Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Устинович С.Е.
судей
Федоровой И.А.
Самойленко В.Г.
с участием прокурора
Мунтян Р.В.
при секретаре
Невской А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Шестерикова А. С., у которого срок наказания оканчивается _ _ ,
по апелляционной жалобе Шестерикова А. С. на
решение Ловозерского районного суда Мурманской области от 29 октября 2013 года, по которому постановлено:
"Заявление исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Шестерикова А. С., у которого срок наказания оканчивается _ _ , удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Шестерикова А. С., _ _ года рождения, уроженца ... , сроком на шесть лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На период административного надзора возложить на Шестерикова А. С., _ _ года рождения, уроженца ... , освобождаемого из мест лишения свободы _ _ , следующие административные ограничения:
- обязать поднадзорного являться два раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Срок административного надзора в отношении Шестерикова А.С. исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания".
Заслушав доклад судьи Федоровой И.А., заключение прокурора Мурманской областной прокуратуры Мунтян Р.В., полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности начальника ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Шестерикова А.С., освобождаемого из мест лишения свободы.
В обоснование заявленных требований указано, что Шестериков А.С. отбывает наказание в местах лишения свободы за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, в связи с чем, в отношении данного осужденного необходимо установить административный надзор сроком на 6 (шесть) лет и возложить административные ограничения.
В судебном заседании представитель заявителя - ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области Собчук С.В. поддержал заявленные требования.
Заинтересованное лицо - осужденный Шестериков А.С. в судебном заседании не согласился с требованиями, изложенными в заявлении, просил установить административный надзор до трех лет.
Старший помощник прокурора Цыпышев Э.Ю. полагал заявление подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шестериков А.С. просит решение суда отменить. Ссылаясь на пункт 1 статьи 50 Конституции Российской Федерации, указывает, что никто не может быть повторно осужден или наказан за одно и то же преступление.
Считает, что в нарушение положений пункта 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации согласно которому закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, суд первой инстанции назначил ему повторное наказание в виде административного надзора за одно и то же преступление.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" установлено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, определен статьей 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в частности, в отношении поднадзорного лица может устанавливаться административное ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На основании пункта 1 части 3 названной статьи срок административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Порядок установления административного надзора определен частью 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил приведенные положения закона.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Шестериков А.С., _ _ года рождения, ранее судимый, осужден по приговору Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 29 июня 2010 года за совершение преступления, предусмотренного *** УК РФ, при опасном рецидиве преступлений, к * годам * месяцам лишения свободы.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Мурманского областного суда от 26 августа 2010 года указанный приговор изменен в части исключения из вводной части приговора указание о судимостях Шестерикова А.С. от _ _ и от _ _ , в остальной части приговор оставлен без изменения.
Постановлением Ловозерского районного суда Мурманской области от 13 апреля 2012 года о приведении приговора в соответствии с законом постановлено считать Шестерикова А.С. осужденным приговором Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 29 июня 2010 года окончательно на срок * года лишения свободы.
Постановлением президиума Мурманского областного суда от _ _ надзорная жалоба осужденного Шестерикова А.С. на постановление Ловозерского районного суда Мурманской области от 13 апреля 2012 года оставлена без удовлетворения.
Шестериков А.С. подлежит освобождению из мест лишения свободы _ _ .
Установив, что Шестериков А.С. совершил тяжкое преступление в условиях опасного рецидива, что является самостоятельным основанием, предусмотренным законом для установления административного надзора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный надзор за ним должен быть установлен в обязательном порядке.
Определенные судом административные ограничения в отношении Шестерикова А.С. являются необходимыми и обоснованными в целях предупреждения совершения осужденным новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия для защиты государственных и общественных интересов.
Срок административного надзора установлен в соответствии с нормами пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Судебная коллегия находит выводы и решение суда законными и обоснованными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Ссылка Шестерикова А.С. в апелляционной жалобе на то, что установленный административный надзор нарушает его конституционные права и свободы, не влияет на законность постановленного решения, поскольку согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В данном случае ограничение прав и свобод Шестерикова А.С. предусмотрено Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных в законе целей.
Доводы, приведенные Шестериковым А.С. в жалобе о том, что суд назначил ему повторное наказание в виде административного надзора за одно и то же преступление, основаны на неправильном толковании закона.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом ограничений в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не относится к мерам ответственности за совершенное деяние.
Иных доводов, позволяющих ставить под сомнение правильность постановленного по делу решения, в апелляционной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах постановленное судом решение является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к его отмене, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ловозерского районного суда Мурманской области от 29 октября 2013
года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шестерикова А. С. - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.