Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 14 ноября 2013 г. по делу N 33А-1536
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей Балабанова Н.Н. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ярославского гарнизонного военного суда от 27 августа 2013 года, согласно которому частично удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части "данные изъяты" капитана ФИО1 об оспаривании действий командира этой же воинской части, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, проходивший военную службу в военном комиссариате "адрес", на основании приказа командующего войсками Московского военного округа от 19 сентября 2009 года N 317 полагался зачисленным в распоряжение данного командующего с постановкой на все виды обеспечения в войсковую часть "данные изъяты" ( "адрес"), командиром которой издан приказ от 10 декабря 2009 года N 138 о зачислении заявителя с той же даты в списки личного состава воинской части.
В рапорте от 19 июня 2013 года ФИО1 просил командира воинской части о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения (далее - денежная компенсация), осуществляемого им в г. Ярославле в период с 2011 по 2013 г.г., в удовлетворении которого было отказано.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ командира воинской части и возложить на него обязанность выплатить ему денежную компенсацию за период с января 2011 года по май 2013 года за наем жилого помещения.
Кроме того, заявитель просил суд взыскать в его пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Гарнизонный военный суд требования ФИО1 удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части "данные изъяты", связанные с отказом в выплате ФИО1 денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 марта по 31 мая 2013 года и обязал его и начальника ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям" (далее - УФО) выплатить заявителю денежную компенсацию за март, апрель и май 2013 года в размере "данные изъяты" рублей, отказав в удовлетворении требований о выплате денежной компенсации с января 2011 года по февраль 2013 года.
Кроме того, суд взыскал в пользу заявителя судебные расходы, понесенные им по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме с возмещением в его пользу судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлиной заявления в суд и апелляционной жалобы, а всего в размере 300 рублей.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что после прибытия в войсковую часть "данные изъяты" денежная компенсация за 2010 год ему выплачивалась на основании поданного им рапорта, однако рапорт от января 2011 года о выплате этой компенсации в 2011 году удовлетворен не был. За выплатой оспариваемой компенсации за период с января 2011 года по 2013 год он вновь обратился с рапортом только 19 июня 2013 года.
Считает ошибочным вывод военного суда о том, что с учетом положений ст. 256 ГПК РФ его требования подлежат удовлетворению в части выплаты денежной компенсации только за три месяца, предшествующих обращению в суд, поскольку утверждает о том, что о незаконности действий должностного лица ему стало известно в августе 2013 года от других сослуживцев, обратившихся в суд с аналогичными заявлениями.
В заключение доводов апелляционной жалобы ФИО1, ссылаясь на п. 7 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 2700, полагает о своем праве на получение денежной компенсации, поскольку обращение за ее получением произошло до истечения трех лет со дня возникновения у него этого права.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия на основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ находит необходимым в интересах законности проверить обжалуемое решение суда первой инстанции в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционной жалобе и не связывая себя доводами жалобы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Частью 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, выплата денежной компенсации производится указанной в законе категории военнослужащих в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, не более установленных сумм.
В соответствии с п.п. 12, 14 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей, осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы. Выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется по раздаточной ведомости за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании приказа командира воинской части (начальника организации), в котором указывается сумма денежной компенсации и период, за который производится выплата.
Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются: дата начала найма (поднайма) жилья, дата прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение, а также принимается обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации.
Таким образом, как следует из содержания вышеназванной Инструкции денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим подлежит выплате ежемесячно на основании их рапорта с приложением документов, подтверждающих право на ее выплату, по раздаточной ведомости за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц.
Как видно из материалов дела, после зачисления ФИО1 с 10 декабря 2009 года в списки личного состава войсковой части "данные изъяты", денежная компенсация за наем жилого помещения выплачивалась ему в 2010 году на основании его рапорта, однако его рапорт от января 2011 года, содержащий просьбу о ее выплате в 2011 году, удовлетворен не был.
