Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Дьякова А.Н.,
судей Подвязниковой Н.А., Ланцовой М.В.,
при секретаре Путиловой М.Л.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Закроевой А. В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 02 октября 2013 года, которым постановлено:
"Требования Закроевой А. В. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Закроева А.В. обратилась в суд с иском к Правительству Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что решением Кировского районного народного суда г. Омска от 04.07.1984 года её мать Закроеву Т.А. лишили родительских прав. В периоды с 19.09.1984 по 31.08.1987, 01.09.1987 по 01.09.1997 она являлась воспитанницей детских домов N 4 и N 10 соответственно, и находилась на полном государственном обеспечении. На момент выпуска из детского дома, за ней закрепили жилое помещение по адресу: г. Омск, " ... ", состоящее из одной комнаты, общей площадью 25,30 кв.м., жилой - 16,10 кв.м., где количество зарегистрированных лиц вместе с ней 8 человек. По данному адресу она имеет лишь регистрацию, поскольку фактически там проживает ее мать, лишенная родительских прав. Собственного жилья она не имеет. После выпуска из детского дома она проживала в общежитии учебного заведения, после окончания учебного заведения вынуждена снимать жильё. О постановке на учёт на получение жилья как ребенка, оставшегося без попечения родителей, не знала и своим правом сразу не воспользовалась. Обращаясь в разные инстанции, получала отказы о невозможности решения проблемы. На сегодняшний день она сама является матерью и воспитывает своего ребенка, вынуждена снимать жильё, поскольку собственного не имеет.
Просила обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года N 284-п не ниже установленных социальных норм.
Определением Центрального районного суда г. Омска от 15.08.2013 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
В судебном заседании Закроева А.В. заявленные требования поддержала.
Представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что истица не имеет права на предоставление жилого помещения, поскольку в соответствии с действующим законодательством, граждане должны быть обеспечены жилым помещением при условии постановки на учет в качестве нуждающихся до достижения ими 23 летнего возраста. Закроевой А.В. уже 33 года, доказательства, подтверждающие ее обращение с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет, отсутствуют.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Омской области - Кох А.А. возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Правительства Омской области в судебное заседание не явились. В представленных отзывах требования не признали, полагали себя ненадлежащими ответчиками по делу.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Закроева А.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что при вынесении решения не были исследованы все доказательства по делу, протоколы судебного заседания не отражают их действительности. Согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за сиротами сохраняется право на получение жилья и после достижения двадцатитрехлетнего возраста, при этом отсутствие его на соответствующем учете не лишает его права на получение жилого помещения на льготных основаниях.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Омской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при вынесении решения были допущены судом первой инстанции.
Часть 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает процессуальную обязаность стороны спора доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ, суд оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего до 01.03.2005 г. ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01.01.2013 г. п. 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты ? лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, ? лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ? лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме данным лицам, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 11 ст. 44 Закона Омской области от 04.07.2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 г. N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
Как установлено судом и следует из материалов дела, матерью Закроевой А.В., " ... " года рождения, является Закроева Т.А., отцом - Закроев В.А., сведения об отце записаны со слов матери.
Решением Кировского районного народного суда города Омска от 04.07.1984 Закроева Т.А. лишена родительских прав в отношении девяти несовершеннолетних детей, в том числе, Закроевой А.В., последняя в силу решения Исполкома Кировского райсовета народных депутатов от 31.08.1984 г. N 383 определена в детский дом.
В периоды с 19.09.1984 г. по 13.01.1980 г., с 01.09.1987 г. по 01.09.1997 г. истица воспитывалась в КОУ "Детский дом N 4" и КОУ "Детский дом N 10", соответственно, и находилась на полном государственном обеспечении.
Постановлением главы Администрации Кировского района г. Омска N 100-3 от 21.03.1997 г. за несовершеннолетними Закроевой А.В. и Ватолиным А.В. (брат истицы) закреплена жилая площадь по адресу: г. Омск, " ... ".
Согласно копии лицевого счета от 21.09.2012 г. в квартире по указанному адресу зарегистрированы: Закроева А.В., Санталов В.В., Закроев А.В., Закроев А.В., Санталова Е.В., Пальчаковская К.Ю., Пальчаковский Н.Ю., Пальчаковский Е.Ю. Прим этом, указанное жилое помещение состоит из 1 комнаты, общая площадь 25,3 кв.м., жилая ? 16,1 кв.м.
Фактическое проживание по указанному адресу матери Закроевой А.В. ? Закроевой Т.А., ранее лишенной родительских прав в отношении истицы, подтверждается сведениям УУП ОП N 3 УМВД России по городу Омску.
При изложенном, указанное обстоятельство согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., не свидетельствует об обеспеченности Закроевой А.В. жилым помещением, поскольку противоречит ее интересам.
