Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Ечина А.А.,
судей Кошкиной М.Г., Адаркина И.А.,
при секретаре судебного заседания Левыкиной Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного учреждения "Магаданский городской лесхоз" на решение Магаданского городского суда от 28 августа 2013 года по иску прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению "Магаданский городской лесхоз" о понуждении получить лицензию на осуществление деятельности.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Адаркина И.А., объяснения представителя муниципального бюджетного учреждения "Магаданский городской лесхоз" Голубева Ю.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора прокуратуры Магаданской области Розенберг Н.Л., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Магадана обратился в Магаданский городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному бюджетному учреждению "Магаданский городской лесхоз" (далее - МБУ "Магаданский городской лесхоз", Учреждение) о возложении обязанности получить лицензию на деятельность по тушению лесных пожаров в срок до "дата".
В обоснование требований указывал, что прокуратурой города Магадана в ходе проведенной проверки установлено, что МБУ "Магаданский городской лесхоз" осуществляет виды деятельности, в том числе проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству городских лесов, ведение мониторинга пожарной безопасности в городских лесах, создание систем предупреждения лесных пожаров, а также охрану городских лесов от пожаров.
Председателем комиссии г. Магадана по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в 2013 году утвержден План тушения лесных пожаров на территории МБУ "Магаданский городской лесхоз" на период пожароопасного сезона 2013 года.
В соответствии с указанным Планом, осуществление мероприятий по тушению и ликвидация лесных пожаров на территории муниципального образования "Город Магадан" возложено на МБУ "Магаданский городской лесхоз".
Ссылаясь на положения пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частей 1, 2 статьи 51, статьи 52, 53.4, часть 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ, часть 1 статьи 2, статьи 3, пункта 14 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункт 4 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, прокурор просил обязать Учреждение получить лицензию на деятельность по тушению лесных пожаров в срок до "дата".
Магаданским городским судом 28 августа 2013 года постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены, на МБУ "Магаданский городской лесхоз" возложена обязанность получить лицензию на деятельность по тушению лесных пожаров, в срок до "дата".
С Учреждения в доход муниципального образования "Город Магадан" взыскана государственная пошлина в размере " ... " рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указано, что деятельность по тушению пожаров не относится к полномочиям органов местного самоуправления, поскольку тушение пожаров в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, в соответствии со статьей Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" отнесено к полномочиям органов государственной власти.
Обращает внимание на то, что согласно пункту 6 части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
Указывает, что в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления отнесены только первичные меры пожарной безопасности, к числу которых тушение пожаров не относится. Также в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Считает, что Магаданским городским судом необоснованно были приняты в качестве доказательства осуществления МБУ "Магаданский городской лесхоз" деятельности по тушению пожаров соглашения, заключенные с различными организациями, которые осуществляют мониторинг и непосредственное тушение пожаров, поскольку эти соглашения носят характер информационного взаимодействия и не предполагают фактического участия МБУ "Магаданский городской лесхоз" в тушении пожаров.
Полагают необоснованной ссылку в решении суда на факт нахождения в распоряжении МБУ "Магаданский городской лесхоз" пожарно-химической станции, имеющей функцию по тушению пожаров, поскольку основным назначением станции не является тушение пожаров, данная функция является вспомогательной.
В представленных на апелляционную жалобу возражениях прокурор города Магадана полагает постановленное судом решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда, отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Прокурор в судебном заседании полагала жалобу не подлежащей удовлетворению, решение Магаданского городского суда от 28 августа 2013 года законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения, участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон "О лицензировании") лицензированию подлежит деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны).
Согласно пунктам 2, 3 статьи 3 Закона "О лицензировании" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии со статьей 52 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-Ф (далее - Лесной кодекс), охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 1).
Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") (часть 2).
Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом "О пожарной безопасности" (часть 3).
Частью 1 статьи 53.4. Лесного кодекса установлено, что тушение лесного пожара включает в себя:
1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; 2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; 3) локализацию лесного пожара; 4) ликвидацию лесного пожара; 5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; 6) предотвращение возобновления лесного пожара.
В силу положений части 1 статьи 53.8. Лесного кодекса, если данным Кодексом не установлено иное, работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 53.8. Лесного кодекса установлено, что в случае, если выполнение работ по тушению лесных пожаров или осуществлению мер пожарной безопасности в лесах не возложено в установленном порядке на государственные учреждения, указанные в части 1 настоящей статьи, органы государственной власти размещают заказы на выполнение данных работ в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Таким образом, действующее правовое регулирование не наделяет органы местного самоуправления самостоятельными полномочиями по ликвидации пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. В их компетенцию входит только организация и принятие первичных мер пожарной безопасности.
