Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Хрипунова М.И.,
судей Титовой О.Г. и Мирошкина В.В.,
при секретаре Фаюстовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 декабря 2013 года апелляционную жалобу представителя ответчицы Скуратовской Э.И. на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 01 октября 2013 года по гражданскому делу по иску администрации СП "Кутузовское" Солнечногорского муниципального района Московской области к Скуратовской Эмме Ивановне о сносе самовольной постройки,
заслушав доклад судьи Московского областного суда Мирошкина В.В.,
объяснения представителя администрации СП "Кутузовское" Солнечногорского муниципального района Московской области по доверенности - Соловьёва В.В. и представителя Скуратовской Э.И. по доверенности - Скуратовского С.Н.,
УСТАНОВИЛА:
истец через своего представителя, наделённого соответствующими полномочиями по доверенности, обратился в суд с иском к ответчице, уточнив его в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просил признать объект незавершённого строительства - двухэтажное 15-ти квартирное здание лит. "А", общей площадью 1083,1 кв.м, с инвентарным номером 290:083:34818, находящееся по адресу: "данные изъяты" на земельном участке площадью 1500 кв.м, с КН 50:09:0070401:1371, категории земель: земли поселений, с видом разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства, самовольной постройкой, обязать ответчицу за свой счёт в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда снести указанную самовольную постройку и внести запись в ЕГРП о прекращении права собственности ответчицы на двухэтажный жилой дом общей площадью 1083,1 кв.м, расположенный по вышеуказанному адресу:
В обоснование уточнённого иска представитель истца ссылался на те обстоятельства, что ответчица на своём земельном участке N 105, предназначенном для ИЖС, возводит многоквартирный жилой дом. Разрешение на строительство органы местного самоуправления не выдавали, градостроительный план земельного участка не утверждался, вид разрешённого использования земельного участка не изменялся. Использование строящегося многоквартирного жилого дома в зоне индивидуальной жилой застройки невозможно ввиду отсутствия централизованных систем водопровода, канализации и водоотведения. Действиями ответчицы нарушены права истца в области управления градостроительной деятельностью в населённом пункте.
Ответчица в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции уточнённый иск не признала, сославшись на то, что возводимое ею здание не является многоквартирным жилым домом, его эксплуатация не угрожает жизни и здоровью граждан.
Представители третьих лиц - ТУ Роспотребнадзора по Солнечногорскому и Клинскому районам, ГУ Госстройнадзор по Московской области и ОГПН по Солнечногорскому району в суд первой инстанции не явились.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 01 октября 2013 года уточнённый иск удовлетворён полностью.
В обоснование постановленного решения суд первой инстанции, сославшись на положения ст. 222 ГК РФ, ст.ст. 1, 7, 85 ЗК РФ, ст.ст. 35-39, 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), ст.ст. 56, 57, 206 ГПК РФ, указал на то, что Скуратовская Э.И. является собственницей земельного участка "данные изъяты" площадью 1 500 кв.м, с кадастровым номером 50:09:0070401:1371, находящегося в "данные изъяты", категории земель: земли поселений, с видом разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства.
03 августа 2012 года в ЕГРП произведена государственная регистрация права собственности Скуратовской Э.И. на двухэтажный жилой дом общей площадью 1 083,1 кв.м, с инв. номером 290:083-34818. (запись за а N 50-50-09/077/2012-258).
Основанием для государственной регистрации права послужил кадастровый паспорт БТИ на строение от 10.07.2012 года.
Из инвентарного дела БТИ и кадастрового паспорта здания от 10 июля 2012 года следует, что на площади 518,4 кв.м в границах земельного участка "данные изъяты" возведено здание площадью 1 083,1 кв.м, 2-х этажное, назначение - жилое, лит. А, год постройки - 2012.
В графе - благоустройство объекта - сведения о наличии водопровода, канализации, отопления, горячего водоснабжения, газоснабжения отсутствуют. Имеется указание на наличие электроснабжения. В поэтажном плане и экспликации к поэтажному плану указано, что здание разделено на 16 отдельных квартир разной площадью, каждая из которых состоит из кухни, топочной, санузла, коридора одной или нескольких комнат, балкона. Указание на 1б-ти квартирную планировку имеется и в инвентаризационной карточке.
При этом техническая инвентаризация выполнена по заказу ответчицы, что следует из договора на проведение технической инвентаризации с БТИ от 23 мая 2012 года.
Земельный участок Скуратовской Э.И. расположен в зоне индивидуальной жилой застройки. Вид разрешённого использования земельного участка не изменялся. Градостроительный план земельного участка, а также разрешение на строительство, перепланировку и переустройство не выдавались, что не оспаривалось и ответчицей.
Согласно экспертному заключению, проведённому экспертом ГУП МО "МОБТИ" Орешкиным С.В. от 15 июля 2013 года, на момент осмотра в здании отсутствуют системы благоустройства, влияющие на жизнеобеспечение, в т.ч. отопление, электричество, водопровод, канализация. Эксплуатация объекта как жилого дома, невозможна. Здание находится в стадии строительства, является объектом незавершённого строительства.
В настоящее время ответчицей совершаются строительные работы для перепланировки и переустройства здания в одноквартирный жилой дом.
Из экспертного заключения, не оспоренного ответчицей и положенного судом первой инстанции в основу решения, следует, что общая готовность спорного здания составляет 60 %: возведены фундамент, стены, кровля, внутренние перегородки, полы, частично внутренняя отделка, отсутствуют коммуникации. При этом его строительство изначально предусматривает строительство двухэтажного 15-ти квартирного жилого дома, предназначенного для проживания более одной семьи.
