на него ч.5 ст.23 ФЗ от 07.12.2011г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон), 31.01.2013г. направил в адрес главы МО "Сясьстройское городское поселение" уведомление о необходимости в срок до 01.03.2013г. внести изменения (разработать) в техническое задание на разработку и корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями (л.д. 9).
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
09 июля 2013 года ответчик проинформировал истца о том, что им подготовлено техническое задание на разработку инвестиционной программы "По приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2013-2020 годы". Указанный документ был направлен в комиссию по жилищно-коммунальному хозяйству, промышленности, торговле, транспорту, связи и экологии Совета депутатов МО "Сясьстройское юродское поселение". При обсуждении члены комиссии отклонили представленное техническое задание и вернули на доработку ввиду отсутствия нормативной правовой базы правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения, а также правил разработки, утверждения и корректировки планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также в связи недостаточной проработкой материала и предложили направить техническое задание для рассмотрения на следующее заседание комиссии в июле 2013 года (л.д.10).
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что до настоящего времени техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями им не подготовлено. Качество питьевой воды в разводящей сети г.Сясьстрой осталось прежним (л.д. 120-133).
При таких обстоятельствах, в силу вышеуказанных положений Закона, а также ч.2 ст.23 Закона, п.4 ст.5 Устава МО "Сясьстройское городское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области и ст.16 Главы 2 Положения об администрации МО "Сясьстройское городское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области (л.д.83-101, 102-108), суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01.
Утверждения ответчика о том, что установленный законом срок, в течение которого он должен разработать техническое задание, еще не наступил, основано на неправильном понимании закона.
В соответствии с ч.1 ст.40 Закона основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом:
1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) целевых показателей деятельности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
3) схемы водоснабжения и водоотведения;
4) плана снижения сбросов;
5) решений органов местного самоуправления поселений, городских округов о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Вместе с тем, положения ч.2 ст.40 Закона, в соответствии с которыми утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается, вступают в силу с 01.01.2014г. (ст.43 Закона). В этот же срок вступает в силу и п.4 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. N641, в котором содержатся аналогичные положения.
Следовательно, в срок до 01.01.2014г. техническое задание и инвестиционная программа могут быть разработаны и утверждены и при отсутствии утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения и содержащаяся в Постановлении Правительства РФ от 05.09.2013г. N782 рекомендация органам местного самоуправления по утверждению схем водоснабжения и водоотведения в срок до 31.12.2013г. не свидетельствует о невозможности разработки и утверждения ответчиком требуемого истцом технического задания.
При этом те положения Закона, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, вступили в силу с 01.01.2013г. и подлежат исполнению.
Техническое задание, которое обязан разработать ответчик, должно содержать мероприятия, необходимые для приведения качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Определение круга таких мероприятий относится к компетенции органа местного самоуправления. На основе данного технического задания организация, осуществляющая холодное водоснабжение, в течение трех месяцев с момента его получения обязана разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (ч.7 ст.23 Закона).
Таким образом, обязывая ответчика разработать техническое задание, суд не возлагает на него непредусмотренные законом обязанности, не решает вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом и не вмешивается в компетенцию организации, осуществляющей холодное водоснабжение, для которой законом установлены самостоятельные обязанности и самостоятельная ответственность за их невыполнение.
В силу положений ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Судебная коллегия полагает, что установленный судом первой инстанции срок до 10.12.2013г. для исполнения ответчиком решения соответствует ст.206 ГПК РФ и является разумным.
При наличии к тому оснований ответчик не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции в порядке ст.203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 29 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Сясьстройское городское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
судья: " ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.