Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе
председательствующего Мирошниковой С.В.,
судей Ечина А.А., Кошкиной М.Г.,
при секретаре судебного заседания Левыкиной Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 ноября 2013 года в городе Магадане, в помещении Магаданского областного суда, расположенного по "адрес", апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Любимый город" на решение Магаданского городского суда от 16 августа 2013 года по иску прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Любимый город" о понуждении осуществить ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта, ежемесячно снимать и передавать показания.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошкиной М.Г., выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Любимый город" Бондаренко Е.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, выступление помощника прокурора Магаданской области Розенберг Н.Л., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Магадана обратился в Магаданский городской суд в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Любимый город" (далее по тексту - ООО "Управляющая компания "Любимый город") о возложении обязанности на ответчика осуществить ввод в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учёта на теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение в "адрес", возложении обязанности на ответчика ежемесячно снимать показания с общедомовых (коллективных) приборов учёта на теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение в "адрес" и передавать данные сведения в открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее по тексту - ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго") и муниципальное унитарное предприятие города Магадана "Водоканал" (далее по тексту - МУП г. Магадана "Водоканал").
В обоснование требований указал, что прокуратурой города Магадана проведена проверка по факту уклонения ООО "Управляющая компания "Любимый город" от ввода в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учёта, осуществления снятия показаний по общедомовым (коллективным) приборам учёта.
Проведённой проверкой установлено, что в ходе реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования ЖКХ", в рамках проведённого капитального ремонта "адрес" выполнены работы по установке приборов учёта на теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, что подтверждается актами о приёмке выполненных работ.
Управление многоквартирным жилым домом N ... по "адрес" осуществляет ООО "Управляющая компания "Любимый город".
Проверкой установлено, что в подвале жилого дома в первом подъезде установлены общедомовые приборы учёта коммунальных ресурсов: горячей воды, холодной воды, отопления. Пуско-наладочные работы общедомовых приборов учёта не проведены, к коммерческому учёту приборы не приняты.
Со ссылкой на пункты 5, 11, 16 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, положения Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 указал, что на ООО "Управляющая компания "Любимый город" возложена обязанность по вводу в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учёта, снятию показаний с таких приборов.
Полагал, что невыполнение управляющей компанией работ по вводу общедомовых (коллективных) приборов учёта и не исполнение обязанностей по снятию показаний, нарушает права неопределённого круга лиц, проживающих в "адрес", поскольку расчёт потребления ресурсов до настоящего времени осуществляется по нормативам потребления.
Решением Магаданского городского суда от 16 августа 2013 года исковые требования прокурора города Магадана удовлетворены полностью в соответствии с формулировкой заявленных прокурором требований, также с ООО "Управляющая компания "Любимый город" в доход муниципального образования " " ... "" взыскана государственная пошлина в размере " ... " рублей.
Не согласившись с постановленным решением, ООО "Управляющая компания "Любимый город" подало апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об его отмене ввиду незаконности и необоснованности.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные приводимым в возражениях на исковое заявление и при рассмотрении дела в судебных заседаниях.
Ссылаясь на пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" утверждает, что общедомовые приборы учёта теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения не входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
По мнению, изложенному в жалобе, в силу требований пунктов 5, 9 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2011 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" именно энергоснабжающие организации обязаны осуществлять ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта.
Указывает, что ООО "Управляющая компания "Любимый город", являясь управляющей организацией, оказывающей услуги по ремонту и содержанию общедомового имущества многоквартирного дома, каких-либо договоров на поставку энергоносителей и холодной воды с ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" и МУП г. Магадана "Водоканал" не заключало, в связи с чем не несёт обязанности осуществлять ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта.
Третьи лица - ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" и МУП г. Магадана "Водоканал", извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
На основании частей 3, 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не находит.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам (статья 67 ГПК РФ) и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Статьей 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, к которым ч. 4 ст. 154 ЖК РФ отнесены горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, отопление (теплоснабжение), определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки.
Коллективные (общедомовые) приборы учета холодной и горячей воды, являющиеся частью внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, и коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, входящие во внутридомовую систему отопления, п.п. 5 и 6 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 14.05.2013) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме ... ", вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, включены в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).
Из представленного в материалы дела договора от "дата" (л.д. 58-61) усматривается, что собственники жилых помещений многоквартирного дома "адрес" на основании решения общего собрания, оформленного протоколом N ... от "дата" (л.д. 53-57), способом управления многоквартирным домом выбрали управляющую организацию ООО "Управляющая компания "Любимый город".
Право собственников помещений в многоквартирном доме "адрес" в целях надлежащего содержания общего имущества привлекать управляющую компанию ООО "Управляющая компания "Любимый город" для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом) и корреспондирующая ему обязанность управляющей организации оказывать собственникам помещений в этом многоквартирном доме услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, в том числе обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой энергии установлена частью 5 статьи 161, статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. "к" п. 11, п. 12, п.п. "а" п. 16 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 14.05.2013) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме ... ".
