Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Подвязниковой Н.А., Ланцовой М.В.,
при секретаре Гудожниковой Н.В. рассмотрела в судебном заседании 13 ноября 2013 года дело по апелляционной жалобе истца - Г.С.С. на решение Центрального районного суда г. Омска от 12 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Г.С.С. в удовлетворении заявленных исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Г.С.С. обратилась в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения вне очереди.
В обоснование заявленных требований указала, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, была воспитанницей детского дома в г. Исилькуль, с 26.09.2003 находилась под опекой. Органом опеки и попечительства не были приняты меры по постановке ее на учет, как нуждающейся в жилье. За ней не было закреплено жилое помещение. Собственником жилого помещения по месту регистрации в * области *район с. * ул. * д. * кв. *, истец не является, владельца данного помещения не знает. Проживать в данном помещении не может, поскольку оно находится в разрушенном состоянии с 2003 года. В 2009 году она пыталась встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, для чего обращалась в Министерство образования Омской области, получила консультацию, собрала необходимые документы для постановки на учет, но на учет постановлена не была в связи с тем, что не получила своевременно до достижения 23 лет ответа на запрос справки формы 25.
Просила суд восстановить срок на подачу заявления для включения её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, предоставить жилое помещение как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области - К.А.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что истец на учете в Министерстве образования как сирота, нуждающаяся в предоставлении жилого помещения, не состоит, в связи, с чем жилое помещение не может быть предоставлено.
Представитель Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, администрация Любинского района Омской области, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец - Г.С.С. просит решение Центрального районного суда г. Омска от 12 сентября 2013 года отменить, считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права. Возражая против постановленного решения, настаивает на удовлетворении ее исковых требований в полном объеме, приводит доводы, изложенные в исковом заявлении относительно наличия у нее права постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории "ребенок-сирота". В обосновании доводов жалобы ссылается на положения Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". При этом настаивает на том, что в 2010 году она обращалась в Министерство образования Омской области для постановки на указанный учет, осуществляла сбор необходимых документов, однако в установленный срок до достижения ею 23 лет, документы собрать не смогла и на указанный учет не встала.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения истца - Г.С.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства дела установлены верно, нарушений в применении норм процессуального и материального права не допущено.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 данной статьи, которая устанавливала предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Г.С.С., до регистрации брака С., относится к категории лиц из числа детей-сирот. Матерью истца Г.(С.) С.С., 20.02.1987 года рождения, является С.Н.В., отцом - С.С.Н., сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
В период с 14.04.1995 по 05.06.2001 С.С.С. являлась воспитанницей детского дома Исилькульского района Омской области и находилась на полном государственном обеспечении.
На основании приказа N * от * С.С.С. выбыла из Исилькульского детского дома в с. * * район.
21.10.2003 Постановлением Главы Любинского муниципального образования района Омской области З.Т.В. назначена попечителем несовершеннолетней С.С.С.
Согласно выписке из похозяйственной книги N * от 11.06.2013 Г.С.С. с 07.06.2001, а также ее несовершеннолетняя дочь - Г.В.В., 23.02.2007 года рождения, зарегистрированы по адресу: * область, * район, с. *, ул. *, д. *, кв. *, но не проживают, так как квартира более десяти лет находится в разрушенном состоянии.
Из представленной администрацией Алексеевского сельского поселения Любинского района Омской области справки от * N * следует, что жилой дом, находящийся по адресу: * область, * район, с. *, ул. *, д. *, кв. *, находится в разрушенном состоянии более десяти лет.
Аналогичные сведения содержатся и в справке администрации Алексеевского сельского поселения Любинского района Омской области от 09.07.2013, указанный дом находится в разрушенном состоянии с апреля 2003 года.
Кроме того, 09.07.2013 Главой Алексеевского сельского поселения утвержден акт обследования домовладения расположенного по адресу: * область, *район, с. *, ул. *, д. *, кв. *,произведенный в составе комиссии с участием: ведущего специалиста администрации Алексеевского сельского поселения - Р.О.Н. и специалистов администрации Алексеевского сельского поселения - Л.Л.Н. и А.Л.А. В ходе данного обследования установлено, что по выше указанному адресу дом находится в разрушенном состоянии и не пригоден для проживания. В доме отсутствует крыша, потолок, оконные проемы, двери, пол, трещины в фундаменте, стены разрушены на 85 %, дом восстановлению не подлежит.