При его эксплуатации как многоквартирного жилого дома не будут соблюдены требования СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (п. 2.12), так как фактическая застройка земельного участка ответчицы не позволяет организовать на нём требуемые площадки (для игр детей, для отдыха взрослых, для стоянки автомобилей, для выгула собак) в объёме, нормируемом для строящегося здания; СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуальная редакция СНиП 31-01-2, соблюдение которых обязательно для обеспечения требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", поскольку технические условия на подключение систем водоснабжения, в т.ч. пожаротушения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, отсутствуют. Размер оконных проёмов жилых помещений не обеспечивает надлежащую инсоляцию.
Снабжение многоквартирного жилого дома должно быть предусмотрено от централизованной сети водоснабжения населённого пункта. Для одно- и двухэтажных жилых домов допускается предусматривать индивидуальные и коллективные источники водоснабжения. Однако технические условия на подключение к центральным сетям отсутствуют. На земельном участке устроена скважина как источник коллективного водоснабжения. Согласования Роспотребнадзора на место её размещения не имеется. Заключение Роспотребнадзора о возможности использования воды из скважины в качестве питьевой не имеется, что противоречит требованиям Санитарным правилам и нормам "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населённых мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002 года), которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Возведение многоквартирного (15-квартирного) дома в данной земельной и градостроительной зоне не соответствует разрешённым целям использования земельного участка и нормам градостроительного законодательства.
Статья 222 ГК РФ устанавливает, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведённом для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на её право собственности.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом либо за его счёт, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Поскольку многоквартирный жилой дом возводится на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, что не соответствует виду разрешённого использования, без необходимых разрешений, суд первой инстанции уточнённый иск удовлетворил.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ответчица в лице её представителя, наделённого соответствующим полномочием по доверенности, подал апелляционную жалобу на предмет его отмены, указывая на то, что судом первой инстанции не было учтено то обстоятельство, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проёмов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом Российской Федерации не определено. При этом признаки многоквартирного дома содержатся в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47. Данное Постановление в целом регулирует вопросы признания многоквартирного дома аварийным, одновременно устанавливая признаки многоквартирного дома как такового, а именно, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
В силу части 4 статьи 8 Федерального закона N 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие ГрК РФ", статьи 25.3 Федерального закона N122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", до 1 марта 2015 года предоставления разрешения на строительство, а также разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию для государственной регистрации права собственности не требуется.
В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества". В данном законе речь идет об упрощении процедуры оформления прав граждан на некоторые объекты недвижимости. Так, например, упрощён порядок государственной регистрации прав на такие объекты недвижимого имущества, как земельные участки, предоставленные для ведения личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на созданные или создаваемые на них строения или сооружения.
В связи с введением в действие указанного закона Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) был дополнен ст. 25.3 "Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества". Указанная статья Закона о регистрации является специальной и определяет перечень объектов недвижимого имущества, на которые распространяется действие данной нормы, Объекты индивидуального жилищного строительства, создаваемые или созданные на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, также входят в указанный перечень (п. 4 ст. 25.3 Закона о регистрации).
Согласно ст. 25.3 Закона о регистрации для государственной регистрации права собственности на издаваемые или созданные объекты недвижимого имущества гражданин к документам, предоставляемым в соответствии с п. 4 ст. 16 Закона N 122-ФЗ о регистрации, должен представить документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества. Представление документа в земельный участок не требуется, если право заявителя на этот участок ранее зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации.
Для регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства (далее - объект ИЖC), расположенный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, согласно п. 4 ст. 25.3 Закона о регистрации необходимо представить кадастровый паспорт объекта ИЖС, который является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта ИЖС на земельном участке и содержащим его описание. Ни разрешение на строительство, ни разрешение на ввод объекта в эксплуатацию при этом не требуется. Форма кадастрового паспорта установлена приказом Минюста РФ от 18 февраля 2008 г. N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка".
Таким образом, гражданам, которые построили индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки после введения в действие Федерального закона от 17 июля 2009 года N 174-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на земельных участках, предоставленных под индивидуальное строительство или личное подсобное хозяйство в пределах населённых пунктов, не требуется получать разрешение на строительство и разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию, а необходимо представить кадастровый паспорт такого объекта.
Судом первой инстанции не было учтено то обстоятельство, что на основании Федерального закона от 17 июля 2009 года N 174-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" упрощенный порядок оформления прав на индивидуальные жилые дома, построенные в населенных пунктах: городах, поселках, деревнях и т.д., продлевается до 1 марта 2015 года.
Ответчица Скуратовская Э.И. на момент постройки дома имела право собственности на земельный участок, на котором построен дом, построила 2-х этажный дом и зарегистрировала на него право собственности.
Представители третьих лиц - ТУ Роспотребнадзора по Солнечногорскому и Клинскому районам, ГУ Госстройнадзор по Московской области и ОГПН по Солнечногорскому району, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле и проверив письменные материалы дела в пределах этих доводов, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, как постановленного в соответствии с действующими нормами материального и процессуального закона.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объёме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно распределено между сторонами бремя доказывания указанных обстоятельств. Доводам ответчицы и представленным её представителем доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, а также в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами.
Выводы суда основаны на материалах дела.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 01 октября 2013 года по гражданскому делу по иску администрации СП "Кутузовское" Солнечногорского муниципального района Московской области к Скуратовской Эмме Ивановне о сносе самовольной постройки оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.