Принимая решение об удовлетворении иска прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком осуществляется деятельность по тушению лесных пожаров, которая подлежит лицензированию.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, так как он не основан на материалах дела.
Как следует из материалов дела, МБУ "Магаданский городской лесхоз" является некоммерческой организацией, созданной постановлением мэрии города Магадана от "дата" N ... (пункт 1.2 Устава), для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления (пункт 1.7 Устава).
Целью создания Учреждения является организация использования, охраны, защиты, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий муниципального образования "Город Магадан", обеспечение прав владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в муниципальной собственности (городские леса), а также обеспечение пожарной безопасности в лесах на землях, находящихся в муниципальной собственности (пункт 2.1 Устава).
Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: ведение мониторинга пожарной опасности в городских лесах (пункт 2.3.3); создание систем предупреждения лесных пожаров (пункт 2.3.4); охрана городских лесов от пожаров (пункт 2.3.12).
Таким образом, исходя из уставных документов МБУ "Магаданский городской лесхоз" непосредственно тушением пожаров заниматься не может.
Кроме того, указанная деятельность (тушение пожаров) не относится к полномочиям органов местного самоуправления, при том, что МБУ "Магаданский городской лесхоз" создано именно органом местного самоуправления - мэрией г. Магадана для реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий.
Также судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что заместителем мэра - председателем комиссии города Магадана по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах утвержден План тушения лесных пожаров на территории МБУ "Магаданский городской лесхоз" на период пожароопасного сезона 2013 года. Указанный план согласован начальником ГУ МЧС России по Магаданской области, начальником МКУ "Управление по делам ГО и ЧС мэрии города Магадана", директором МБУ "Магаданский городской лесхоз" (л.д. 14).
Согласно абзацу второму раздела 2 указанного плана, тушение и ликвидация лесных пожаров возложено на МБУ "Магаданский городской лесхоз" (л.д. 16).
Пункт 3 раздела 4 указанного плана содержит информацию о руководителях тушения пожаров на территории МБУ "Магаданский городской лесхоз" - работниках МБУ "Магаданский городской лесхоз" (л.д. 26-27).
Исходя из содержания пункта 1 раздела 6 Плана, при 1 и 2 классах пожарной опасности тушение лесных пожаров осуществляется силами и средствами МБУ "Магаданский городской лесхоз" (л.д. 29).
Вместе с тем, сам по себе факт включения мероприятий по непосредственному тушению пожаров в План тушения лесных пожаров на территории МБУ "Магаданский городской лесхоз" на период пожароопасного сезона 2013 года и указание в нем на осуществление Учреждением деятельности по тушению пожаров не может служить основанием для удовлетворения требований прокурора о получении соответствующей лицензии, поскольку указанные пункты плана противоречат полномочиям органов местного самоуправления, определенных Лесным кодексом Российской Федерации, Законом "О пожарной безопасности" и Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, фактов выполнения соответствующих пунктов вышеуказанного Плана и осуществления тушения пожаров, из материалов дела не усматривается.
Обстоятельства заключения Учреждением соглашений со Службой оперативного обеспечения, ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Магаданской области" (л.д. 41-42), МОГБУ "Северо-Восточная база авиационной охраны лесов" (л.д. 43-44), и УМВД РФ по г. Магадану и УМВД РФ по городу Магадану (л.д. 46-47) и договора с ОАО "Магаданэнерго", (л.д. 48-49), также не свидетельствуют об осуществлении деятельности по тушению пожаров непосредственно МБУ "Магаданский городской лесхоз", поскольку указанные соглашения и договор фактически носят характер информационного взаимодействия, направлены на осуществление мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований прокурора, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
При обстоятельствах установленных по делу судебная коллегия признает решение суда первой инстанции незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального права, что является предусмотренным законом основанием - часть 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБУ "Магаданский городской лесхоз" о понуждении получить лицензию на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда от 28 августа 2013 года отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора к муниципальному бюджетному учреждению "Магаданский городской лесхоз" о понуждении получить лицензию на деятельность по тушению лесных пожаров в срок до "дата", отказать.
Председательствующий Ечин А.А.
Судьи Кошкина М.Г.
Адаркин И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.