В настоящее время Г.С.С. с 10.09.2013 по 10.12.2013 имеет временную регистрацию у родственника - М.Н.И. по адресу: г. *, ул. *, д. *, кв. *.
Данные обстоятельства не оспаривались ответчиками и не были поставлены под сомнение судом.
Из ответа администрации Любинского муниципального района Омской области N 555КЖК от 17.06.2013, следует, что жилое помещение по договору социального найма администрацией Любинского муниципального района Омской области Г.С.С. ранее предоставлено не было.
По информации администрации Алексеевского сельского поселения N * от 28.08.2013 Г.С.С. не обращалась в жилищную комиссию при администрации Алексеевского сельского поселения для постановки ее на учет как "ребенок-сирота", оставшийся без попечения родителей.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Омской области и ГП ОО "Омский центр Технической инвентаризации и землеустройства" Г.(С.) С.С. собственником какого-либо жилого помещения не значится.
Обращаясь в суд с указанными требованиями, истец полагал, что обладает правом на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке в силу вышеприведенных положений ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ.
Вместе с тем, в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий закон вступил в силу с 01 января 2013 года. Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении у истца на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (01.01.2013) должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Пункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма содержалась в положениях ст. 37 Жилищный кодекс РСФСР.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (от 22.08.2004) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из положений ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-х летнего возраста.
По смыслу приведенных норм права гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна была предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
В силу ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.
В соответствии с указанными нормами лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.
По достижении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, и не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, возможность для получения жилья во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, у такого лица утрачивалась.
В данном случае право на предоставление жилого помещения по договору социального найма реализовывалось при наличии к тому оснований в общем порядке.
При рассмотрении дела установлено, что до достижения 23 лет в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа" истец не обращалась.
Истец обратилась в суд с рассматриваемым заявлением, когда ей исполнилось 26 лет.
Ссылки истца в заявлении и жалобе на ее обращения для постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в период с 2009 по 2010 года, то есть до исполнения ей 23 лет, по статусу "ребенок-сирота", отклоняются в связи с отсутствием достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства.
Из представленных истцом документов, в том числе ответа Министерства образования Омской области, письменного ходатайства заместителю Председателя Правительства Омской области, справки Управления образования администрации Любинского муниципального района Омской области следует, что сбор указанных документов осуществлялся в период с апреля 2013 года, то есть после исполнения истцу 23 лет.
Согласно справке Управления образования администрации Любинского муниципального района Омской области N *от 05.09.2013 Г.(С.) С.С. 08.11.2010 обращалась в отдел опеки и попечительства над несовершеннолетним с целью оформления документов для постановки на очередь по жилью. Ей был выдан перечень документов, сделан запрос в ЗАГС г. Иркутск .
Из письменного ходатайства и.о. директора МУ ДОД "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерваN 35" заместителю Правительства Омской области, Министру образования Омской области N 300 от 18.10.2010 следует, что администрация указанного учреждения просит рассмотреть возможность предоставления комнаты в общежитии Омского технологического колледжа для работника Г.С.С. в связи со сложным материальным положением у нее, она является сиротой, не имеет родственников и жилья в Омске и Омской области. Ранее Г.(С.) С.С. была студенткой Омского технологического колледжа и проживала в данном общежитии.
Однако на дату 08.10.2010 истцу уже исполнилось 23 года.
При этом из ответа Министерства образования Омской области от 26.07.2013 N ИСХ-13/МОБР-* следует, что Г.С.С. утратила статус лица из числа детей-сирот, так как достигла возраста 23 лет .
Вместе с тем, из материалов дела следует и не оспаривается истцом, что до настоящего времени истец не состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
В суде апелляционной инстанции Г.С.С. подтвердила, что впервые обратилась с ходатайством о предоставлении ей жилого помещения в октябре 2010 года, в возрасте более 23 лет. Ранее указанной даты она не обращалась.
Оценив изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку истец до достижении 23 летнего возраста с заявлением о постановке на учет по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа" в установленном порядке не обращалась, как следствие, не была принята на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по указанной категории, в связи с чем утратила предусмотренное законом право на получение жилой площади в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (01 января 2013 года), так и ранее действовавшего положения закона.
Ввиду изложенного, доводы жалобы о наличии у истца права на предоставление жилого помещения как лицу, относящемуся к категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат отклонению.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 12 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - Г.С.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.