Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Шаровой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 декабря 2013 года апелляционную жалобу зарегистрированного кандидата на должность Главы Егорьевского муниципального района Московской области Каныгина А.В. на решение Егорьевского городского суда Московской области от 03 декабря 2013 года по заявлению зарегистрированного кандидата на должность Главы Егорьевского муниципального района Московской области Каныгина А.В. об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Егорьевского района Московской области о регистрации кандидата на должность Главы Егорьевского муниципального района Московской области Раковича С.В.,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Каныгина А.В. - Гусева И.Л., представителя Раковича С.В. - Наумова Д.А., представителя Территориальной избирательной комиссии Егорьевского района Московской области - Лисициной Ю.А., заключение прокурора Тришиной В.В.,
УСТАНОВИЛА:
Зарегистрированный кандидат на должность Главы Егорьевского муниципального района Московской области Каныгин А.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Егорьевского района Московской области от 22.11.2013 N 54 "О регистрации Раковича С.В., выдвинутого избирательным объединением "Московское областное отделение политической партии ЛДПР" кандидатом на должность Главы Егорьевского муниципального района на досрочных выборах Главы Егорьевского муниципального района, назначенных на 22.12.2013 года".
Требования мотивированы тем, что оспариваемое решение принято с нарушением п. 1 ч. 6 ст. 23 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-03 "О муниципальных выборах в Московской области", поскольку кандидатом Раковичем С.В. в избирательную комиссию не представлены сведения о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации.
В судебном заседании Каныгин А.В. поддержал заявление в полном объеме.
Представитель Раковича С.В. по доверенности - Наумов Д.А., против удовлетворения заявления возражал, ссылаясь на то, что Территориальная избирательная комиссия не выполнила обязательств по уведомлению кандидата о нарушениях, в связи с чем, Ракович С. В. был лишен права на исправление недостатков поданной им справки в установленный срок.
Председатель Территориальной избирательной комиссии Егорьевского района Московской области Перепелкина Н.З. оставила решение по делу на усмотрение суда, пояснив, что 20.11.2013 Ракович С.В. лично обратился в Территориальную избирательную комиссию с заявлением, к которому приложил пакет документов. Указанное заявление и документы были приняты Территориальной избирательной комиссией. В день сдачи документов помимо Раковича С.В. в Территориальную избирательную комиссию обращались еще три кандидата; кроме того, количество членов комиссии было сокращено на три человека, в связи с чем, увеличилась нагрузка при приеме документов и их проверке. Вследствие загруженности члены Территориальной избирательной комиссии технически не досмотрели документы, предоставленные Раковичем С.В., а именно, что во второй справке также указаны сведения об имуществе в отношении супруги и не указаны сведения об имуществе самого кандидата.
Решением Егорьевского городского суда Московской области от 03 декабря 2013 года в удовлетворении заявления Каныгина А.В. отказано.
В апелляционной жалобе Каныгин А.В. просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Каныгин А.В., Ракович С.В. не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Пунктом 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Егорьевского муниципального района Московской области от 25.10.2013 N 25/3 на 22.12.2013 назначены досрочные выборы Главы Егорьевского муниципального района Московской области (л.д. 20).
Решением Территориальной избирательной комиссии Егорьевского района Московской области от 21.11.2013 N 52 Каныгин А.В. зарегистрирован кандидатом на должность Главы Егорьевского муниципального района Московской области (л.д. 23).
22.11.2013 Территориальной избирательной комиссией Егорьевского района Московской области было также принято решение N 54 о регистрации Раковича С.В. кандидатом на должность Главы Егорьевского муниципального района Московской области (л.д. 24).
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Данная статья содержит перечень документов, которые необходимо представить в избирательную комиссию.
В силу п. 3.1 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Аналогичные требования содержит ст. 23 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-03 "О муниципальных выборах в Московской области".
В соответствии с пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Как установил суд, 21.11.2013 в 10.30 Раковичем С.В. в Территориальную избирательную комиссию Егорьевского района Московской области были представлены документы, в том числе две справки о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (л.д. 38).
При этом в обеих справках содержались сведения в отношении супруги кандидата - Ракович О.П..
Справка с указанными сведениями в отношении самого кандидата Раковича С.В. в Территориальную избирательную комиссию представлена не была.
Отказывая в удовлетворении заявления Каныгина А.В., суд первой инстанции исходил из того, что Раковичем С.В. в Территориальную избирательную комиссию были представлены все необходимые для регистрации кандидата документы; избирательная комиссия недостатков в представленных документах не выявила, о неполноте сведений или каких-либо нарушениях в оформлении документов Раковича С.В. не уведомила, в связи с чем, Ракович С.В. не мог реализовать свое право на исправление недостатков в представленных документах или на замену оформленных с нарушением требований закона документов в установленный законом срок (п. 1.1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российском Федерации").
Между тем, указанная норма Федерального закона предоставляет кандидатам и избирательным объединениям право вносить уточнения и дополнения, а равно производить замену только в отношении документов, ранее в установленные сроки представленных в избирательную комиссию, не предусматривая возможность представления дополнительных документов, то есть избирательная комиссия обязана известить кандидата, избирательное объединение о неполноте сведений о кандидатах либо несоблюдении требований закона к оформлению документов в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
В рассматриваемом случае имело место именно непредставление документа.
При изложенных обстоятельствах решение Территориальной избирательной комиссии Егорьевского района Московской области от 22.11.2013 N 54 "О регистрации Раковича С.В., выдвинутого избирательным объединением "Московское областное отделение политической партии ЛДПР" кандидатом на должность Главы Егорьевского муниципального района на досрочных выборах Главы Егорьевского муниципального района, назначенных на 22.12.2013 года" не может быть признано законным, в связи с чем, постановленное по делу решение подлежит отмене.
Одновременно судебная коллегия выносит новое решение об удовлетворении заявления Каныгина А.В.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Егорьевского городского суда Московской области от 03 декабря 2013 года отменить, постановить по делу новое решение, которым отменить решение Территориальной избирательной комиссии Егорьевского района Московской области от 22.11.2013 года N54 "О регистрации Раковича С.В., выдвинутого избирательным объединением "Московское областное отделение политической партии ЛДПР" кандидатом на должность Главы Егорьевского муниципального района на досрочных выборах Главы Егорьевского муниципального района, назначенных на 22.12.2013 года".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.