Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 21 ноября 2013 г. по делу N 33А-1539
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе: председательствующего - Караблина А.А., судей: Балабанова Н.Н. и Зинюшина Н.Н., при секретаре Татарченко Н.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Западноегород Москва
21 ноября 2013 года
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО МО РФ) ФИО7 на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 6 августа 2013 года, согласно которому удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части ФИО14 майора ФИО1 об оспаривании решений заместителя начальника ЗРУЖО МО РФ, связанных с отказом в предоставлении жилого помещения и снятием с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО11, заключившему первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, в период прохождения военной службы в войсковой части ФИО15 по служебному ордеру от 7 октября 2004 года N 110 на состав семьи 3 человека (он, супруга ФИО2 и сын Артем, 1998 г.р.) предоставлена двухкомнатная "адрес", расположенная по адресу: "адрес", по адресу которой они зарегистрировались и стали проживать.
В июне 2007 года брак с ФИО2 заявителем прекращен, а 23 октября 2008 года заключен брак с гражданкой ФИО3, которая с 14 марта 2006 года зарегистрирована вместе с дочерью от первого брака Верой, 1999 г.р., в "адрес" по адресу: "адрес", принадлежащей с 2006 года на праве собственности ее отцу ФИО8 По данному адресу заявитель и члены его семьи - жена и дочь в настоящее время и проживают фактически.
17 июля 2009 года заявитель снялся с регистрационного учета из "адрес", расположенной в "адрес" и с 24 июля того же года принят на регистрационный учет по адресу воинской части: "адрес", "адрес".
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 21 марта 2011 года удовлетворен иск бывшей супруги ФИО11 к федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Тамбовская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными действий начальника указанной КЭЧ района о включении в состав служебных жилых помещений "адрес", расположенной по адресу: "адрес", ранее распределенной заявителю. Данным решением на начальника КЭЧ района судом, кроме того возложена обязанность заключить с бывшей супругой заявителя ФИО2 договор социального найма указанного жилого помещения, на которое в дальнейшем на основании заочного решения того же суда от 19 февраля 2013 года за ней и за их с заявителем сыном Артемом признано право равнодолевой собственности.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 20 сентября 2012 года дочь супруги от первого брака Вера, 1999 г.р. признана членом семьи ФИО11.
Извещением от 25 марта 2013 года заявителю, составом семьи 3 человека включенному в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства (г. Балашиха Московской области) распределена двухкомнатная квартира, общей площадью 60,4 кв.м., с получением которой он был согласен.
Однако решением заместителя начальника ЗРУЖО МО РФ от 15 мая 2013 года ФИО11 отказано в предоставлении вышеуказанного жилого помещения, в связи с превышением общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в ввиду наличия у супруги заявителя и ее дочери Веры права пользования частью жилого помещения (по 17,3 кв.м.), расположенного в "адрес" по адресу: "адрес", общей площадью 51,9 кв.м., принадлежащей на праве собственности ее отцу.
Кроме того, на основании решения заместителя начальника ЗРУЖО МО РФ от 26 июня 2013 года заявитель снят с жилищного учета, поскольку он, как ранее обеспеченный Министерством обороны Российской Федерации двухкомнатной квартирой N 67, расположенной по адресу: "адрес", не сдал ее установленным порядком, а поэтому права на повторное обеспечение жильем не имеет.
Полагая свои права нарушенными, ФИО11 обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными и отменить решения заместителя начальника ЗРУЖО МО РФ от 15 мая и 26 июня 2013 года, обязав восстановить его на жилищном учете и предоставить квартиру, ранее распределенную ему на состав семьи 3 человека в г. Балашихе Московской области.
Решением гарнизонного военного суда заявление ФИО11 удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель начальника ЗРУЖО МО РФ, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО11.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, ее автор ссылается на неправомерный вывод суда первой инстанции о том, что в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ супруга заявителя ФИО2 и ее дочь Вера не являются членами семьи собственника жилого помещения, принадлежащего на праве собственности отцу супруги и расположенного в "адрес" по адресу: "адрес", поскольку вместе с отцом в данной квартире не проживают.
Ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункты 17-18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, и судебную практику Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, высказанную в определении от 24 июня 2010 года N 205-В10-17, делает вывод о том, что заявитель правомерно был снят с жилищного учета, поскольку не имеет права на повторное обеспечение жилым помещением в связи невозможностью сдать жилое помещение, ранее распределенное ему в г. Тамбове.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Приходя к выводу о незаконности решения должностного лица от 15 мая 2013 года об отказе ФИО11 в распределении в г. Балашихе двухкомнатной квартиры, общей площадью 60,4 кв.м., суд первой инстанции исходил из того, что заявитель имеет право на получение этого жилого помещения, поскольку его супруга и ее дочь Вера в соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, зарегистрированные в г. Тамбове по адресу: "адрес", общей площадью 51,9 кв.м., то есть в жилом помещении, собственником которого является отец супруги, не являются членами семьи собственника жилого помещения ввиду отсутствия между ними факта совместного проживания, так как отец супруги в этой квартире не проживает.
