Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда Новгородской области от 27 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Тарасовой Н.В.,
судей - Комаровской Е.И. и Васильевой И.Ю.,
при секретаре Довженко Ю.Н.,
с участием старшего инспектора ОНД " ... " ГУ МЧС Российской Федерации " ... " К.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 ноября 2013 года по докладу судьи Васильевой И.Ю. гражданское дело по апелляционной жалобе Отдела надзорной деятельности " ... " Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий " ... " на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 26 февраля 2013 года, которым заявление Галкина А.А. удовлетворено, признано незаконным и отменено предписание Отдела надзорной деятельности " ... " Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий " ... " от 10 октября 2012 года " ... ",
УСТАНОВИЛА:
Галкин А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным предписания ОНД " ... " ГУ МЧС Российской Федерации " ... " (далее - Отдел) от 10 октября 2012 года N539/1/215, вынесенного старшим инспектором Отдела " ... ". При этом указав, что в соответствии с оспариваемым предписанием по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности при проведении проверки в отношении гражданина Галкина А.А. по адресу: " ... ", выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не выполнено ранее выданное предписание от 23 апреля 2012 года " ... " по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, допущены нарушения требований п.1 прил.1 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а именно: не выдержано необходимое минимальное противопожарное расстояние 15 м. от вспомогательного строения (5 степени огнестойкости) на участке по вышеназванному адресу до бани (строение 5 степени огнестойкости), расположенной на соседнем участке по адресу: " ... "; расстояние между данными строениями составляет 1,7 м. Вместе с тем, указал, что общая площадь застройки на земельном участке Галкина А.А. не превышает 600 кв.м., а потому согласно прим.10 к п.1* прил.1* СНиП 2.07.01-89* расстояния между жилыми зданиями, жилыми и хозяйственными постройками (сараями, гаражами, банями) не нормируются, в связи с чем, полагал вынесенное старшим инспектором Отдела " ... " 10 октября 2012 года предписание не основанным на законе.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ МЧС Российской Федерации " ... ".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Отдел не согласен с решением суда, полагая его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Галкина А.А., ссылаясь на допущенные судом при рассмотрении дела нарушения норм материального права. В частности, указывает, что Отдел относится к федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности в соответствии с требованиями: Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности", Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 года N290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", исходя из которых предписание от 10 октября 2012 года " ... " является законным и обоснованным. Учитывая, что вспомогательное строение было возведено Галкиным А.А. в 2011 году, то есть после вступления в законную силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в отношении указанного строения были применены требования ч.1 ст. 69 названного Федерального закона. На переходный период, то есть до внесения соответствующих изменений в действующие своды правил, при размещении объектов защиты руководствоваться положениями ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которой со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (в частности, строительными нормами и правилами), подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона. Требования к противопожарным расстояниям и проездам в переходный период могут быть приняты по СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", в частности, положения прил.1 СНиП 2.07.01-89* могут применяться на добровольной основе в части, не противоречащей действующему законодательству РФ. Кроме того, противопожарные требования к размещению зданий, строений и сооружений, предусмотренные п.п.4.3-4.16, 5.1.2, 5.2.5.1 СП 4.13130.2009 "Ограничение распространения пожара на объектах защиты", не содержат норм, предусматривающих оценку суммарной площади застройки соседних земельных участков, поэтому при проведении внеплановой выездной проверки по распоряжению от 03 октября 2012 года " ... " суммарная площадь застройки земельного участка Галкина А.А. и соседнего участка не учитывалась.
В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу Галкин А.А. выражает несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, полагая решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, заслушав старшего инспектора ОНД " ... " ГУ МЧС РФ " ... " К.А.В., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Галкину А.А. на основании договора купли-продажи недвижимости от 19 июля 2007 года на праве собственности принадлежит недостроенный жилой дом, назначение: нежилое, с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии " ... " N " ... ", выданным 16 августа 2007 года Управлением Федеральной регистрационной службы " ... ", а также на основании договора купли-продажи земельного участка от 29 августа 2008 года " ... " земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Ж.-Ж.1 (зона односемейных жилых домов коттеджного типа), общая площадь 1594 кв.м., с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии " ... " N " ... ", выданным 22 октября 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы " ... ".
Пользователем смежного земельного участка по адресу: " ... ", с расположенным на нем жилым домом является С.В.Н.
Также судом первой инстанции установлено, что в период с 27 марта по 23 апреля 2012 года старшим инспектором Отдела надзорной деятельности " ... " ГУ МЧС РФ " ... " была проведена внеплановая выездная проверка по обращению о нарушенных правах, поступившему в адрес Отдела 01 марта 2012 года, в результате которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: не выдержано необходимое минимальное противопожарное расстояние 15 метров от вспомогательного строения (пятой степени огнестойкости) на участке по адресу: " ... ", до бани (строение пятой степени огнестойкости), расположенной на участке по адресу: " ... ", (расстояние измерялось К.А.В. совместно с Галкиным А.А. при помощи рулетки) между данными строениями составляет 1,7 метра, о чем 23 апреля 2012 года составлены соответствующий акт " ... ", предписание " ... " по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В соответствии с распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки гражданина от 03 октября 2012 года " ... " в отношении Галкина А.А. в период с 09 по 26 октября 2012 года проведена проверка с целью выполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 23 апреля 2012 года " ... ".
10 октября 2012 года по результатам данной проверки составлен акт " ... " и предписание " ... " по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Так, в соответствии с вышеназванным актом проверки в ходе ее проведения установлено, что Галкиным А.А. ранее выданное предписание от 23 апреля 2012 года " ... " по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности не выполнено; допущены те же нарушения требований п.1 прил.1 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", которые были указаны в акте от 23 апреля 2012 года " ... ".
