Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 17 октября 2013 г. по делу N 33А-1365
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Уланова А.Е.,
судей:
Линкина А.И. и Коронца А.А.,
при секретаре Воробьеве К.С., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - академия) на решение Московского гарнизонного военного суда от 20 июня 2013 года, которым военнослужащему внутренних войск МВД России, проходящему военную службу по контракту на должности заместителя начальника кафедры академии, полковнику Сергееву ФИО7 отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий начальника академии, связанных с отказом в выплате ему ежемесячной надбавки за особые достижения в службе.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Сергеев, являющийся военнослужащим внутренних войск МВД России и проходящий военную службу в академии на должности заместителя начальника кафедры, 15 октября 2012 года обратился с рапортом к вышестоящему командованию о назначении ему, на основании приказа МВД РФ от 19 декабря 2011 года N 1264, ежемесячной надбавки за особые достижения в службе как военнослужащему внутренних войск МВД России, награжденному государственными наградами Российской Федерации - орденом "За боевые заслуги" и медалью Суворова.
20 декабря 2012 года в выплате названной надбавки заявителю отказано на том основании, что при выплате денежного довольствия военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу в академии, необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ, а не Министерства внутренних дел России.
Полагая свои права нарушенными, Сергеев обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать начальника академии восстановить его нарушенное право путем выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе за период с 15 октября 2012 года по день вынесения судом решения.
Судом первой инстанции заявление Сергеева удовлетворено частично.
Суд возложил обязанность на начальника академии установить и выплатить Сергееву ежемесячную надбавку за особые достижения в службе за период с 23 октября 2012 года по день вынесения судом решения в порядке и размерах, предусмотренных приказом МВД РФ от 19 декабря 2011 года N 1264 для военнослужащих внутренних войск МВД РФ, проходящих военную службу по контракту.
В остальной части заявленных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель начальника академии просит решение гарнизонного военного суда отменить в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы ее автор, ссылаясь на ст.ст. 1, 3, 8, 168, 420, 432, 587, 842, 942, 1016 Гражданского кодекса РФ, указывает, что заключенный между Главным командованием внутренних войск МВД РФ и Министерством обороны РФ Договор о подготовке военнослужащих в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МО РФ для внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N N (далее - Договор) подразумевает необходимость начисления и выплаты денежного довольствия военнослужащим ВВ МВД России в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ.
Отмечает, что ч. 20 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установление правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе возложено на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В связи с этим, приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N были утверждены Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, которыми были установлены основания и условия для производства указанной выплаты.
Далее автор жалобы поясняет, что, учитывая то обстоятельство, что заявитель, будучи военнослужащим ВВ МВД РФ, проходит службу на основании Договора в академии, то и выплата ему ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, установленной ч. 20 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", при наличии на то оснований, подлежит в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ.
Обращает внимание на то, что поскольку законом перечень особых достижений в службе не определен, то фактически руководители федеральных органов исполнительной власти, указанные в ч. 20 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вправе самостоятельно устанавливать правила выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе и определять размеры указанной выплаты, не превышающие пределы установленного законом размера, то в своих приказах Министр обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N и Министр внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1264, в пределах предоставленных им полномочий, установили указанные правила выплаты надбавки и ее размеры, которые имеют существенные отличия.
Кроме того, автор жалобы полагает, что судом необоснованно не были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц директор Департамента финансового планирования Министерства обороны РФ, начальник кафедры тактического и оперативного использования академии, Главное командование внутренних войск МВД РФ, Министерство обороны РФ и Правительство РФ.
В заключение жалобы представитель начальника академии со ссылкой на переписку между Министерством обороны РФ и Главным командованием ВВ МВД РФ по вопросам правомерности начисления денежного довольствия военнослужащим ВВ МВД РФ, проходящим военную службу в академии, указывает на то, что между указанными ведомствами была достигнута договоренность о начислении и выплате названным военнослужащим, занимающим воинские должности в учебных заведениях МО РФ, денежного довольствия на основании нормативных актов Министерства обороны РФ. Однако, судом данное обстоятельство не было принято во внимание.
Рассмотрев материалы дела и проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Гарнизонный военный суд, сославшись на ст.ст. 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ч.ч. 2, 12 и 20 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ст.ст. 15 и 50 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", ст. 8 Положения о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 3 марта 1999 года N 281, п.п. 12, 18, 19 Договора, п. 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, утвержденных приказом Министра внутренних дел РФ от 19 декабря 2011 года N 1264, пришел к верному выводу о том, что оспариваемая заявителем ежемесячная надбавка за период с 23 октября 2012 года по день вынесения судом решения подлежит установлению и выплате ему.
Данный вывод суда основан на правильном применении судом норм материального права, верном определении и даче оценки обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Как усматривается из материалов дела, Сергеев является военнослужащим внутренних войск МВД РФ, проходящим службу по контракту, и в настоящее время проходит службу на должности заместителя начальника кафедры академии, при этом он награжден государственными наградами Российской Федерации - орденом "За боевые заслуги" и медалью Суворова.
15 октября 2012 года заявитель в порядке подчиненности обратился с рапортом о назначении ему ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, установленной приказом Министра внутренних дел РФ от 19 декабря 2011 года N 1264.
Однако, в удовлетворении данного рапорта руководством академии ему было отказано со ссылкой на п.п. 12 и 21 Договора и указание Департамента финансового планирования МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N поскольку при начислении денежного довольствия военнослужащим внутренних войск МВД России, которые занимают воинские должности в учебных заведениях МО РФ, необходимо руководствоваться нормативными актами Министерства обороны РФ.
Данный отказ командования, как верно указал суд первой инстанции, является неправомерным, исходя из следующего.
Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за особые достижения в службе устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. При этом, правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с абз. 4 п. 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, утвержденных приказом Министра внутренних дел РФ от 19 декабря 2011 года N 1264 (в редакции приказа МВД РФ от 3 сентября 2012 года N 841), ежемесячная надбавка за особые достижения в службе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, устанавливается и выплачивается военнослужащим, в том числе, награжденным орденами и медалями Российской Федерации в размере 50% от оклада по воинской должности.
Как усматривается из ст. 15 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ" комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления на военную службу по контракту. При этом, статус военнослужащих внутренних войск, порядок прохождения ими военной службы, увольнения с военной службы и пенсионного обеспечения определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 50 вышеназванного Закона и п. 63 ст. 12 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года N 248, финансирование расходов на обеспечение деятельности внутренних войск МВД России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете для Министерства внутренних дел РФ, которое осуществляет функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач.
Пунктом 27 статьи 8 Положения о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 03 марта 1999 года N 281, определено, что Главное командование вносит в Министерство внутренних дел РФ и Министерство финансов РФ предложения о размере бюджетных ассигнований федерального бюджета на содержание внутренних войск, осуществляет истребование бюджетных ассигнований, а также финансирование внутренних войск.
Из п. 2 приказа Министра внутренних дел РФ от 19 декабря 2011 года N 1264 следует, что выплата ежемесячной надбавки за особые достижения в службе производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих внутренних войск МВД России, с 1 января 2012 года. При этом, внесенные приказом МВД РФ от 3 сентября 2012 года N 841 в названный приказ изменения вступили в законную силу с 23 октября 2012 года.
Пунктами 12, 18 и 19 Договора установлено, что обеспечение военнослужащих постоянного и переменного состава, содержащихся за счет численности и средств Главного командования внутренних войск МВД России (далее Главное командование) в штатах военно-учебных заведений МО РФ, осуществляется через соответствующие довольствующие органы Министерства обороны РФ за счет средств Главного командования.
После доведения в установленном порядке до главных распорядителей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, Главное командование направляет Министерству обороны РФ уточненный перечень должностей военнослужащих, подлежащих содержанию за счет численности и средств внутренних войск МВД РФ.
Расчеты за содержание и обучение производятся путем централизованного перечисления денежных средств на лицевой счет Министерства обороны РФ в порядке, установленном Правительством РФ для межведомственных расчетов.
Из п. 3 и 4 Правил осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 октября 2004 года N 565, видно, что взаимные расчеты, включая их уточнение, осуществляются на основании составляемых за полугодие, 9 месяцев и за год актов о подтверждении объема взаимных расчетов по обязательствам, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах ассигнований, выделяемых обеспечивающему главному распорядителю средств на эти цели из федерального бюджета на соответствующий год, путем внесения в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на соответствующий год.
Принятие и исполнение бюджетных обязательств по содержанию и обслуживанию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных ст. 1 Федерального закона "Об обороне", военных судов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов федеральной фельдъегерской связи, подготовке военных кадров и другим видам обеспечения осуществляются за счет ассигнований, полученных на эти цели исполняющим главным распорядителем средств (Министерство обороны РФ) от обеспечивающего главного распорядителя средств (Министерство внутренних дел РФ и Главное командование) в порядке, установленном анализируемыми Правилами, в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, доведенных до обеспечивающего главного распорядителя средств.
Таким образом, нельзя признать законным и обоснованным отказ командования в удовлетворении рапорта заявителя об установлении ему и выплате оспариваемой надбавки, поскольку заявитель, являясь военнослужащим, проходящим военную службу в кадрах внутренних войск, структурно входящих в Министерство внутренних дел РФ, как на основании контракта о прохождении военной службы, так и на основании вышеприведенных норм права, подлежит обеспечению денежным довольствием за счет средств Главного командования, то есть в порядке и размерах, установленных для военнослужащих внутренних войск МВД России.
Делая такой вывод, суд апелляционной инстанции учитывает, что каких-либо дополнительных соглашений относительно содержания постоянного и переменного состава военнослужащих внутренних войск МВД России в военно-учебных заведениях МО РФ, как того требует п. 1 Договора, в материалах дела не содержится.
Ссылка автора жалобы на имеющиеся договоренности между Министерством обороны РФ и Главным командованием относительно порядка финансирования военнослужащих ВВ МВД РФ, проходящих службу в военно-учебных заведениях МО РФ, в том числе путем переписки довольствующих финансовых органов названных ведомств, как на нормативное регулирование оспариваемых правоотношений, не может быть признана обоснованной, так как данные договоренности не носят нормативно-правового характера и противоречат действующему законодательству, а поэтому, в силу ст. 11 ГПК РФ, не подлежат применению при разрешении данного гражданского дела.
Вопреки мнению автора жалобы, Договор не содержит каких-либо положений, прямо определяющих порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим внутренних войск МВД России, которые занимают воинские должности в учебных заведениях МО РФ, согласно которому необходимо руководствоваться нормативными актами Министерства обороны РФ, а поэтому доводы представителя начальника академии о вытекающем из Договора смысле, указывающем на названный порядок, являются не состоятельными.
Учитывая конкретные обстоятельства дела и характер спорного правоотношения, не было необходимости и в привлечении к участию в деле гарнизонным военным судом в качестве третьих лиц директора Департамента финансового планирования Министерства обороны РФ, начальника кафедры тактического и оперативного использования академии, Главное командование внутренних войск МВД РФ, Министерство обороны РФ и Правительство РФ.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование законодательства, которых придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспоренные Сергеевым действия воинского должностного лица нарушают его права, которые подлежат судебной защите.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда от 20 июня 2013 года по заявлению Сергеева ФИО8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского окружного военного суда А.А. Коронец
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.