Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда Новгородской области от 11 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Смирновой Л.Н., Алещенковой И.А.,
при секретаре - Довженко Ю.Н.,
с участием прокурора Сидоровой С.А.,
а также Квитинской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 декабря 2013 года по докладу судьи Алещенковой И.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и дорожного хозяйства " ... " на решение Старорусского районного суда " ... " от " ... ", которым исковые требования прокурора " ... ", действующего в интересах Квитинской М.А., удовлетворены и постановлено:
обязать Департамент образования, науки и молодежной политики " ... " включить Квитинскую М.А., " ... " года рождения, уроженку деревни " ... " в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;
обязать Департамент строительства и дорожного хозяйства " ... " в срок до " ... " совершить действия за счет средств областного бюджета " ... " по приобретению жилого помещения, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам не ниже предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам и передать указанное специализированное жилое помещение в собственность Парфинского муниципального района " ... ";
обязать Администрацию Парфинского муниципального района " ... " предоставить и заключить с Квитинской М.А. договор найма специализированного жилого помещения в срок не более одного месяца с момента государственной регистрации права собственности Парфинского муниципального района " ... " на специализированное жилое помещение,
УСТАНОВИЛА:
" ... " в интересах Квитинской М.А., " ... " года рождения, относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без родительского попечения, обратился в суд с иском к Администрации Парфинского муниципального района (далее Администрация), Департаменту строительства и дорожного хозяйства " ... " (далее Департамент строительства), в котором просил обязать Администрацию принять от Квитинской М.А. документы для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать Департамент строительства совершить действия за счет областного бюджета по приобретению для Квитинской М.А. жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам не ниже предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, обязать Администрацию предоставить и заключить с Квитинской М.А. договор найма специализированного жилого помещения после передачи указанного помещения в муниципальную собственность Администрации.
Определением суда от " ... " по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент образования, науки и молодежной политики " ... " (далее Департамент образования).
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил и просил обязать Департамент образования включить Квитинскую М.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать Департамент строительства в срок до " ... " совершить действия за счет областного бюджета по приобретению жилого помещения для Квитинской М.А. применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам не ниже предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам. В части требований к Администрации просил обязать Администрацию предоставить и заключить с Квитинской М.А. договор найма специализированного приобретенного для неё жилого помещения после передачи указанного помещения в муниципальную собственность Парфинского муниципального района " ... " в течение одного месяца с момента принятия " ... " специализированного жилого помещения в муниципальную собственность.
Судом по делу принято вышеуказанное решение, с которым не согласен Департамент строительства. В апелляционной жалобе указывает на то, что в соответствии с положениями ст. 10 Конституции РФ суд не вправе принимать решение, предписывающее органу исполнительной власти реализовать предоставленные ему законом полномочия. Кроме того, ссылаясь на действующий порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывает, что Департамент только организует строительство (приобретение) жилых помещений для указанной категории граждан, полномочия по передаче областного имущества в муниципальную собственность осуществляет департамент имущественных отношений и государственных закупок " ... ". Решение о предоставлении жилого помещения конкретному лицу из утвержденного списка принимают органы местного самоуправления.
Прокурором, участвующим в деле, на жалобу принесены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Квитинскую М.А., возражавшую против жалобы, а также заслушав прокурора Сидорову С.А., полагавшую решение суда подлежащим изменению, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 1 статьи 11 областного закона Новгородской области от 06 мая 2005 года N468-ОЗ (в редакции от 01 апреля 2013 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим областным законом в порядке, установленном Администрацией области, имеют, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 областного закона от 23 декабря 2008 года N455-ОЗ (в редакции от 27 мая 2013 года) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе по предоставлению лицам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона от 06.05.2005 N 468-ОЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, переданных для этих целей из государственной собственности в муниципальную.
В силу приведенных положений закона районный суд пришел к правильному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны осуществлять органы местного самоуправления по месту их жительства.
При таком положении, учитывая, что Квитинская М.А. относится к категории лиц, оставшихся без родительского попечения, необоснованно не принята Администрацией на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, собственного жилого помещения для проживания либо право пользования на иное жилое помещение не имеющая, суд правомерно признал право истца на получение жилого помещения нарушенным и обязал Департамент образования включить Квитинскую М.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а " ... " - предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления.
Между тем выводы суда первой инстанции о возложении на Департамент строительства обязанности за счет средств областного бюджета " ... " приобрести жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам нормам применительно к условиям соответствующего населенного пункта и норме предоставления, и передать такое помещение, как специализированное жилое помещение, в собственность муниципального района, судебная коллегия находит ошибочными.
В соответствии с Порядком предоставления детям-сиротам жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением " ... " от " ... " N 167, список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на очередной финансовый год направляется комитетом образования области в комитет строительства и дорожного хозяйства " ... " не позднее 5 августа текущего года, который не позднее 15 августа представляет расчеты в комитет финансов " ... " для определения объема средств, необходимого для обеспечения жилыми помещениями лиц, включенных в список на очередной финансовый год. Строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот организует комитет строительства и дорожного хозяйства " ... ".
В течение одного месяца после регистрации права государственной собственности на построенные (приобретенные) жилые помещения для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот они передаются в муниципальную собственность городского округа, муниципальных районов области в порядке, установленном действующим законодательством (п. 5.6) Органы местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в течение одного месяца после принятия распоряжения " ... " о передаче жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в муниципальную собственность и подписания акта приема-передачи обращаются с соответствующими документами в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по " ... " для регистрации права муниципальной собственности на указанные жилые помещения. Жилые помещения для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот включаются органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в специализированный жилищный фонд. Решение о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в форме соответствующего муниципального правового акта.
В силу приведенных положений требования детей-сирот, лиц из числа детей-сирот о предоставлении жилого помещения могут быть предъявлены только к органам местного самоуправления, на которых лежит обязанность по проведению проверки сведений, содержащихся в документах, представленных вместе с заявлением о включении в список детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, принятию решения о возможности или невозможности проживания в жилом помещении (при наличии) и подготовке информации о включении (отказе во включении) в список детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также по предоставлению конкретного жилого помещения лицу, включенному в утвержденный приказом комитета образования области список на очередной финансовый год и заключению с ним договора найма специализированного жилого помещения.
При таком положении возложение на Департамент обязанности по приобретению жилого помещения за счет средств областного бюджета вышеприведенным нормативным положениям не соответствует.
С учетом изложенного, принятое судом первой инстанции решение в связи с неправильным применением норм материального права, подлежит отмене в части и изменению в части возложения обязанностей на Администрацию.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Старорусского районного суда " ... " от " ... " в части возложения на Департамент строительства и дорожного хозяйства " ... " обязанности по совершению за счет средств областного бюджета действий по приобретению жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам не ниже предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам и передаче указанного специализированного жилого помещения в собственность Парфинского муниципального района " ... " - отменить, принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворения данных исковых требований прокурору " ... " отказать.
Это же решение в части возложения обязанностей на Администрацию Парфинского муниципального района " ... " изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
обязать Администрацию Парфинского муниципального района " ... " предоставить Квитинской М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения.
В остальной части оставить это же решение без изменения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: Л.Н. Смирнова
И.А. Алещенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.