Истцу было предписано в срок до 01 февраля 2013 года устранить допущенные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренных СНиП 2.07.01-89*"Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
При этом суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч.4 ст. 258 ГПК РФ).
Исходя из ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Вместе с тем, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В свою очередь, безопасность жилища является одной из составляющих права на жилище, закрепленного в ст. 25 Конституции РФ.
Разрешая настоящий спор, районный суд исходил из отсутствия обязательных требований к нормированию противопожарных расстояний между объектами защиты различных классов функциональной пожарной опасности, а также к устройству проездов и подъездов для пожарной техники на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания, в связи с чем, пришел к выводу о необоснованности указания в данном предписании государственного органа на нарушение заявителем перечисленных в нем нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности, удовлетворив заявление Галкина А.А. о признании незаконным и отмене предписания ОНД " ... " ГУ МЧС РФ " ... " от 10 октября 2012 года " ... ".
Вместе с тем, судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может ввиду следующего.
Так, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, что закреплено в преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Указанный Федеральный закон регламентирует основания и порядок проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона и п.9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года N290, должностные лица органов государственного пожарного надзора наделены полномочиями на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, а также на выдачу организациям и гражданам предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В силу ст. 34 Федерального закона граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ст. 38 Федерального закона).
Пунктом 74 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390, как и п.п.22, 115 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N313, действовавших на момент возведения вспомогательного строения на принадлежащем Галкину А.А. земельном участке, установлен запрет использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.
Кроме того, действовавшим в период возведения вспомогательного строения на земельном участке с кадастровым номером " ... " СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года N78, были предусмотрены критерии, которыми необходимо руководствоваться при решении вопроса о допустимости расстояния между зданиями и сооружениями с точки зрения соответствия их противопожарным требованиям, а именно: назначение здания, степень огнестойкости здания, наличие оконных проемов и т.п.
Так, табл.1* прил.1* СНиП 2.07.01-89* предусматривал, что противопожарное расстояние между зданиями, сооружениями и строениями пятой степени огнестойкости, к числу которых относится вспомогательное строение, возведенное на принадлежащем Галкину А.А. земельном участке, должно составлять не менее 15 метров.
Вступивший в силу с 30 апреля 2009 года Федеральный закон от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а именно ст.ст. 69, 75, табл.11, до 12 июля 2012 года также содержал обязательные требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями, а также к противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков, минимальный размер которых для зданий пятой степени огнестойкости составлял 15 метров.
С 12 июля 2012 года названные требования утратили силу, а табл.11, содержащая требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности, в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2012 года N117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" изложена в новой редакции, в которой отсутствует указание на конкретные противопожарные расстояния и порядок их определения.
Вместе с тем, вопреки выводам районного суда, после актуализации СНиП 2.07.01-89* и издания его в редакции СП 42.13330.2011 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года N820, первый не утратил свое действие, что следует из письма Минрегиона РФ от 15 августа 2011 года N18529-08/ИП-ОГ, в соответствии с которым в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил; их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года N1047-р), Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Федерального закона (утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 01 июня 2010 года N2079).
Кроме того, ч.1 ст. 69 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
При этом противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности приведены в табл.1 СП 4.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N174, и в прил.1* вышеназванного СНиП 2.07.01-89*, действовавших на момент возведения вспомогательного строения, проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания.
Вместе с тем, как установлено п.4 ст. 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании", применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в п.1 настоящей статьи перечень документов в области стандартизации, к числу которых относится и СП 4.13130.2009 - нормативный документ по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения, который устанавливает требования по ограничению распространения пожара на объектах защиты, в части, касающейся объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, а также требований по противопожарным расстояниям между ними, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
По смыслу изложенного, а также согласно Информационному письму МЧС РФ от 19 июля 2012 года N19-2-3-2855, допускающему возможность применения к противопожарным расстояниям и проездам требований СНиП 2.07.01-89* после исключения соответствующих положений из Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", следует, что несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, возможно лишь в случае, если выполнение требований Технического регламента подтверждено другим способом.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о возможности несоблюдения противопожарных расстояний при строительстве в отсутствие обязательных требований к таким расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями, а также к противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков не основан на нормах действующего материального права.
Учитывая, что сведений о том, что противопожарное расстояние в 1,7 метра между двумя строениями: вспомогательным строением (пятой степени огнестойкости) на участке по адресу: " ... ", и баней (строение пятой степени огнестойкости), расположенной на участке по адресу: " ... ", обеспечивает нераспространение пожара на соседнее здание в материалах дела не представлено, вывод суда о незаконности выданного предписания лишь ввиду необязательности сводов правил в названной части является неправомерным.
При этом ссылка Галкина А.А. на положения п.10 прил.1* вышеназванного СНиП 2.07.01-89* для обоснованности возведения на принадлежащем ему земельном участке вспомогательного строения в противопожарном разрыве, учитывая факт расположения строений, степень их огнестойкости и целевое назначение, является несостоятельной, так как указанные требования в данном случае применяться не могут, поскольку иное привело бы к нарушению условий безопасного проживания граждан.
При таких обстоятельствах, постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, в силу требований п.4 ч.1, ч.3 ст.330 ГПК РФ данное решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права с принятием по делу нового решения об отказе Галкину А.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене предписания ОНД " ... " ГУ МЧС РФ " ... " от 10 октября 2012 года " ... ".
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 26 февраля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Галкина А.А. о признании незаконным предписания Отдела надзорной деятельности " ... " Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий " ... " от 10 октября 2012 года " ... ", вынесенного старшим инспектором ОНД " ... " ГУ МЧС Российской Федерации " ... ", отказать.
Председательствующий: Н.В. Тарасова
Судьи: Е.И. Комаровская
И.Ю. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.