Также из справки ГП Омской области "Омский центр ТИЗ", уведомления Управления Росреестра по Омской области следует, что Закроева А.В. жилыми помещениями на праве собственности не владеет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истица в настоящее время не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, поскольку обратилась с соответствующими требованиями в возрасте 33 лет, при этом, согласно материалам дела, до достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении ей жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась, что следует из ответов Минобразования Омской области от 27.08.2013 г.
Однако с указанным выводом суда судебная коллегия не может согласиться, исходя из следующего.
До внесения вышеуказанных изменений в законодательство, вступивших в законную силу с 01.01.2013 г., на момент достижения истицей возраста 23 лет ( " ... " г.) жилые помещения по договору социального найма гражданам данной категории предоставлялись только состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ в редакции на данную дату.
Вместе с тем, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, внесшего изменения в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ, действие положений указанной статьи, а также ЖК РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, право состоять на соответствующем учете на получение жилого помещения на льготных основаниях в совокупности по состоянию на 01.01.2013 должно быть действующим и нереализованным.
Вместе с тем, согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., отсутствие лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, поэтому суду следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
В обоснование заявленных требований, Закроева А.В. как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции, ссылалась на первоначальное обращение для постановки на учет на льготную очередь в Администрацию Центрального АО г. Омска до достижения ею 23-летнего возраста - в 2002 году (в 22 года), представив в материалы дела в подтверждение указанных обстоятельств письмо МВОУ "Детский дом N 10" Центрального административного округа г. Омска от 19.11.2002 г. N 576, учитывая, что Закроева А.В. является выпускницей указанного учреждения.
Согласно названному документу, МВОУ "Детский дом N 10" ходатайствовало перед Администрацией Центрального административного округа г. Омска о предоставлении Закроевой А.В., как воспитаннице детского дома, находящейся на полном государственном обеспечении с 1984 года, места в общежитии в связи с обучением в ПУ N4, а впоследствии ? благоустроенного жилого помещения как имеющей льготы. Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в деле дипломом, из которого следует, что Закроева А.В. обучалась в период с 2001 по 2003 год в ГОУ НПО "Профессиональное училище N4" г. Омска, во время обучения проживала в общежитии.
Для проверки доводов истицы судом апелляционной инстанции направлялись запросы в органы, осуществляющие в указанный период учет граждан для получения социальной жилой площади.
В частности, в представленном МВОУ "Детский дом N 10" личном деле Закроевой А.В., содержится копия указанного письма, а также имеется соответствующая отметка в описи документов дела.
Из администрации Центрального АО г. Омска поступил ответ, не содержащий информации по существу запроса, в ответе имелась лишь ссылка на то, что в настоящее время вся документация за 2002 год находится в КУ "Исторический архив Омской области".
Вместе с тем, доказательств, которые бы свидетельствовали о фальсификации указанного письма, либо отсутствии факта обращения МВОУ "Детский дом N 10" Центрального административного округа г. Омска в интересах Закроевой А.В. в материалы дела не представлены.
Однако указанное обстоятельство необоснованно не было принято судом первой инстанции во внимание.
При изложенном, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.
Таким образом, факт обращения Закроевой А.В. (обращение государственного учреждения в ее интересах) в компетентный орган до достижения возраста 23 лет судом апелляционной инстанции установлен.
Также судебная коллегия находит необходимым отметить, что в силу ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе, при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
В силу ч. 2 указанной статьи, в редакции, действующей в период до достижения Закроевой А.В. совершеннолетия, органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 149 СК РФ в редакции, действующей до 01.09.2008 г., дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. При этом в силу ч. 1 ст. 56 СК РФ на органы опеки и попечительства возлагается обязанность по защите прав и законных интересов ребенка.
При изложенном, судебная коллегия приходит к выводу, что обращение в 2002 г. МВОУ "Детский дом N 10" Центрального административного округа г. Омска в Администрацию ЦАО г. Омска о предоставлении жилого помещения Закроевой А.В. являлось хоть и запоздалым действием (в части того, что совершено после достижения Закроевой А.В. совершеннолетия), но направленным на защиту ее жилищных прав. При этом, отсутствие должного реагирования со стороны органов местного самоуправления, в том числе и органов опеки и попечительства, на указанное заявление в силу вышеизложенной позиции Верховного Суда РФ не может являться препятствием для реализации последней своих жилищных и социальных прав.
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о том, что факт обращения в органы местного самоуправления в части обеспечения Закроевой А.В., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имело место быть в 2002 году, то есть до достижения последней возраста 23 лет, то при изложенных основаниях требования последней подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку выводы судом первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 300 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска 02 октября 2013 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Закроевой А. В., " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.