Аналогичная обязанность собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить до "дата" оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию установлена частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при этом возложение этой обязанности на ответчика как на управляющую организацию корреспондирует с положениями ст.ст. 161, 162 ЖК РФ и п.п. "к" п. 11 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Обязанность ответчика обеспечить ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета прямо предусмотрена п.п. "с" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 19.09.2013).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно акту проверки от "дата", проведённой прокуратурой города Магадана по вопросу ввода в эксплуатацию и снятия показаний с общедомовых приборов учёта, в первом подъезде дома "адрес" установленные общедомовые приборы учёта коммунальных ресурсов: горячей воды, холодной воды, отопления, не подключены к электронному тепловычислителю СПТ 943 (л.д. 40-41).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что именно на ответчике, как на управляющей организации, осуществляющей эксплуатацию и обслуживание жилого многоквартирного дома "адрес", лежит обязанность по надлежащему содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, является правильным, в связи с чем требования прокурора подлежали удовлетворению.
Так как ст.ст. 161, 162 ЖК РФ, п.п. "к" п. 11 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, п.п. "с" п. 31 Правил, увт. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ предусмотрена обязанность ответчика обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учёта, а не осуществить, как на то указано в резолютивной части решения суда, судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную часть решения суда и заменить в первом абзаце резолютивной части решения Магаданского городского суда Магаданской области от 16 августа 2013 года слово "осуществить" на слово "обеспечить", так как это предусмотрено, изложив указанный абзац в следующей редакции:
обязать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Любимый город" обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учёта на теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение в "адрес", в срок не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Указание представителя ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции на ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ как на основание возложения обязанности по обеспечению ввода в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учёта на ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" и МУП г. Магадана "Водоканал" на организации, осуществляющие снабжение водой, тепловой энергией собственников общего имущества многоквартирного дома, основана на неверном понимании указанной нормы, которая возлагает на указанные организации обязанность осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, а не по обеспечению ввода приборов учета в эксплуатацию.
Пункт 12 статьи 13 того же Федерального закона, вопреки доводам представителя ответчика, возлагает на организации, осуществляющие снабжение водой и тепловой энергией, обязанность совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, а не обеспечение ввода их в эксплуатацию.
Ссылка представителя ответчика в судебном заседании на то, что коллективные (общедомовые) приборы учета находятся за пределами границы эксплуатационной ответственности ответчика, противоречит п. 8 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, согласно которому границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом, и этим местом соединения является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Это положение корреспондирует пункту 18 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", в силу которого общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя проверку исправности, работоспособности, регулировку и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета, и обязанность по их выполнению лежит на ответчике, как на управляющей организации, осуществляющей эксплуатацию и обслуживание жилого многоквартирного дома "адрес".
Обоснованно судом вынесено решение об обязании ответчика ежемесячно снимать показания с общедомовых (коллективных) приборов учета и передавать сведения ресурсоснабжающим организациям, так как такая обязанность предусмотрена п. "е" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 19.09.2013).
Доводы представителя ответчика об оплате коммунальных ресурсов на общедомовые нужды не ответчику, а ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" и МУП г. Магадана "Водоканал", и о незаключении ответчиком договоров с указанными организациями не отменяют положений ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме не имеют права вносить плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества, ресурсоснабжающим организациям, и п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 19.09.2013), согласно которому ответчик имеет право получать плату за потребленные коммунальные услуги с собственников помещений в доме. Обязанность получать плату за коммунальные услуги возложена на ответчика п. 2.1.1 договора управления многоквартирных домом "адрес" от "дата".
Кроме того, ответчик имеет возможность заключить с ресурсоснабжающими организациями договор ресурсоснабжения в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 22.07.2013), при этом в силу п.18 Правил, если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
Обязанность по заключению договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями ответчик принял на себя на основании п.п."л" п. 2.1.1 договора управления многоквартирных домом "адрес" от "дата".
Вместе с тем, второй абзац резолютивной части решения Магаданского городского суда Магаданской области от 16 августа 2013 года после слов "данные сведения" подлежит дополнению словами "о показаниях общедомовых (коллективных) приборов учета используемых тепловой энергии и горячей воды", далее по тексту, и после слов ""Магаданэнерго" и" словами "о показаниях общедомовых (коллективных) приборов учета используемой холодной воды", далее по тексту, изложению его в следующей редакции:
обязать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Любимый город" ежемесячно снимать показания с общедомовых (коллективных) приборов учёта на теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение в доме "адрес" и передавать данные сведения о показаниях общедомовых (коллективных) приборов учета используемых тепловой энергии и горячей воды открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" и о показаниях общедомовых (коллективных) приборов учета используемой холодной воды - муниципальному унитарному предприятию города Магадана "Водоканал".
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, они не опровергают выводы суда и не содержат указания на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность решения, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
При разрешении дела суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно мотивированы с применением норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Нарушения или неправильного применения норм процессуального права, влияющих на законность принятого решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магаданского городского суда Магаданской области от 16 августа 2013 года изменить, изложив первый и второй абзацы резолютивной части решения в следующей редакции:
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Любимый город" обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учёта на теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение в доме "адрес", в срок не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Любимый город" ежемесячно снимать показания с общедомовых (коллективных) приборов учёта на теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение в доме "адрес" и передавать данные сведения о показаниях общедомовых (коллективных) приборов учета используемых тепловой энергии и горячей воды открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" и о показаниях общедомовых (коллективных) приборов учета используемой холодной воды - муниципальному унитарному предприятию города Магадана "Водоканал".
В остальной части решение Магаданского городского суда Магаданской области от 16 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Любимый город" - без удовлетворения.
Председательствующий подписи
Судьи подписи
Верно.
Судья Магаданского
областного суда М.Г. Кошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.