В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, а согласно ч. 2 указанной выше статьи причины пропуска срока на обращение с заявлением в суд выясняются в предварительном судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при установлении факта пропуска без уважительных причин срока, предусмотренного статьей 256 ГПК РФ, суд, исходя из положений части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
В соответствии с положениями ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок, по причинам, признанным судом уважительными, этот срок может быть восстановлен.
Таким образом, заявитель, не получив оспоренную им компенсацию в феврале и последующие месяцы 2011 года, а также в другие месяцы 2012-2013 г.г., узнал о нарушении командиром воинской части своего права на получение с января 2011 года денежной компенсации и должен был в трехмесячный срок со дня создания должностным лицом препятствий в ее получении обратиться в суд и эти действия (бездействие) оспорить, чего своевременно не сделал, и в суд обратился только 30 июля 2013 года, что усматривается из регистрационного штампа суда на его заявлении.
При этом каких-либо доказательств в обоснование уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, в заявлении приведено не было, а указание в апелляционной жалобе на обстоятельства, связанные с тем, что только в августе 2013 года ее автору стало известно о нарушении его права на получение денежной компенсации, вопреки мнению ФИО1, по вышеприведенным причинам таким не является.
В этой связи суд первой инстанции правомерно применил срок, предусмотренный статьей 256 ГПК РФ, на обращение с заявлением в суд и в отсутствие уважительных причин его пропуска обоснованно по данному основанию отказал заявителю в удовлетворении его заявления в части возложения на командира войсковой части "данные изъяты" обязанности выплатить ФИО1 денежную компенсацию за период с января 2011 года по февраль 2013 года, включительно.
При этом довод апелляционной жалобы о праве заявителя в соответствии с п. 7 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на получение денежной компенсации за весь оспоренный им период времени, не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения суда первой инстанции, поскольку этот пункт регулирует правоотношения, связанные с действиями должностных лиц по внесудебному урегулированию споров военнослужащих, не получивших причитающееся им денежное довольствие за предшествующие обращению три года.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части возложенной на командира войсковой части "данные изъяты" и начальника УФО обязанности выплатить ФИО1 денежную компенсацию за май 2013 года.
Принимая данное решение, без внимания военного суда остались юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, то, что 29 апреля 2013 года заявителем заключен договор социального найма жилого помещения, распределенного ему на состав семьи 2 человека в городе Подольске, избранном им в качестве постоянного места жительства.
В соответствии с п. 17 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 установлено, что выплата денежной компенсации прекращается со дня, следующего за днем утраты права на нее, в том числе со дня, следующего за днем предоставления военнослужащему и совместно проживающим с ним членам его семьи жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, ФИО1, 29 апреля 2013 года заключивший договор социального найма жилого помещения, утратил право на получение денежной компенсации за май 2013 года.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части возложенной на должностных лиц обязанности выплатить заявителю денежную компенсацию за наем жилого помещения в мае 2013 года в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права подлежит отмене, а в удовлетворении соответствующего требования ФИО1 надлежит отказать.
Поскольку судебная коллегия не нашла оснований для удовлетворения требований заявителя, о чем поставлен вопрос в его апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ расходы, понесенные им по оплате государственной пошлины и присужденные в его пользу судом первой инстанции, перераспределению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ярославского гарнизонного военного суда от 27 августа 2013 года по заявлению ФИО1 в части удовлетворения требования заявителя о возложении на командира воинской части и начальника ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям" обязанности выплатить ему денежную компенсацию за наем жилого помещения за май 2013 года, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права - отменить и принять по делу в указанной части новое решение.
В удовлетворении требования ФИО1 о возложении на командира войсковой части "данные изъяты" обязанности выплатить заявителю денежную компенсацию за наем жилого помещения за май 2013 года - отказать.
В остальной части решение гарнизонного военного суда от 27 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно:
Судья Московского
окружного военного суда Зинюшин Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.