Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Истоминой И.В.,
судей
Захарова А.В.,
Серовой М.Г.,
при секретаре
Джулаеве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Полярные Зори о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией в части неисполнения обязанности по определению мест отбывания наказания осужденным к исправительным работам и устранении допущенного нарушения,
по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией на
решение Полярнозоринского районного суда от 07 октября 2013 года, по которому постановлено:
"Иск прокурора г. Полярные Зори в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г.Полярные Зори с подведомственной территорией о признании незаконным бездействия в части неисполнения обязанности по определению мест отбывания наказания осужденным к исправительным работам и устранении допущенных нарушений удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования г.Полярные Зори с подведомственной территорией, выразившееся в неисполнении обязанности по определению мест отбывания наказания осужденным к исправительных работам.
Обязать Администрацию муниципального образования г.Полярные Зори с подведомственной территорией определить место отбывания наказания осужденным к наказанию в виде исправительных работ в течение месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу".
Заслушав доклад судьи Истоминой И.В., объяснение представителя Администрацию муниципального образования г. Полярные Зори Соколовой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Мунтян Р.В., полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Полярные Зори в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией в части неисполнения обязанности по определению мест отбывания наказания в виде исправительных работ и устранении допущенного нарушения.
В обоснование требований указал, что по результатам проверки исполнения уголовно-исполнительного законодательства в деятельности филиала по г.Полярные Зори ФКУ УИИ УФСИН России по Мурманской области и органов местного самоуправления было выявлено, что администрацией МО г.Полярные Зори в нарушение статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации не приняты меры по определению мест для отбывания наказания в виде исправительных работ.
Указанное бездействие препятствует достижению установленных уголовно-исполнительным законодательством целей исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений, нарушает установленный законом порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, права, свободы и законные интересы осужденных, то есть нарушаются интересы Российской Федерации, а также права и свободы неопределенного круга лиц.
Поэтому просил суд признать незаконным бездействие администрации МО г.Полярные Зори в части непринятия мер по определению мест для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ, обязать администрацию определить место отбывания наказания в виде исправительных работ в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании заместитель прокурора города Полярные Зори Ермолова Т.Ю. заявленные требования поддержала.
Представитель администрации муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией Соколова С.Н. заявленные требования не признала.
Представитель филиала по г.Полярные Зори ФКУ УИИ УФСИН России по Мурманской области Сотникова М.В. требования прокурора поддержала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Указывает, что судом не дана оценка доводам администрации города о том, что полномочия по определению мест отбывания наказания в виде исправительных работ являются государственными полномочиями, поскольку они не включены в перечень вопросов местного значения городского округа, установленных статьей 16 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом МО г.Полярные Зори с подведомственной территорией.
Полагает, суд не учел, что государственные полномочия по определению мест отбывания наказания в виде исправительных работ в установленном законом порядке администрации города не переданы, субвенции, предоставляемые местному бюджету для осуществления указанных полномочий, не определены и не выделяются.
Указывает, что механизм определения мест для отбывания данного вида уголовного наказания на законодательном уровне не определен, поэтому администрация не вправе своим правовым актом принудительно обязывать юридические лица и индивидуальных предпринимателей предоставлять трудовые места для данной категории граждан.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, статьей 50 Уголовного кодекса РФ исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, в районе места жительства осужденного.
На основании части 2 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обращение прокурора с в суд с данным заявлением обусловлено необходимость защиты охраняемых законом интересов общества и государства, в соответствии с полномочиями прокурора, определенными ст. 45 ГПК РФ, Законом РФ "О прокуратуре Российской Федерации".
Установив, что администрацией муниципального образования город Полярные Зори не определены места отбывания наказания в виде исправительных работ осужденных к указанному виду уголовного наказания, суд пришел к выводу об обоснованности требований прокурора.
Оснований признать такое решение суда неправильным не имеется.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства отнесено к ведению Российской Федерации, в пределах которого законодатель наделен полномочием устанавливать меры государственного принуждения в отношении лиц, совершивших преступления, осужденных и подвергаемых по приговору суда наказанию, существо которого, как следует из ч. 1 ст. 43 УК РФ состоит в лишении или ограничении прав и свобод.
Исправительные работы являются одним из видов уголовного наказания, которое в соответствии с ч. 1 ст. 50 УК РФ, ч. 1 ст. 39 УИК РФ, п. 64 Приказа Минюста РФ от 20 мая 2009 года N 142 (в редакции от 27 декабря 2010 года) "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" назначается по приговору суда осужденному, в том числе не имеющему основного места работы, которое в указанном случае отбывается в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями и исполняются указанными инспекциями в районе места жительства осужденного.
Из содержания приведенных положений закона следует, что для организации отбывания наказания в виде исправительных работ органы местного самоуправления обязаны составлять списки конкретных учреждений и организаций по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Как установлено судом, администрация признавала обязанность организовать места для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ, об этом свидетельствуют постановления принятые в _ _ г.г.( л.д. *).
Однако принятые меры являлись недостаточными для надлежащего соблюдения требований закона.
Так, из материалов дела усматривается, что по состоянию на _ _ года *** граждан, осужденных к исправительным работам, не были трудоустроены ( л.д. *), и это обстоятельство представителем администрации г. Полярные Зори не опровергалось в суде апелляционной инстанции.
Ненадлежащее и несвоевременное исполнение приговора суда является недопустимым.
С учетом изложенного приводимые доводы о том, что администрацией принимались меры по трудоустройству осужденных, не опровергают выводов суда.
Поэтому судебная коллегия находит правильным вывод суда о допущенном органом местного самоуправлением бездействии.
Приводимые доводы об отсутствии объективной возможности определить круг организаций, механизм взаимодействия органа местного самоуправления и работодателей при определении места отбывания наказания, не могут служить основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения требований закона об определении места для отбытия наказания осужденным к исправительным работам.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда законными и обоснованными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Жалоба содержит указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену принятого по делу решения в соответствии с частью 4 ст. 330 ГПК РФ не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Полярнозоринского районного суда от 07 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.