Между тем с эти выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Как следует из материалов дела, супруга заявителя с дочерью Верой от первого брака с 14 марта 2006 года зарегистрированы и проживают в г. Тамбове по адресу: "адрес", общей площадью 51,9 кв.м., принадлежащей на праве собственности ее отцу ФИО8, проживающему в другой квартире в этом городе.
Согласно ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением и вправе использовать его, как для личного проживания, так и проживания членов своей семьи, к которым в соответствии со статьей 31 ЖК РФ до регистрации в октябре 2008 года брака с заявителем относились супруга заявителя и ее дочь Вера, в 2006 году вселенные ФИО12 в качестве членов его семьи в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение.
Согласно пунктам 1 и 3 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения военнослужащим и членам их семей составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, которая с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома может быть увеличена на 9 кв.м.
Из изложенного следует, что с учетом нормы обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями по договорам социального найма квартира, распределенная заявителю на состав его семьи в количестве 3 человек, общей площадью 60,4 кв.м., то есть без учета причитающихся на супругу заявителя и ее дочь 34,6 кв.м. в "адрес", принадлежащей ее отцу в г. Тамбове, распред ФИО2 с превышением установленных законодательством норм.
При таких данных решение суда первой инстанции о признании незаконными действий заместителя начальника ЗРУЖО МО РФ от 15 мая 2013 года, связанных с отказом заявителю в предоставлении в г. Балашихе двухкомнатной квартиры, общей площадью 60,4 кв.м. в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и в связи с неправильным применении норм материального права подлежит отмене.
Признавая незаконным решение должностного лица от 26 июня 2013 года о снятии заявителя с жилищного учета, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО11, ранее обеспеченный Министерством обороны Российской Федерации в городе Тамбове двухкомнатной квартирой N 67, расположенной по адресу: "адрес", лишен возможности сдать ее квартирным органам министерства, поскольку в ней не проживает и не зарегистрирован, то есть никаких прав на нее не имеет, что, в частности, установлено судебными решениями Октябрьского районного суда г. Тамбова. При таких обстоятельствах сделан вывод о праве заявителя состоять на жилищном учете.
Между тем такой вывод суда первой инстанции не может быть признан правильным, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 8 мая 2006 года N 66-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пункту 17 Инструкции в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка.
Пунктом 18 Инструкции установлено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой закона государство гарантирует военнослужащим-гражданам, имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членам их семей право на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства. При этом реализация данного права военнослужащих, ранее получивших жилое помещение от органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, законодателем поставлена под условие обязательной сдачи жилого помещения, ранее полученного военнослужащим и (или) членами его семьи по предыдущему месту службы.
Из материалов дела следует, что ФИО11 в период прохождения военной службы Министерством обороны Российской Федерации на основании ордера от 7 октября 2004 года на состав семьи 3 человека (он, супруга ФИО2 и сын Артем, 1998 г.р.) был обеспечен двухкомнатной квартирой N 67, расположенной по адресу: "адрес".
Из этих же материалов дела следует, что в июне 2007 года брак с ФИО2 заявителем прекращен, а с 17 июля 2009 года заявитель снялся с регистрационного учета по адресу вышеуказанной квартиры и с 24 июля того же года принят на указанный учет по адресу воинской части: "адрес"- "адрес", "адрес". В настоящее время по адресу этой квартиры зарегистрирована его бывшая супруга с их сыном Артемом.
Таким образом, поскольку ФИО11 ранее был обеспечен Министерством обороны Российской Федерации жилым помещением и вплоть до снятия с регистрационного учета в июле 2009 года в соответствии с ч. 4 ст. 69 ЖК РФ имел право пользоваться им, однако добровольно прекратил данное право, в результате чего не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права на повторное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В этой связи оспоренным решением заместителя начальника ЗРУЖО МО РФ от 26 июня 2013 года заявитель в соответствии с п. 2 ст. 1 ст. 56 ЖК РФ правомерно был снят с жилищного учета в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а решение суда о признании незаконным данного решения в связи с неправильным применении норм материального права подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 6 августа 2013 года по заявлению ФИО1 в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применении норм материального права - отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решений заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 15 мая и 26 июня 2013 года, связанных с отказом в предоставлении жилого помещения и снятием с жилищного учета, соответственно, - отказать.
Председательствующий
Судьи:
Верно:
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.