Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда Новгородской области от 27 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Ребровой И.В., Смирновой Л.Н.,
при секретаре - Николаеве Д.Д.,
с участием прокурора Степановой Е.И.,
представителя департамента строительства и дорожного хозяйства Новгородской области Сембратович В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 ноября 2013 года по докладу судьи Смирновой Л.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе департамента строительства и дорожного хозяйства Новгородской области на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 24 июля 2013 года, которым исковые требования прокурора Парфинского района Новгородской области, действующего в интересах Пономарёвой Е.Ю., удовлетворены и постановлено:
обязать департамент строительства и дорожного хозяйства Новгородской области в срок до 01 сентября 2013 года совершить действия за счет средств областного бюджета Новгородской области по приобретению жилого помещения, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам не ниже предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам нормам и передать указанное специализированное жилое помещение в собственность Парфинского муниципального района Новгородской области,
обязать Администрацию Парфинского муниципального района Новгородской области предоставить и заключить с Пономарёвой Е.Ю. договор найма специализированного жилого помещения, в срок не более одного месяца, с момента государственной регистрации права собственности Парфинского муниципального района Новгородской области на специализированное жилое помещение,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Парфинского района в интересах Пономарёвой Е.Ю., " ... " года рождения, относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без родительского попечения, обратился в суд с иском к Администрации Парфинского муниципального района (далее администрация района), комитету (ныне департаменту, далее Департамент) строительства и дорожного хозяйства Новгородской области и просил возложить на администрацию района обязанность предоставить Пономарёвой Е.Ю. до 01 сентября 2013 года жилое помещение и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения, после передачи его в муниципальную собственность, а департамент обязать совершить действия за счет областного бюджета по приобретению жилого помещения Пономарёвой Е.Ю., применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам не ниже нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам. В обоснование иска указал, что Пономарёва Е.Ю., относящаяся к лицам из числа детей-сирот, принятая на учет нуждающихся в жилом помещении, до настоящего времени жильем не обеспечена.
Судом по делу принято вышеуказанное решение, с которым не согласен Департамент. В апелляционной жалобе указывает на то, что в соответствии с положениями ст. 10 Конституции РФ суд не вправе принимать решение, предписывающее органу исполнительной власти реализовать предоставленные ему законом полномочия. Кроме того, ссылаясь на порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенный Положением об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Администрации Новгородской области от 09 апреля 2013 года N 167, с учетом того, что Департамент только организует строительство (приобретение) жилых помещений для указанной категории граждан после передачи жилых помещений в муниципальную собственность, полагает, что решение суда не может быть признано законным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Департамента Сембратович В.Б., поддержавшую поданную апелляционную жалобу, заслушав прокурора Степанову Е.И., полагавшую решение суда подлежащим изменению, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 1 статьи 11 областного закона Новгородской области от 06 мая 2005 года N468-ОЗ (в редакции от 11 февраля 2013 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что право на внеочередное однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим областным законом в порядке, установленном Администрацией области, имеют, в том числе лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до 31 декабря 2012 года включительно и своевременно не получившие жилое помещение (п.3).
Пунктом 5 статьи 1 областного закона от 23 декабря 2008 года N455-ОЗ (в редакции от 11 февраля 2013 года) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в ч.1 ст.11 областного закона от 06 мая 2005 года N 468-ОЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", переданного для этих целей из государственной собственности в муниципальную.
В силу приведенных положений закона, суд пришел к правильному выводу, что обеспечение жилыми помещениями лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны осуществлять органы местного самоуправления по месту их жительства.
При таком положении, учитывая, что Пономарёва Е.Ю., оставшаяся без родительского помещения, принятая на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, постановлением Администрации Парфинского муниципального района Новгородской области от 02 августа 2012 года N 605, по окончанию пребывания на государственном обеспечении жильем не обеспечена, суд правомерно признал право истца на получение жилого помещения нарушенным и обязал администрацию района предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления.
Между тем выводы суда первой инстанции о возложении на Департамент обязанности за счет средств областного бюджета Новгородской области приобрести жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам нормам применительно к условиям соответствующего населенного пункта и норме предоставления, и передать такое помещение, как специализированное жилое помещение, в собственность муниципального района судебная коллегия находит ошибочными.
В соответствии с Порядком предоставления детям-сиротам жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Администрации Новгородской области от 09 апреля 2013 года N 167, список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на очередной финансовый год направляется комитетом образования области в комитет строительства и дорожного хозяйства Новгородской области не позднее 5 августа текущего года, который не позднее 15 августа представляет расчеты в комитет финансов Новгородской области для определения объема средств, необходимого для обеспечения жилыми помещениями лиц, включенных в список на очередной финансовый год. Строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот организует комитет строительства и дорожного хозяйства Новгородской области.
В течение одного месяца после регистрации права государственной собственности на построенные (приобретенные) жилые помещения для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот они передаются в муниципальную собственность городского округа, муниципальных районов области в порядке, установленном действующим законодательством (п. 5.6) Органы местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в течение одного месяца после принятия распоряжения Администрации области о передаче жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в муниципальную собственность и подписания акта приема-передачи обращаются с соответствующими документами в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области для регистрации права муниципальной собственности на указанные жилые помещения. Жилые помещения для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот включаются органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в специализированный жилищный фонд. Решение о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в форме соответствующего муниципального правового акта.
В силу приведенных положений требования детей-сирот, лиц из числа детей-сирот о предоставлении жилого помещения могут быть предъявлены только к органам местного самоуправления, на которых лежит обязанность по ведению списка детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также по предоставлению конкретного жилого помещения лицу, включенному в утвержденный приказом комитета образования области список на очередной финансовый год и заключению с ним договора найма специализированного жилого помещения.
При таком положении возложение на Департамент обязанности по приобретению для Пономарёвой Е.Ю. жилого помещения в п. Парфино за счет средств областного бюджета вышеприведенным нормативным положениям не соответствует.
Поскольку Пономарёва Е.Ю. поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении постановлением администрации района от 02 августа 2012 года N605, однако жилое помещение для постоянного проживания ей до настоящего времени не предоставлено, судебная коллегия полагает необходимым исключить указание суда на установление срока, в течение которого Пономарёвой Е.Ю. должно быть предоставлено жилое помещение.
С учетом изложенного, принятое судом первой инстанции решение в связи с неправильным применением норм материального права, подлежит изменению.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Старорусского районного суда Новгородской области от 24 июля 2013 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
исковые требования прокурора Парфинского района Новгородской области, действующего в интересах Пономарёвой Е.Ю., удовлетворить частично,
обязать Администрацию Парфинского муниципального района Новгородской области предоставить Пономарёвой Е.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения,
в остальной части в удовлетворении иска прокурора Парфинского района в интересах Пономарёвой Е.Ю. отказать.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: И.В. Реброва
Л.Н. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.